Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие личности в относительно стабильной группе




Концепция персонализации

Ис­ходя из этого можно сделать вывод, что развитие группы вы­ступает как фактор развития личности в группе, т.е. чем выше уровень развития группы, тем выше уровень развития личности.

В соответствии с концепцией персонализации, индивид характеризуется:

1. потребностью быть личностью (т.е. потребностью быть в максимальной степени представленным значимыми для него качествами в жизнедеятельности других людей, осуществлять своей деятельностью преобразования их смысловой сферы)

2. способностью быть личностью (т.е. совокупностью индивидуальных особенностей и средств, позволяющих совершать действия и поступки, обеспечивающие удовлетворение потребности быть личностью).

Возможность реализации указанной потребности создает группа высшего уровня развития - коллектив, где "персонализация каждого является условием персонализации всех".



Существует возможность построения модели развития лич­ности при вхождении ее в относительно стабильную социаль­ную среду (см. рис. 9).

В этом случае развитие личности в ней подчинено психологическим закономерностям, которые с необ­ходимостью воспроизводятся относительно независимо от спе­цифических характеристик той общности, в которой оно совер­шается, они будут более или менее идентичными. Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами раз­вития личности. Могут быть выделены три фазы развития лич­ности: адаптация, индивидуализация и интеграция.

1. Первая фаза становления личности — адаптация предполагает актив­ное усвоение действующих в общности норм и овладение соот­ветствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу все, что составляет его индивидуальность, субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные и др.) и овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы. У него возникает объективная необхо­димость «быть таким, как все», максимально адаптироваться в общности. Это достигается (одними более, другими менее ус­пешно) за счет субъективно переживаемых утрат некоторых своих индивидуальных отличий при возможной иллюзии раст­ворения в «общей массе». Субъективно — потому что фактиче­ски индивид зачастую продолжает себя в других людях свои­ми деяниями, изменениями мотивационно-смысловой сферы дру­гих людей, имеющих значение именно для них, а не для него самого. Объективно он уже на этом этапе может при извест­ных обстоятельствах выступить как личность для других, хотя в должной мере и не осознавая этот существенный для него факт.

При этом в групповой деятельности могут складываться благоприятные условия для возникновения новообразований личности, которых до этого не было у данного индивида, но которые имеются или уже складываются у других членов груп­пы и которые соответствуют уровню группового развития и поддерживают этот уровень.

Если человеку не удается преодолеть трудности адаптационного периода в ус­тойчиво значимой для него социальной среде и вступить во вторую фазу развития, у него скорее всего будут складываться качества конформности, зависимости, безынициативности, по­явится робость, неуверенность в себе и в своих возможностях. Он в продолжение всего пребывания в данной общности как бы «пробуксовывает» на первой фазе становления и утвержде­ния себя как личности, и это приводит к серьезной личностной деформации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1015; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.