Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастная периодизация развития личности




Третья фаза— интеграция личности в общности детерминируется противоречиями меж­ду сложившимся на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значимыми для него отличиями — с одной стороны, и потреб­ностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, стандартам, способ­ствуют успеху совместной деятельности и т. д. — с другой.

Вторая фаза — индивидуализация порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации — тем, что субъ­ект стал таким, «как все» в группе, — и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, ее фиксации.

Если, находясь уже в фазе индивидуализации и пытаясь обеспечить свою представленность в членах значимой для него общности, он предъявляет им свои индивидуальные от­личия, которые те не приемлют и отвергают, как не соответствующие потребностям общности, то это способствует развитию у него таких личностных новообразований, как негативизм, агрессивность, подозрительность, неадекватная завышенность самооценки.

В рам­ках этой фазы в групповой деятельности у индивида склады­ваются новообразования личности, ко­торые отвечают необходимости и потребностям группового раз­вития и максимально удовлетворяют собственную потребность индивида в персонализации.

Если противоречие между индивидом и группой оказывается неустраненным, возникает дезинтеграция, ее следствием оказы­вается либо вытеснение личности из данной общности, либо ее фактическая изоляция в ней, что ведет к закреплению харак­теристик эгоцентрической индивидуализации, либо ее возврат на еще более раннюю фазу развития.

Если он успешно проходит фазу интеграции в вы­сокоразвитой просоциальной общности, у него формируется коллективизм как качество личности (развитое коллективист­ское самоопределение, коллективистская идентификация и т. д.).

Каждая из перечисленных фаз выступает как момент ста­новления личности в ее важнейших проявлениях и качествах — здесь протекают микроциклы ее развития.

Значительные изменения, подчиненные той же последова­тельности фаз развития личности, происходят всякий раз, ког­да существенно преобразуется социальная ситуация, в которую включен индивид.

В связи с тем, что у человека на протяжении его жизни многократно меняется социальная ситуация развития и он вхо­дит не в одну относительно стабильную и референтную для него общность, адаптация или дезадаптация, индивидуализа­ция или деиндивидуализация, интеграция или дезинтеграция множество раз воспроизводятся, а соответствующие новообразования закрепляются, у человека складывается достаточно устойчивая структура его индивидуальности.

Итак, источником развития и утверждения личности высту­пает противоречие между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью референтной для него общности принимать лишь те проявления его индивиду­альности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития в этой общности. Успешное пре­одоление этого противоречия обеспечивает интеграцию лично­сти в коллективе, шире — в системе общественных отношений.



Социальная среда в действительности не является стабиль­ной и индивид на своем жизненном пути оказывается последо­вательно и параллельно включен в общности, далеко не оди­наковые по своим социально-психологическим характеристикам.Этапы развития личности в изменяющейся социальной среде называют периодами развития.

Личность формируется в группах, иерархически располо­женных на ступенях онтогенеза. Характер и особенности раз­вития личности задаются уровнем развития группы, в которую она включена и в которой она интегрирована.

Личность ребенка, подростка, юноши формируется в ре­зультате последовательного включения а различающиеся по уровню развития общности, доминирующие на разных возраст­ных ступенях, и развитие личности определяется процессом раз­вития группы, в которой она интегрирована. Возрастные этапы формирования личности: ранний детский (преддошкольный) возраст (0—3); детсадовское дет­ство (3—6), младший школьный возраст (6—11), средний школьный возраст (11—15), старший школьный возраст (15— 17)

Таким образом конструируется многоступенчатая схема пе­риодизации, в которой выделяются эры, эпохи, периоды и фазы формирования личности (рис. 8).

Весь дошкольный и школьный возраст входит в одну «эру восхождения к социальной зрелости». Эта эра не завершается периодом, ранней юности и получением школьником аттестата зрелости, а продолжается в трудовых коллективах, где и осу­ществляется органическое вхождение вчерашнего школьника в права экономически, юридически, политически и нравственно зрелого человека, полноправного члена социалистического об­щества.

Макрофазы развития (эпохи)личности в пределах одной эры, обозначються как три эпохи: детство, отрочество, юность. Третья макрофаза (эпоха), начинаясь в школе, выходит за ее хро­нологические пределы. Отрочество выступает как эпоха пере­лома, обострения противоречий, что и типично для стадии ин­дивидуализации.

Эпохи подразделяются на периоды развития личности в кон­кретной среде, в характерных для каждого возрастного этапа типах групп, различающихся по уровню развития. Периоды, в свою очередь, как уже было указано, делятся на фазы (здесь уже микрофазы) развития личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 970; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.