КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фило и онтогенез совместной деятельности
В истории человечества совместная деятельность (СД) детей была частью производительного труда взрослых. В первобытном обществе (а также в современных архаичных культурах) дети являлись равноправными членами общины ввиду отсутствия резкой грани между ними и взрослыми в совместно осуществляемой деятельности. Дети не только были включены в посильные формы самообслуживания, но и участвовали в охоте, обработке земли, уходе за животными и пр. Исследования, проведенные в архаичных культурах, свидетельствуют о том, что уже с 4—5 лет мальчики большую часть времени проводят со сверстниками, начинают охотиться, умеют управлять лодкой и т.д. В 6—8 лет дети могут жить почти самостоятельно и вести образ жизни, близкий к взрослому. В процессе развития культуры совместная деятельность детей возникает как их общая деятельность со взрослыми на основе бытовых, трудовых и ритуальных форм жизнедеятельности. Усложнение средств производства приводит к тому, что совместная деятельность детей постепенно начинает отделяться от труда взрослых, приобретая при этом черты подражания ему (например, появляются игрушки как символическая замена реальных орудий труда). Период взросления удлиняется, у детей высвобождается время для идеального воссоздания жизни взрослых в условных формах — появляется игра. Вместе с усложнением и ростом производительных сил возникает необходимость в групповом обучении детей военному искусству, ремеслу, навыкам счета и письма и др. Детей собирают в стенах особых учебных заведений (школ), где организуется их учебная деятельность, приобретающая особый характер. Оставаясь по внешней форме совместной, такая деятельность оказалась фактически индивидуальной. В настоящее время большая часть различных видов совместной деятельности в группах детей и подростков является регламентированной, т.е. подчиненной социальным требованиям и контролю со стороны взрослых. Наиболее строго регламентированной оказывается учебная деятельность детей по приобретению и закреплению знаний, умений и навыков. Например, групповая работа на уроке, протекающая в атмосфере согласованного взаимодействия учащихся, предполагает обмен продуктами деятельности, информацией и знаниями, а также постоянную смену позиций "обучающий — обучаемый", что обеспечивает возникновение отношений ответственной зависимости и взаимоконтроля, повышает мотивацию, формирует коллективистские взаимоотношения. Все виды регламентированной совместной деятельности в основном определяются, контролируются и оцениваются взрослыми, которые задают порядок деятельности, ее цели и организацию. Однако это не означает, что дети не находят возможности проявлять себя и в нерегламентированных видах совместной деятельности. Такой нерегламентированной или частично регламентированной СД является игровая деятельность (ролевая игра, игры с правилами, групповые соревновательные игры). Другой, нерегламентированной СД является самодеятельная организация сферы досуга и общения в группах сверстников. Из-за обособленности и закрытости неформальных молодежных групп (и в силу этого уменьшения возможностей социального контроля) возрастает податливость подростков групповым влияниям, и совместная деятельность в таких группах может приобрести асоциальную направленность. В отличие от совместной деятельности взрослых (в результате которой осуществляются производство и воспроизводство объектов культуры) совместная деятельность детей объективно направлена на усвоение и воспроизведение общественно-исторического опыта и форм человеческих взаимоотношений, хотя субъективно ее мотивом являются положительные эмоции, приобретающие для ребенка особую ценность в условиях общения с другими детьми. Психологи выделяют ряд основных стадий развития СД: 1. Младенчество. Первой совместной деятельностью детей следует считать сюжетно-ролевую игру, которая произрастает, как правило, из непосредственного эмоционального общения с матерью. Мать формирует новое поведение ребенка. Она начинает общаться с ребенком, когда тот еще не способен к коммуникации, но именно благодаря этому он в конце концов втягивается в этот процесс. Непосредственное эмоциональное общение следует определить как своеобразную "прасовместную" деятельность ребенка и взрослого. Другими словами, общение и совместная деятельность в этом возрасте слиты, а "опережающая инициатива" взрослого по отношению к ребенку служит средством создания "зоны ближайшего развития". В онтогенезе индивидуальная деятельность ребенка возникает позже его совместной деятельности со взрослым, которая, в свою очередь, зарождается внутри непосредственного эмоционального общения между ними. 2. Ранний дошкольный возраст. Это стадия предсотрудничества со сверстниками. В этом возрасте система взаимодействия "ребенок—взрослый" дополняется взаимодействием в системе "ребенок—ребенок", которое имеет свое специфическое влияние на развитие личности ребенка. Эта специфика заключается в том, что взаимодействие со взрослым способно прежде всего удовлетворить потребность в оценке, поскольку взрослый как бы репрезентирует эталонную совокупность общественно признанных ценностей. 3. Средний дошкольный возраст. В этом возрасте появляется совместное действие между детьми, пока еще в значительной степени как механическое слияние действий: соучастие, взаимное согласование выражены минимально. 4. Младший школьный возраст. В этот период появляются так называемые играющие коллективы, в которых существует общность требований, согласованность действий, единство "общественного мнения' по поводу тех или иных сторон сотрудничества в игре, общественно полезном труде и учебе. 5. Подростковый возраст. Формирующая деятельность в подростковом возрасте приобретает характер развитого сотрудничества на основе самостоятельной постановки цели деятельности, выработки ее плана, общей "расстановки сил" и общего предвосхищения ее результатов. Взаимоотношения становятся избирательными. Отношение к значимому и референтному сверстнику приобретает у подростков свойства паритетности, т.е. отношений равенства прав и обязанностей членов группы. 6. Юношеский возраст. Повышается социальная значимость целей и содержания совместной деятельности, расширяется общественно-политический кругозор юношей и девушек. Исследователи выделяют ряд возрастных ocoбенностей совместной деятельности. Дошкольники. Как отмечалось выше, одной из наиболее ранних форм СД со сверстниками в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. Уже в начале третьего года жизни в СД дошкольников можно выделить некоторые элементы структуры. Так, было показано, что дети 2,5 лет могут самостоятельно распределять роли, быть "главными" и "подчиненными", т.е. иметь в игре свой статус. При этом чем больше замысел игры предполагал объединение индивидуальных усилий, тем больше она способствовала формированию групповых норм. В объединениях дошкольников складываются лишь элементы групповых взаимоотношений, потому что нормативное поведение проявляется только в конкретных ситуациях и не распространяется на все сферы взаимодействия в группе. Младшие школьники. Этот возраст характеризуется относительным преимуществом процессов адаптации над процессами индивидуализации, поэтому преобладающими являются коллективные формы деятельности ("рядом, но не вместе"). Сплоченность в младших классах первоначально возникает на уровне единства мнений относительно роли ученика и осознания норм взаимоотношений с учителем. Адаптация младших школьников осуществляется на двух уровнях: 1) приспособления к содержанию роли ученика и нормам, регулирующим его ролевое поведение; 2) выработки норм, действующих во внеролевых межличностных отношениях школьников. Подростки. Доминирующим мотивом поведения и деятельности подростков является их стремление найти свое место среди товарищей (Л.И.Божович). Нередко целью взаимодействия становится не его содержание, а желание "быть вместе", когда подросткам неважно, по какому поводу они сотрудничают. При работе с этой возрастной группой перед учителем возникает задача "внедрения" социально значимых целей через наиболее влиятельных учащихся класса или путем организации таких ситуаций, в которых ведущую роль играли бы учащиеся с высоким уровнем нравственного развития. Старшие школьники. Фаза интеграции личности в группе, доминирующая в ранней юности, характеризуется стремлением старшеклассников "транслировать" значимые для них индивидуально-психологические особенности сверстникам и готовностью группы принять индивидуальные особенности одноклассников в той мере, в какой они способствуют успеху групповой деятельности. При этом меняется характер взаимодействия старшеклассников с педагогическим коллективом благодаря их новой роли в социально-психологической структуре школы. Роль педагога в организации СД старшеклассников также существенно меняется. Она реализуется прежде всего не в сковывающей инициативу школьников системе контроля за их деятельностью, а в предоставлении им максимума самостоятельности и поддержке при выдвижении общественно полезных целей в рамках заданной программы воспитания школьников. В этом возрастном периоде целенаправленное формирование профессионального самоопределения и намерений молодежи должно являться узловым моментом в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Даже межличностные предпочтения в микрогруппах коллектива (класса) опосредуются профессиональными намерениями старшеклассников, особенно значимыми для первой ориентации в будущей профессии.
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1174; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |