КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности организации совместной деятельности в различные возраста
Посредством совместной деятельности реализуются отношения детей друг к другу (в том числе и дружеские привязанности), опредмечиваясь в конкретных действиях, обмене информацией, взаимопомощи. Содержательное своеобразие совместной деятельности. совместная деятельность как силовое поле(Для чего нужна совместная деятельность, каковы ее функции в процессе коллективообразования?). Совместная деятельность в детской группе является тем «силовым полем», в котором возникают межличностные отношения. Она организует, сплачивает и цементирует эти отношения. Процесс вхождения ребенка в социальную группу — будь то игровое объединение, школьный класс или самодеятельный кружок, представляет собой его ориентировку в совместной деятельности, осознание ее структуры, включение в нее как соучастника. ─ Если цели совместной деятельности оказываются сугубо индивидуалистическими, например в ситуации конкуренции, то отношения между участниками детской группы могут сопровождаться взаимной недоброжелательностью и завистью. ┼ Если же цель совместной деятельности является социально значимой для всех и каждого, то и взаимоотношения оказываются, как правило, построены на содействии, «соучаствовании», коллективистской идентификации. Сама внешняя структура совместной деятельности, форма ее организации представляет собой важный фактор опосредствования межличностных отношений в детской группе. проявление межличностных отношений и формирование личности ребенка опосредствуют: Ø Чем выше степень совместности деятельности детей в группе, тем интенсивнее протекают в ней процессы коллективообразования, рельефнее проявляются отношения взаимной согласованности, сотрудничества. Ø Другой фактор опосредствования — мотивация совместной деятельности детей, которая выступает в условиях отрицательного или положительного побуждения, стимулирования — наказания или награды членов группы за успехи и неудачи совместной деятельности, «воспитание радостью» оказывается много действеннее «отрицательных подкреплений» и страха наказания. Ø Наконец, проявление межличностных отношений информирование личности ребенка опосредствуют содержательные характеристики совместной деятельности детей в группе, то, ради чего, во имя каких ценностей она осуществляется. То, какие взаимоотношения возникнут и укрепятся в детской группе, какой будет сама эта группа, в какой мере она будет способна формировать личность, определяется тем: Ø какая совместная деятельность объединяет детей или подростков в группу, Ø каковы ее цели (индивидуальные или коллективные), Ø каково ее содержание (социально ценное или асоциальное), Ø какова степень ответственной зависимости всех ее участников. Совместная деятельность, «продуцируя» межличностные отношения, сама при этом является тем средством, с помощью которого межличностные отношения в детской и подростковой группе могут быть преобразованы. Таким образом, в детских и подростковых группах совместная деятельность представляет собой в большей или меньшей степени организованную форму активности индивидов, направленную на овладение и воспроизведение ими общественно-исторического опыта и опосредствующую их межличностные отношения. Детские сады, школы, ВУЗы, техникумы всегда являются каналами социального влияния.. Умение коллективов трудиться — не врожденное свойство личности. Оно формируется на ранних стадиях развития ребенка, когда у него закладываются основы взаимоотношений с людьми и идет усвоение норм просоциального поведения. Эти умения появляются главным образом в результате целенаправленной деятельности воспитателей. Дошкольники. Одной из наиболее ранних форм совместной деятельности со сверстниками в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. Там, где по замыслу игры предусмотрено несколько персонажей, ее участники вступают во взаимодействие. Им приходится, уточняя позиции партнеров, согласовывать с ними свои действия, учиться формулировать и предъявлять требования к другим, самим подчиняясь этим требованиям, и таким образом определять свое место в системе межличностных связей. Уже в начале третьего года жизни в совместной деятельности дошкольников можно выделить некоторые элементы групповой структуры: Дети 2,5 лет могут самостоятельно, в элементарных формах организуя взаимодействие в игре, распределять роли, быть «главными» и «подчиненными», т. е. иметь в игре свой статус. Достижение результата не является тем, ради чего дети организуют совместную деятельность, хотя сюжеты игр, разрабатываемые участниками взаимодействия или предлагаемые педагогами, объединяют детей общим замыслом. Чем больше этот замысел, выступающий в роли цели совместной деятельности дошкольников, предполагает объединение индивидуальных усилий, тем больше игра способствует формированию группововых норм совместной деятельности. К старшему дошкольному возрасту ориентация на совместную деятельность со сверстниками усиливается. И хотя при этом контакты остаются непродолжительными, ситуативными и осуществляются в связи с отдельными действиями («кормлю дочку», «покупаю в магазине продукты»), цели совместной деятельности становятся более обобщенными. Основная задача воспитателя заключается в том, чтобы создавать такие педагогические ситуации, где в игре и элементарных формах трудовой деятельности могли бы развиваться социальные умения ребенка: такие, например, как умение прийти на помощь товарищу, понять его состояние, осуществлять контроль за действиями «по правилам» и т. д. Накопленных дошкольниками впечатлений и жизненного опыта явно недостаточно, чтобы самостоятельно организовать совместную деятельность, обладающую потенциалом воспитывающих воздействий. Воспитателю необходимо организовывать совместную деятельность с учетом возрастных особенностей дошкольников и вести их: Ø от игр одиночных к играм «рядом», Ø от игр «рядом» к играющим группам, предполагающим взаимодействие, Ø от играющих групп к играющим коллективам. Безусловно, в дошкольном возрасте детские объединения еще не могут быть коллективами в полном смысле этого слова, т. е. группами высокого уровня развития. Однако этот возраст является важнейшим этапом накопления и закрепления в реальном взаимодействии норм сотрудничества, справедливости, товарищества, гуманных отношений. Дошкольные детские объединения представляют собой группы, где еще только начинают закладываться основы коллективистских отношений, нормы которых начинают осознаваться детьми. Взаимосвязи в совместной деятельности дошкольников — это лишь слепок взаимодействия взрослых, их форм поведения. Поэтому в объединениях дошкольников складываются лишь элементы коллективных отношений, а не подобные отношения как таковые, ибо нормативное поведение проявляется лишь в конкретных ситуациях и не распространяется на все сферы взаимодействия в группе. Воспитывающий эффект совместной деятельности в этом, как и в любом другом возрасте, зависит от того, каким образом воспитателем сформулирована задача взаимодействия. В зависимости от этого деятельность может быть коллективной, когда все реализуют общую цель, и индивидуальной, когда каждый заинтересован в достижении лишь своих результатов. Поэтому цели, формулируемые воспитателями, имеют объединяющий или разъединяющий эффект. Младшие школьники. Младший школьный возраст характеризуется относительным преобладанием процессов адаптации над процессами индивидуализации. Социальная позиция младшего школьника требует от него умения строить взаимоотношения со сверстниками на иных основаниях, чем это было в дошкольном возрасте. Цели взаимодействия в основном, как и прежде, задаются извне, взрослым, и лишь отчасти генерируются участниками совместной деятельности. Взаимодействие строится на основе предписанных правил. Младшие школьники сотрудничают друг с другом прежде всего как представители определенной социальной общности— «учащихся». Поэтому структура совместной деятельности изначально определяется задачами обучения. Совместная деятельность со сверстниками (будь то деятельность учебная, организационная или трудовая) выступает условием формирования нормативного поведения младшего школьника. В силу того что основные роли и функции учащихся распределены: в каждом классе есть староста, командиры звездочек, звеньевые и т. д. и каждый знает, что он должен делать, исходя из ролевых предписаний, неформальное общение разворачивается преимущественно вне урока, когда ученики объединяются для игр или выполнения общественных поручений или по собственной инициативе помогают друг другу при подготовке к занятиям. Особенно интенсивно взаимодействие такого рода развертывается в группах продленного и в школах полного дня. В учебной деятельности межличностные контакты учащихся опосредованы влиянием учителя; непосредственное взаимодействие школьников на уроке представлено минимально. Преобладающими являются коактивные формы деятельности («рядом, но не вместе»). Взаимооценки учащихся опосредствованы оценками учителей, в поле зрения которых оказывается преимущественно ролевое поведение школьников — то, как они учатся и как ведут себя. В основании взаимооценок школьников в классе преобладают «отношения дела» — успеваемость и дисциплина. Поскольку коллективные формы учебной, совместной деятельности занимают мало места в реальной деятельности учащихся младших классов, коллективизм складывается прежде всего в сфере нравственного сознания. От стиля педагогического руководства зависит то, как будет проходить адаптация ученика к своей новой роли и в какой мере интенсивно будут развиваться коллективные отношения между учащимися. Таким образом, преобладание индивидуализированных форм деятельности школьников на уроке, эпизодичный характер взаимодействия во внеклассной работе и нередко в сочетании с авторитарными тенденциями стиля классного руководства могут существенно тормозить образование коллектива класса. Сплоченность в младших классах изначально возникает на уровне единства мнений относительно роли ученика и осознания норм взаимоотношений с учителем. Групповые нормы, регулирующие поведение большинства в классе, еще не сложились. В отличие от дошкольников, в младших классах, где уровень взаимоотношений уже может быть достаточно высоким, можно проследить становление референтных предпочтений. Ученики выделяют из числа сверстников круг значимых для них лиц. Как показали исследования, референтными оказываются те младшие школьники, которые, как правило, хорошо учатся, но при этом отличаются эмоциональной стабильностью и доброжелательностью. Эти качества в сочетании с более зрелыми, чем у сверстников, оценками межличностных ситуаций обеспечивают им уважение в классе. Таким образом, если говорить о групповых нормах и об основаниях референтности, то в них скорее отражается специфика возраста, а не собственно групповые процессы. Между заявляемой учащимися нравственной позицией и их реальным поведением могут возникать некоторые противоречия. Младшие школьники знают, что по отношению друг к другу должны быть требовательными, проявлять взаимную ответственность, честность, приобретать знания. Хотя в этом возрасте еще возможны жалобы друг на друга («Мария Ивановна, а Смирнов списывает»), что немыслимо для более старших школьников, тем не менее, они могут и подсказывать, и давать списывать. Это свидетельствует о том, что адаптация младших школьников осуществляется на двух уровнях:
Ø на уровне адаптации к содержанию роли ученика и нормам, регулирующим его ролевое поведение, и Ø на уровне выработки норм, действующих во внеролевых межличностных отношениях школьников. Подростки. Преобладающие процессы индивидуализации в подростковом возрасте накладывают свой отпечаток на характеристики совместной деятельности учащихся средних классов. Ведущим мотивом поведения и деятельности учащихся средних классов, является их стремление найти свое место среди товарищей. Ради утверждения своей индивидуальности одни могут демонстрировать начитанность, другие — «бесшабашность», а случается, и циничность. Процессы индивидуализации сопровождаются активным поиском групп, где подросток будет принят. Совместная деятельность при этом может быть самой разнообразной. Не случайно именно в этом возрасте учащиеся охотнее всего и наиболее интенсивно занимаются в различных кружках. Меняется мотивация совместной деятельности подростка. Часто целью взаимодействия становится не его содержание, а желание «быть вместе», когда подросткам не важно, по какому поводу они сотрудничают, Вместе с тем все большую силу приобретает социальный контроль: нормы и оценки товарищей более жестко регулируют поведение подростков в совместной деятельности. Если педагогами не сформированы установки на сотрудничество, взаимодействие может провоцировать конкурентные отношения, а не вести к формированию коллективных связей. Одной из форм организации совместной деятельности служит содержательное сотрудничество, организуемое как коллективная познавательная деятельность, или, как ее еще называют, групповая работа на уроке. При этих формах организации учебной деятельности класс для каждого — это своеобразное зеркало и оценка личных и коллективных достижений. Ученик в реакциях окружающих видит оценку своего труда, осознает, как воспринимают его нравственные качества, умение сотрудничать, добиваться цели и т. д. Важно, что взаимодействие па уроке позволяет ученикам раскрыть не только интеллектуальные возможности, но и нравственные характеристики, проявляющиеся прежде всего в коллективизме. Характерное для эпохи отрочества повышение референтности группы сверстников выдвигает перед педагогами новые задачи. Возникают ситуации, когда групповые ценности могут противоречить социальным нормам (учащиеся могут противопоставлять себя требованиям учителя) и класс, если он недостаточно развит как коллектив, может поддерживать эти тенденции. В этом случае перед учителем возникает задача «внедрения» социально полезных целей через наиболее влиятельных учащихся класса или специальной организации таких ситуаций, в которых ведущую роль играли бы нравственно развитые ученики. Роль взрослого в организации совместной деятельности подростков хотя и сохраняется, но приобретает иной характер. Педагоги-воспитатели формулируют общие цели совместной деятельности и поддерживают инициативы школьников, если они не противоречат задачам воспитания.Разработка же конкретных средств и путей осуществления задач в основном предоставляется школьникам. В этом случае развитие взаимоотношений в детском коллективе будет происходить на фоне совершенствования самоуправления и способствовать формированию социальных качеств личности. Старшие школьники. Фаза интеграции личности в коллективе, преобладающая в ранней юности, характеризуется стремлением старшеклассников «транслировать» значимые для них индивидуально-психологические особенности сверстникам и готовностью группы интегрировать индивидуальные особенности одноклассников в той мере, в какой они способствуют успеху групповой деятельности. Групповые процессы в старших классах имеют свою специфику. Она обусловлена тем, что эти коллективы, как правило, образуются за счет слияния нескольких классов. Каждая микрогруппа приходит в новый класс со своими нормами и ценностями, сложившимися в предыдущие годы обучения. Изначальное наличие группировок во вновь образовавшихся коллективах может вызвать трудности в межличностном взаимодействии. Не случайно в старшем школьном возрасте наиболее высоко ценятся качества, обеспечивающие взаимодействие. Своеобразна и социальная позиция старшего школьника в коллективе сверстников. Учащиеся, психологически являясь членами коллектива класса, вместе с тем уже готовятся войти в новые для них учебные или трудовые коллективы. В силу своеобразия развития групповых процессов перед учениками возникает задача психологической совместимости и определения своего места в системе межличностных отношений. Расширяется сфера социальных контактов. Межличностное взаимодействие старшеклассников выходит за рамки одного классного коллектива. Они вовлечены в различные виды совместной деятельности практически со всеми классами школы и вне ее. Старшеклассники руководят общественно полезной деятельностью не только младших школьников и подростков, но и своих сверстников, тем самым приобретая начальный опыт «управленческой» работы, отношений по типу «руководитель — подчиненный». Меняется и характер взаимодействия старшеклассников с педагогическим коллективом благодаря их новой роли в социально-психологической структуре школы. Включение в систему взаимоотношений взрослых людей способствует формированию новой социальной позиции. При этом расширение рамок взаимодействия старшеклассников не препятствует, а, напротив, способствует развитию классных коллективов, которые объединяют групповые цели и ценности. Таким образом, различные виды совместной деятельности, расширяя рамки ролевой и личностной активности, влияют на развитие коллективных отношений в силу трех основных причин: во-первых, достаточно высокого уровня развития самосознания старшеклассников, во-вторых, обогащения видов и форм совместной деятельности и, в-третьих, усиления ее социальной значимости. Совместная деятельность с различными группами в школе и разнообразие выполняемых старшеклассниками функций способствуют самоопределению не только в учебной, но и в общественно полезной деятельности. Оценивая одноклассников, учащиеся старших классов рассматривают их в качестве представителей коллектива, связанных общими целями и ценностями. Выделение и оценка характерологических черт товарищей на основе их отношения к коллективу свидетельствует о том, что социальное взаимодействие в юношеском возрасте обеспечивает развитие коллективных ориентаций. Роль педагога в организации совместной деятельности старшеклассников существенно меняется. Она заключается прежде всего в продуманной, не сковывающей инициативы школьников системе контроля за их деятельностью, в предоставлении им максимума самостоятельности и поддержке при выдвижении общественно полезных целей в рамках заданной программы воспитания школьников. Таким образом, развитие самостоятельности и самоорганизации в условиях совместной коллективной деятельности — важнейшее направление педагогического руководства старшеклассниками. Итак, если совместная деятельность в начальной школе и средних классах выступает предпосылкой формирования коллективных отношений, то новая социальная позиция старших школьников и уровень их самосознания при соответствующей организации воспитательной работы может обеспечить создание групп относительно высокого уровня развития коллективов. Особую роль в этой связи приобретают формирующиеся в совместной деятельности и общении профессиональные намерения старшеклассников, их самоопределение.
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 7548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |