КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стадии развития совместной деятельности детей
В первобытном обществе (а также в современных архаичных культурах) дети являлись равноправными членами общины, ввиду отсутствия резкой грани между ними и взрослыми в совместно осуществляемой деятельности. Дети были включены в посильные формы не только самообслуживания, но и участвовали в охоте, обработке земли, уходе за животными и пр. Непосредственное участие детей в жизни взрослых проявлялось также в торжествах и отдыхе, некоторых ритуалах и праздниках. К этому периоду относится создание первых самостоятельных детских сообществ. Исследования, проведенные в некоторых архаичных культурах Центральной Африки, свидетельствуют о том, что уже с4—5 лет мальчики большую часть времени проводят со сверстниками, начинают охотиться, ставить западни, умеют управлять лодкой и т. д. В 6—8 лет дети могут жить почти совершенно самостоятельно, нередко в отдельной хижине, и вести образ жизни, близкий к взрослому. В истории культуры совместная деятельность детей возникла как их общая деятельность со взрослыми на основе трудовых, бытовых и ритуальных форм жизнедеятельности. Значение совместной деятельности и динамика ее проявления в историческом аспекте. Совместная деятельность является важнейшим коллективо-образующим фактором в детских и подростковых группах, как и в любом другом сообществе,— это способность «жить и работать сообща» (Н. К. Крупская). Л. С. Выготский подчеркивал роль совместной деятельности для развития психики человека, показав, что «внутренние» психические процессы выступают преобразованными формами «внешней» коллективной деятельности людей, результатом их сотрудничества В истории человечества совместная деятельность детей была частью производительного труда взрослых. С развитием и усложнением средств производства совместная деятельность детей постепенно начинает отделяться от труда взрослых, приобретая при этом черты подражания ему. Появляются игрушки как символическая замена реальных орудий труда. Детство удлиняется, у детей высвобождается время для идеального воссоздания в условных формах жизни взрослых— появляетсяигра. В этот период возникают, как отмечает Д. Б. Эльконин, детские сообщества, в которых дети, освобожденные от забот о собственном пропитании, но органически связанные с жизнью общества, начинают играть, заимствуя игровую технику из ритуалов взрослых. Вместе с тем, с усложнением и ростом производительных сил возникает необходимость в коллективном обучении детей: военному искусству, ремеслу, навыкам счета и письма и пр. Детей собирают в стенах особых учебных заведений (школ), где организуется их учебная деятельность, приобретающая особый характер. Оставаясь по внешней форме совместной, она оказалась фактически индивидуальной — каждый ученик решал свои учебные задачи самостоятельно и мог надеяться только на себя и на помощь со стороны учителя. В условиях учебной деятельности жесткая ролевая структура («учитель — ученики») не только не предполагала, а запрещала контакты между детьми. Например, подсказка как непосредственная форма помощи товарищу во время учебных занятий всегда оценивалась резко отрицательно. В процессе учебы потребность в общении и взаимодействии со сверстниками дети могли реализовать лишь во внеучебной деятельности. I. Первая стадия развития — младенчество. Именно в самом раннем возрасте возникает эмоциональная совместность в диаде «взрослый — ребенок». При этом важно отношение к ребенку ухаживающего за ним взрослого. ─ Отношение к ребенку как к «объекту», который пеленают, кормят, моют, но с которым не взаимодействуют и не общаются, приводит к явлениям госпитализма — задержке психического и физического развития (вызванное дефицитом общения со взрослыми). Эмоциональная холодность матери, не уделяющей ребенку необходимого внимания, также может привести к скрытым формам госпитализма. ┼ В то же время эмоционально теплые взаимоотношения взрослого и ребенка (нежные обращения к нему, ласковые прикосновения и поглаживания) приводят уже па первом году жизни младенца к положительно окрашенному восприятию им окружающего, к «доверию к миру». Отношение к сверстникам у младенца носит характер заинтересованности: дети, пугающиеся незнакомого взрослого, дают положительные реакции на незнакомого ребенка. Если же с помощью зеркал младенцу демонстрируют его собственное отражение, он отвечает на это восхищением. II. Вторая стадия развития совместной деятельности приходится на ранний дошкольный возраст. Дети этого возраста, находясь в обществе сверстников, соблюдают «дисциплину расстояния»: они сосредоточены на себе и наблюдают друг за другом издалека; изредка завязываются кратковременные контакты, в которых для ребенка сверстник выступает как неживой объект, в чем-то подобный игрушке. Особенно наглядно эта особенность проступает в детской эгоцентрической речи, «речи для себя» (Л. С. Выготский). При этом ребенок не пытается стать на точку зрения собеседника, воздействовать на него, его речь обращена к себе самому, а не к другому человеку. Деятельность в группе детей этого возраста образует лишь формальное единство по месту, времени и действию. Хотя здесь имеет место ярко выраженный общий эмоциональный фон, в такой группе деятельность протекает параллельно, «рядом», это стадия предсотрудничества со сверстниками. III. Третья стадия развития совместной деятельности специфична для среднего дошкольного возраста. В этом возрасте появляется совместное действие между детьми, пока еще в значительной степени как механическое слияние действий; соучастие, взаимное согласование выражены минимально. Но здесь уже появляются элементы сотрудничества, которые проявляются в установлении контактов со сверстниками, в объединении детей на основе взаимного интереса к игре, в появлении избирательных отношений симпатий-антипатий. У ребенка рождается субъектное отношение к сверстнику как к партнеру по совместной деятельности, без которого «играть неинтересно». IV. Четвертая стадия развития совместной деятельности характерна для старшего дошкольного — младшего школьного возраста, когда появляются так называемые «играющие коллективы», в которых существует общность требований, согласованность действий, единство «общественного мнения» по поводу тех или иных аспектов сотрудничества в игре, общественно полезном труде, учебе. Ребенок в своих взаимоотношениях со сверстниками начинает принимать во внимание их интересы и в ряде случаев руководствоваться оценкой их нравственных качеств. Сверстник выступает для него не только как средство успешности совместной деятельности, но и как ее цель. Проявляется чувство «Мы», формируется умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотнося личные интересы с общественными, групповыми. V. Пятая стадия наиболее рельефно проявляется в подростковом возрасте. Формирующаяся деятельность в этом возрасте приобретает характер развитого сотрудничества на основе самостоятельной постановки цели деятельности, выработки ее плана, общей «расстановки сил» и общего предвосхищения ее результатов. Взаимоотношения становятся все более избирательными, появляются устойчивые дружеские пары, как однополые, так и разнополые. Именно в этом возрасте отчетливо проявляется интерес к внутреннему миру человека, происходит «открытие Я» (И. С. Кон). Отношение к значимому и референтному сверстнику у подростков приобретает свойства паритетности, т. е. отношений равенства прав и обязанностей членов группы. VI. Шестая стадия развития совместной деятельности ярко выступает в раннем юношеском возрасте. Уровень коллективной жизни у юношей и девушек значительно выше, чем у подростков, чему немало способствуют различные формы общественно полезного труда учащихся: участие их в шефской работе с малышами, «трудовые десанты» на предприятия и в колхозы и пр. Повышается социальная значимость целей и содержания совместной деятельности, расширяется общественно-политический и идеологический кругозор юношей и девушек. Это проявляется в их участии в агитбригадах, вечерах, диспутах. Максимально выраженная в этом возрасте потребность в общении реализуется в различных неформальных группах, совместная деятельность в которых может принимать как просоциальную, так иногда и асоциальную и даже антисоциальную направленность, что может приводить к групповым правонарушениям.
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 2891; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |