Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социализация




Во-первых, экспериментатор имеет возможность устранить посторонние влияния, снять излишнюю «зашумленность» си­туации и тем самым отчетливее проследить интересующую его зависимость.

Недостаток:Для успешного проведения естественного эксперимента ча­сто необходима полная неосведомленность его участников о том, что их изучают, что созданная ситуация является экспе­риментальной, в противном случае результаты эксперимента могут быть сильно искажены.

Лабораторный экспериментэто исследование, проведен­ное в некоторой искусственной обстановке (например, в лабо­ратории), в основе которого лежит специально созданная си­туация, позволяющая экспериментатору фиксировать интере­сующие его зависимости. В отличие от естественного, лабора­торный эксперимент предполагает организацию достаточно ис­кусственной, необычной для учащихся системы заданий и условий их выполнения. Испытуемый в условиях лабораторного эксперимента знает, что с ним экспериментируют, но, как пра­вило, лишен информации о характере задач, которые решает социальный психолог в эксперименте.

Перенесение эксперимента в лабораторные условия дает исследователю ряд преимуществ (достоинств):

Во-вторых, лабораторные условия позволяют конт­ролировать сразу несколько переменных и точно регистриро­вать ответы-действия испытуемых.

В-третьих, использование специально оборудованных помещений, измерительной аппара­туры, тренажеров позволяет экспериментатору моделировать реальные условия, которые в повседневной жизни не так часто встречаются или недоступны для наблюдения. Например, ла­бораторный эксперимент дает возможность исследовать лич­ность и группу в экстремальных условиях, стрессовых ситуа­циях.

Одним из первых в России лабораторный социально-психо­логический эксперимент освоил В. М. Бехтерев, начав иссле­дование эффективности групповой деятельности. Им было по­казано, что точность восприятия, продуктивность памяти, на­блюдательность индивидов, реализующих совместную деятель­ность в группах, выше, чем при работе в одиночку.

Техника лабораторного эксперимента совершенствовалась далее в лабораториях Б. Г. Ананьева, Ф. Д. Горбова, Е. С. Кузь­мина, В. С. Мерлина, В. Н. Мясищева, Л. И. Уманского, А. С, Чернышева и др.

Особое место среди лабораторных экспериментов в соци­альной психологии занимает аппаратурный эксперимент. В со­циально-психологических исследованиях очень часто использу­ются приборы, дающие возможность моделировать групповую деятельность, — гомеостаты (впервые были предложены Ф. Д. Горбовым и М. А. Новиковым) и групповые интеграторы (впер­вые были созданы в лаборатории Л. И. Уманского).

В основу конструирования подобного рода приборов поло­жен принцип зависимости выполнения задания группой от согласованности действий всех членов группы

Другим примером аппаратурного эксперимента может слу­жить использование аутокинетического эффекта (зрительной иллюзии движения неподвижной светящейся точки в полной темноте) при исследовании внушаемости членов группы. Выяснилось, что на ответ испытуемого оказывает определенное влияние мне­ние других испытуемых, а наличие или отсутствие этого влия­ния связано с принадлежностью этих других к референтной группе индивида и их социометрическим статусом.

Проведение эксперимента в социально-психологических ис­следованиях всегда связано с определенными трудностями и требует от экспериментатора не только превосходного владе­ния техникой его проведения, но прежде всего умения правиль­но его планировать, сконструировать общую гипотезу, опреде­лить выбор логической схемы, определяющей характер про­цедур и порядок различных этапов эксперимента, составить ре­презентативную выборку испытуемых и т. д. Следует иметь в виду, что на достоверность и надежность полученных данных влияет личность экспериментатора, его умение работать с ис­пытуемыми, степень его совместимости с ними, а также добро­вольное согласие испытуемых на участие в эксперименте. Вот почему непременным условием успешного проведения социально-психологического эксперимента должно быть неукоснитель­ное выполнение всех положений и правил, связанных с его по­становкой и реализацией.


Социализация - процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Понятие "социализация" связано с такими понятиями, как "воспитание", "обучение", "развитие личности".

Социализация осуществляется через ряд условий, которые могут быть названы "факторами". Такими факторами социализации являются: целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении.

Воспитание и обучение (в узком смысле) - это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребенку) и формирования у него определенных, социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности.

Случайные социальные воздействия имеют место в любой социальной ситуации, т.е. когда взаимодействуют два или более индивидов. Например, разговор взрослых о своих проблемах может достаточно сильно повлиять на ребенка, но это едва ли можно назвать воспитательным процессом.

Социализируется ребенок, не пассивно принимая различные воздействия (в том числе воспитательные), а постепенно переходя от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. Ребенок активен потому, что у него существуют потребности, и если воспитание учитывает эти потребности, то это будет способствовать развитию активности ребенка. Если же воспитатели постараются устранить активность ребенка, заставляя его "спокойно сидеть", пока они осуществляют свою "воспитательную деятельность", то этим они смогут добиться формирования не идеальной и гармоничной, а ущербной, деформированной, пассивной личности. Активность ребенка будет либо полностью подавлена, и тогда личность сформируется как социально неадаптированная, тревожная, либо (при наличии определенных индивидуальных особенностей, таких, как сильный тип нервной системы и пр.) активность будет реализовываться через различные компенсаторные выходы (например, то, что не разрешено, ребенок будет стараться сделать скрытно и т.п.).

В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения и благодаря этому может происходить изменение его психики. Известно, что у человека есть психические процессы, отличающиеся от психических процессов у животных.

Констатируя такое отличие, Л.С.Выготский выделяет "низшие психические функции" (НПФ) и "высшие" (ВПФ). НПФ (наглядно-действенное мышление, непроизвольное внимание, эмоциональная память и др.) есть у животных и человека. Если человек не имеет возможности взаимодействовать с другими людьми, то его психика исчерпывается только НПФ.

Выготский показал, что для того, чтобы ребенок перешел на более высокий уровень развития (т.е. к ВПФ), необходимо специальное обучение, суть которого сводится к ознакомлению ребенка со знаками, универсальным выражением которых является слово.

Знак - это заместитель, имеющий значение того предмета или процесса, который он замещает. Например, слово "окно" замещает известный всем предмет, и при произнесении этого слова каждый человек понимает (т.е. "расшифровывает" значение, которое содержится в знаке), о чем идет речь.

Высшие психические функции - это речь, словесно-логическое мышление, произвольное внимание и пр. Этот уровень психики и есть результат социализации, однако он не единственный.

Таким образом, понятия "развитие психики" и "социализация" пересекаются, но не тождественны друг другу. Развитие психики включает в себя спонтанные процессы, обусловленные созреванием (то, что наблюдается у животных или людей, лишенных общения с другими людьми, например Маугли), и социальное развитие ВПФ (рис. 7).

Социализация есть изменение психики и формирование личности, хотя как развитие психики не исчерпывается социальными процессами, так и формирование и развитие личности

Рис.7. Соотношение понятий "социализация" и "развитие психики"

Соотношение понятий "социализация" и "развитие психики" не сводимы лишь к социализации. Такое развитие осуществляется, как минимум, посредством двух процессов:

§ социализации;

§ саморазвития, саморазвертывания личности.

Однако личность в процессе своего существования может быть включена в самые различные социальные отношения, регуляторы (принятые нормы, правила) которых могут противоречить друг другу. Так, например, ценности, "прививаемые" в школе ребенку, могут существенно отличаться от тех, которые приняты в его компании во дворе и пр. У человека может быть несколько референтных (значимых, мнение которых он разделяет) групп, и если ценности, принятые в этих группах, сильно отличаются, то это приводит к внутриличностному конфликту. В том случае, когда в системе референтных групп, т.е. в жизненном пространстве человека, нет глубоких и серьезных противоречий, то могут тем не менее быть отдельные, противоречащие друг другу правила или какие-либо ситуативные положения. Это не приводит к внутриличностному конфликту, но может стать причиной того, что человек задумается, будет "переживать", рефлексировать по поводу какой-то своей личностной проблеме. Такое переживание также способно привести и к развитию личности, так как может существенно изменить всю жизнь человека, но это уже не будет называться социализацией.

Социализация начинается с воздействий на индивида, поскольку родители ребенка уже социализованы, а ребенок может на них воздействовать первоначально лишь как биологическое существо (например, если ребенок хочет есть, то сообщает это криком), затем он становится способен взаимодействовать со взрослыми и, далее, воспроизводить имеющийся у него социальный опыт в своей деятельности.

Развиваясь, личность становится субъектом социальных отношений, способным оказывать воздействие на другого человека, но, в силу диалогичности сознания (М.Бахтин, В.Столин), рефлексии, человек может воздействовать и на себя как социальный объект. Такие воздействия не считаются социализацией, но могут составлять основу развития личности.

Таким образом, соотношение понятий "социализация" и "развитие личности" может быть представлено так же, как и соотношение понятий "социализация" и "развитие психики" (рис. 8). При этом следует учитывать, что внесоциальное развитие психики основано на процессах созревания, биологических законах "развертывания" программ поведения, а развитие личности вне социальных взаимодействий представляет собой форму активности личности, которая первоначально проявилась в результате социализации.

Рис.8. Соотношение объемов понятий "социализация", "развитие психики" и "развитие личности "




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.