КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дошкольный возраст
Для дошкольника сверстники выступают носителями конкретных норм и форм поведения, задаваемых взрослыми. Регуляция поведения ребенка осуществляется при помощи социального контроля со стороны взрослых и сверстников. Групповые нормы вступают в силу главным образом тогда, когда кто-то нарушает принятые в детском сообществе стандарты поведения и тем самым противопоставляет себя другим. В этом случае ребенок оказывается в условиях психологической изоляции: сверстники отказывают ему в эмоциональной поддержке, не хотят с ним «водиться». Сужение сферы межличностных контактов, отрицательно влияя на развитие его личности, препятствует удовлетворению потребностей ребенка в общении. Чем меньше в группе отвергаемых, тем благоприятнее в ней психологический климат. В дошкольном возрасте закладываются основные стереотипы социального поведения личности. Детские сады — это первые организованные сообщества детей, где целенаправленно осуществляется формирование коллективистского поведения. Входя в контакт друг с другом, младшие дошкольники оценивают не столько личность партнера, сколько его поступки: поделился игрушкой — «добрый»; не поделился — «жадина». Отношения к сверстнику могут изменяться много раз в течение дня. Взаимоотношения ограничены рамками актуальной ситуации взаимодействия. Как отмечает М. И. Лисина, характеристики партнера, не связанные с конкретной ситуацией, появляются лишь к старшему дошкольному возрасту. Мотивы межличностной привлекательности не осознаются дошкольниками. Контакты, возникающие либо спонтанно, когда дети сами выбирают себе партнера для совместной игры, либо организуемые взрослыми, носят непродолжительный характер. Источником представлений о нормативном поведении выступают взрослые.Усвоение же норм и правил межличностных отношений происходит в реальном взаимодействии со сверстниками. Обращение к взрослым отражает стремление ребенка уточнить и поддержать правила взаимодействия, если они кем-то нарушаются. Таким образом, довольно распространенное среди дошкольников явление «ябедничества» в основе своей содержит отношение детей к соблюдению правил поведения. Усвоение норм происходит только в опыте изменения, нарушения и восстановления этих норм (В. С. Мухина). Дети младшего дошкольного возраста, как показали исследования, не предъявляют каких-либо требований к личным качествам и способностям партнеров. В среднем дошкольном возрасте ребенок уже может дифференцировать свои личные отношения. Межличностные связи становятся более избирательными и приобретают относительно устойчивый характер. У детей старшего дошкольного возраста пробуждается желание осознать поступки товарищей, с которыми они хотят установить более прочные отношения. Исследователями показано, что старшие дошкольники уже могут идентифицировать себя с игровой ролью и оценить себя и свои действия с точки зрения партнеров. Значимыми характеристиками «звезд» оказались качества хорошего партнера по игре: умение организовать игровое взаимодействие, согласовывать роли, развивать игровые сюжеты, следовать правилам игры. Дошкольники отдают предпочтение также тем, кто отличается аккуратностью, стремлением к взаимопомощи, дружелюбием и внешней привлекательностью. Ценится и общее развитие. Выделяются и недостатки «звезд»: «любит командовать», «не очень слушается», но эти отрицательные качества воспринимаются как незначимые характеристики. «Изолированные» дошкольники характеризуются дефектностью развития нравственно-волевой сферы: грубостью, замкнутостью, ябедничеством, агрессивностью («все портит», «ломает игрушки» и т. д.).
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |