Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды совместной дея­тельности




В настоящее время большая часть различных видов совме­стной деятельности в группах детей и подростков является регламентированной, т. е. подчиненной социальным тре­бованиям и контролю со стороны взрослых.

К регламентиро­ванным относятся:

Ø трудовая совместная деятельность детей в детских садах, школах, временных коллективах пионерских ла­герей и др. — это работа по самообслуживанию и посильные формы общественно полезного труда. Современные подростки и юноши включены в производительные формы трудовой сов­местной деятельности в учебно-производственных комбинатах, в летних трудовых лагерях труда и отдыха, участвуют в шеф­ской работе.

Ø продуктивная совме­стная деятельность детей, которая представляет собой проявле­ние их творческой активности в художественно-изобразительной, технической и конструктивной сферах жизнедеятельности общества. Она осуществляется в кружках и Домах пионеров, на станциях технического творчества, в клубах и дворцах культуры.

Ø учебная (наиболее строго регламентированная) деятельность детей по приобретению и закреплению знаний, умений и навыков. Однако она традиционно остается в значи­тельной степени протекающей по принципу «рядом, но не вместе». Групповая работа на уроке, протекающая в атмос­фере совместного согласованного взаимодействия учащихся, предполагает обмен продуктами деятельности, обмен информа­цией и знаниями, а также постоянную смену позиции «обуча­ющий — обучаемый», что тем самым обеспечивает возникнове­ние отношений ответственной зависимости и взаимоконтроля, повышает мотивацию обучения, формирует коллективистские взаимоотношения.

Все виды регламентированной совместной деятельности в значительной степени задаются, контролируются и оценивают­ся взрослыми, которые определяют порядок деятельности, ее цели и организацию.

К нерегламентиро­ванным относятся:

Ø Игровая деятельность (частично регламентированная)— прежде всего ролевая игра, игры с правилами, групповые со­ревновательные игры. Все они относительно автономны и само­деятельны, поскольку в них сами дети определяют их конкрет­ное содержание, осуществляют функции контроля и руководст­ва. Вмешательство взрослых с очевидной целью управления способно лишь разрушить игру, однако «играющий взрослый», т. е. взрослый, которого дети принимают в игру, может ее раз­вить и обогатить.

Ø самодеятельная организация сферы досуга и общения в группах сверстников. Это так называемые «уличные компании» и получившие в последнее время широкое распространение среди подростков самодеятельные группы по интересам. К ним относятся многочисленные группы любителей джаза и рок-му­зыки, самодеятельные вокально-инструментальные ансамбли, группы технического творчества, литературно-театральные сту­дии и пр. Потребность подростков в самовыражении и само­стоятельности не может полностью удовлетворить существую­щая официальная система организации досуга молодежи. Эта проблема особо остро встает в больших городах, где у подро­стков и юношей, казалось бы, есть все возможности для пол­ноценного и разностороннего отдыха. В силу обособ­ленности и закрытости неформальных молодежных групп и по­тому ослабления возможностей социального контроля усилива­ется податливость подростков групповым влияниям и совмест­ная деятельность в таких группах может приобретать асоциа­льную направленность.

Специфика совместной деятельности в детской группе

В отличие от совместной деятельности взрослых, в результате которой осуществляется производ­ство и воспроизводство объектов материальной и духовной культуры, совместная деятельность детей объективно направлена на усвоение и воспроизведение общественно-исторического опыта и форм че­ловеческих взаимоотношений, хотя субъективно (для ребенка) ее мотивом являются положительные эмоции, обретающие для него особую ценность в условиях общения с другими детьми.

Процесс познания окружающей действительности и овладе­ния человеческими способами деятельности есть процесс кол­лективный, первоначально возникающий в системе «взрослый — ребенок».

Все проявления индивидуальной активности ребенка — раз­личные формы игровых действий, его знания и умения, конст­руктивная и художественная деятельность и т. д. — являются вторичными образованиями, формируемыми в ходе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Без совместной дея­тельности невозможно существование социальной группы, а значит, невозможно формирование и функционирование дет­ского коллектива.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 6059; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.