КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Симпатии и притяжения
Симпатия — это эмоциональная положительная установка на субъект взаимодействия. Взаимная симпатия создает целостное внутригрупповое состояние удовлетворения. Притяжение, являясь одной из составляющих межличностной привлекательности, в основном связано с потребностью человека быть вместе с другим конкретным человеком. Притяжение часто сопряжено с переживаемой симпатией (эмоциональный компонент взаимодействия). Симпатия и притяжение могут проявляться иногда независимо друг от друга. Межличностное притяжение (отталкивание), симпатии (антипатии) можно рассматривать как условие и результат совместимости (несовместимости) двух лиц в определенных условиях взаимодействия. Характер межличностного взаимодействия определяется типом ситуации и личностными особенностями его участников. Ситуации сотрудничества и соперничества предполагают разный характер действий и поведения человека в целом. Исследования показывают, что личностное сходство (подобие) способствует взаимным симпатиям людей. Для образования дружеских отношений в парах большое зна ч ение имеет совместная деятельность и принадлежность к одной и той же группе. В целом сходства (различия) двух взаимодействующих личностей определяются следующими основными факторами: — социологическим (социально-экономическим статусом, профессией, образованием); — социально-психологическим (ценностными ориентациями, общностью целей и позиций, межличностным статусом и т.д.); — психологическим (характером, стереотипом поведения), — психофизиологическим (темпераментом, эмоциональностью, реактивностью организма). Характер дружеских отношений имеет и половые различия: в мужской дружбе реализуются преимущественно предметно-деятельные отношения, в женской - субъективно-эмоциональные. Устойчивость взаимоотношении определяется не только совпадением ценностных ориентаций и других социальных и социально-психологических параметров, но и определенной координацией поведенческих актов более элементарного уровня (стереотипов поведения, характера, темперамента и т.п.). Темп, ритм, точность выполнения каждого поведенческого акта, направленного не только на выполнение предметных задач, но и на взаимодействие людей, всегда имеет значение для успешного функционирования как официальных, так и неофициальных групп. Если соотнести два фактора — уровень социометрического статуса и степень сходства по нему участников группы, — то окажется, что: 1) устойчиво взаимодействуют друг с другом (дружат) лица, имеющие разные социометрические статусы в группе; 2) отвергают друг друга, т.е. испытывают межличностное неприятие, те лица, которые имеют сходные, но недостаточно высокие статусы (уровень "пренебрегаемых" и "непредпочитаемых"). Направленность субъекта на внешний или внутренний мир (экстравертированность или интравертированность) является важной характеристикой, влияющей на межличностные отношения. В процессе углубления взаимодействия (за счет увеличения длительности и значимости совместной деятельности и общения) роль ведущих интересов и ценностных ориентаций усиливается. Для действенной дружбы важно не столько сходство периферийных интересов, сколько ценностно-ориентационное единство. Механизм формирования межличностной привлекательности (лежащей в основе дружеских отношений) имеет специфику в зависимости от возраста и условий, в которых возникают отношения взаимной привязанности. Регуляция привлекательности у школьников опирается на условия взаимодействия (соседство; привязанность, основанная на неосознаваемых историях детских отношений). У них взаимный выбор отвержение менее рационалистичен, чем у студентов, которые, вступая в контакт, осуществляют такой выбор (или отвержение), учитывая личностные качества в настоящий момент. Прежде чем испытать симпатию (антипатию), включиться в общение, человек сознательно или бессознательно познает другого человека. На основе подобного процесса может возникать взаимопонимание. Это понятие обычно определяют как взаимное понимание и согласие. Понимание — способность осмысливать, постигать содержание высказывания, его значения, личностные помыслы партнера по взаимодействию. Это — когнитивный процесс установления связи между явлениями. Но, даже если мы хорошо понимает друг друга, этого часто оказывается недостаточно для нашего функционирования как партнера — необходимо еще согласие. Если в понимании доминирует когнитивная составляющая, то во взаимном согласии — эмоциональная и поведенческая составляющие отношения. В межличностных отношениях согласие приводит к взаимной удовлетворенности партнеров друг другом. Процесс взаимопонимания может заканчиваться достаточно устойчивой межличностной привлекательностью. Наиболее важными параметрами взаимопонимания людей являются адекватность и идентификация. Адекватность — это точность отражения одной личностью другой. Идентификация представляет собой внутреннее отождествление, уподобление человека другому лицу (или объекту). Идентификация в случае межличностных отношений завершается определением сходства (различия) между двумя личностями в сознании каждой из них в отдельности. Межличностные отношения в супружеских парах. Они отличаются от дружеских по ряду показателей. Если дружеские отношения сначала и до конца остаются неофициальными (их существование определяется только потребностью партнеров сохранить отношения), то в супружеских и семейных отношениях межличностные отношения мужчины и женщины, возникнув по типу дружеских отношений, позднее закрепляются как официальные. Р. Хилл выделяет следующие ведущие факторы, определяющие результат выбора брачного партнера: 1) общение и взаимодействие, обусловленные пространственно-временной близостью партнеров; 2) сходство социальных и личностных характеристик партнеров; 3) межличностная привлекательность как следствие сходства личностных характеристик, а также мнений, оценок и отношений [9. С. 3-68]. В счастливых браках партнеры характеризуются: 1) эмоциональной стабильностью; 2) согласием с другими людьми; 3) покладистостью; 4) общительностью; 5) доверчивостью, искренностью; 6) эмоциональной непринужденностью. В несчастливых браках партнеры оцениваются как: 1) эмоционально неуравновешенные (невротичные); 2) критичные к другим людям; 3) стремящиеся к доминированию; 4) замкнутые (отчужденные); 5) подозрительные; 6) эмоционально скованные. Указанный перечень характеристик свидетельствует о проявлении двух основных составляющих удовлетворенности браком: эмоциональной сферы и направленности на социальное окружение.
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 2851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |