Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дошколь­ный возраст




Для дошкольника сверстники выступают носите­лями конкретных норм и форм поведения, зада­ваемых взрослыми. Регуляция поведения ребен­ка осуществляется при помощи социального контроля со сто­роны взрослых и сверстников. Групповые нормы вступают в си­лу главным образом тогда, когда кто-то нарушает принятые в детском сообществе стандарты поведения и тем самым проти­вопоставляет себя другим. В этом случае ребенок оказывается в условиях психологической изоляции: сверстники отказывают ему в эмоциональной поддержке, не хотят с ним «водиться». Сужение сферы межличностных контактов, отрицательно влияя на развитие его личности, препятствует удовлетворению потребнос­тей ребенка в общении. Чем меньше в группе отвергаемых, тем благоприятнее в ней психологический климат.

В дошкольном возрасте закладываются основные стереоти­пы социального поведения личности. Детские сады — это первые организованные сообщества детей, где целенаправленно осу­ществляется формирование коллективистского поведения. Входя в контакт друг с другом, младшие дошкольники оценивают не столько личность партнера, сколько его поступки: поделился игрушкой — «добрый»; не поделился — «жадина». Отношения к сверстнику могут изменяться много раз в течение дня. Взаимо­отношения ограничены рамками актуальной ситуации взаимо­действия. Как отмечает М. И. Лисина, характеристики партне­ра, не связанные с конкретной ситуацией, появляются лишь к старшему дошкольному возрасту.

Мотивы межличностной привлекательности не осознаются дошкольниками. Контакты, возникающие либо спонтанно, когда дети сами выбирают себе партнера для совместной игры, либо организуемые взрослыми, носят непродолжительный характер. Источником представлений о нормативном поведении высту­пают взрослые.Усвоение же норм и правил межличностных от­ношений происходит в реальном взаимодействии со сверстника­ми. Обращение к взрослым отражает стремление ребенка уточ­нить и поддержать правила взаимодействия, если они кем-то нарушаются. Таким образом, довольно распространенное среди дошкольников явление «ябедничества» в основе своей содер­жит отношение детей к соблюдению правил поведения. Усвоение норм происходит только в опыте изменения, нарушения и вос­становления этих норм (В. С. Мухина).

Дети младшего дошкольного возраста, как показали иссле­дования, не предъявляют каких-либо требований к личным ка­чествам и способностям партнеров. В среднем дошкольном воз­расте ребенок уже может дифференцировать свои личные от­ношения. Межличностные связи становятся более избиратель­ными и приобретают относительно устойчивый характер.

У детей старшего дошкольного возраста пробуждается желание осознать поступки товарищей, с которыми они хотят установить более прочные отношения. Исследователями показа­но, что старшие дошкольники уже могут идентифицировать се­бя с игровой ролью и оценить себя и свои действия с точки зрения партнеров.

Значимыми характеристиками «звезд» оказались качества хорошего партнера по игре: умение организовать иг­ровое взаимодействие, согласовывать роли, развивать игровые сюжеты, следовать правилам игры. Дошкольники отдают пред­почтение также тем, кто отличается аккуратностью, стремлени­ем к взаимопомощи, дружелюбием и внешней привлекатель­ностью. Ценится и общее развитие.

Выделяются и недостатки «звезд»: «любит командовать», «не очень слушается», но эти отрицательные качества воспринимаются как незначимые ха­рактеристики. «Изолированные» дошкольники характеризуют­ся дефектностью развития нравственно-волевой сферы: гру­бостью, замкнутостью, ябедничеством, агрессивностью («все пор­тит», «ломает игрушки» и т. д.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.