КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Младший школьный возраст
Групповые нормы, регулирующие межличностные отношения дошкольников, находятся в стадии формирования. Отсутствие личного социального опыта побуждает детей в своих действиях ориентироваться на мнение большинства, чтобы быть таким «как все». Изучение содержания межличностных ориентации предпочитаемых и отвергаемых сверстников позволило этому же автору выяснить, что даже тогда, когда ребенок не осознает причин своих симпатий и антипатий, он воспринимает сверстников в связи с реально существующими у них положительными или отрицательными характеристиками личности. Симпатии и антипатии дошкольников обусловлены тем, в какой степени члены группы соответствуют социальному эталону, который формируется на основе оценок взрослых и взаимооценок сверстников. Младшие школьники строят взаимоотношения со сверстниками на основании установленных правил поведения для детей этого возраста. Новая ситуация социального развития личности, связанная с поступлением ребенка в школу, вызывает необходимость адаптации к ней. Младший школьник строит свои отношения со своим окружением, находясь в новой для него роли. Требования, которым он должен подчиняться, распространяются на все сферы его отношений жизни в школе и вне ее, и прежде всего на взаимоотношения с учителями, родителями и сверстниками. Поэтому межличностные взаимоотношения младших школьников в классе первоначально развиваются как функционально-ролевые отношения между учащимися. Ведущими основаниями оценок друг друга соответственно являются характеристики роли, а не личности ученика («послушный ученик», «невнимательный, неаккуратный ученик» и т. д.). Развитие взаимоотношений учащихся начальной школы имеет несколько оснований. Формируются и общие представления о требованиях к человеку. На основании этих представлений младшие школьники оценивают сверстников. Единодушно отвергаются те, у кого преобладают агрессивные формы поведения, кто не умеет дружить и кому нельзя верить. В оценках друг друга младшие школьники исходят прежде всего из того, насколько поведение одноклассников соответствует официальным представлениям о роли ученика. Успеваемость и дисциплина становятся ведущим ориентиром в выборах. Так, среди социометрических «звезд», как правило, нет тех, у кого плохая успеваемость или дисциплина. Большинство отвергаемых — неуспевающие или нарушители дисциплины. Только к III—IV классам, в связи с накоплением личного опыта взаимоотношений, среди осознаваемых ориентиров взаимооценок нарастают ссылки на внеролевые, личностные основания: доброту, умение быть хорошим товарищем, честность и т. д. При этом складывающиеся неформальные групповые нормы межличностных отношений могут отличаться от требуемых, официальных норм поведения ученика в коллективе класса. Зная, что нельзя списывать, подсказывать, школьники уже готовы и дать списать, и подсказать, видя именно в этом реальные проявления истинного товарищества. Условием формирования взаимооценок в группах сверстников выступает прежде всего учебная деятельность, в процессе которой младшие школьники демонстрируют свои возможности и получают общественную оценку со стороны учителя и своих одноклассников. Взаимооценки, так же как и в дошкольном возрасте, в основном зависят от того, как к тем или иным ученикам относится учитель — наиболее референтный для этого возраста взрослый. Статус учащихся начальной школы достаточно стабилен. Так, по имеющимся данным, примерно у 75 % учащихся младших классов имеется устойчивый статус в классном коллективе. У учащихся начальной школы зафиксирован так называемый «парадокс осознания» своего статуса: школьникам с высоким социометрическим статусом свойственна недооценка своего положения в группе сверстников; ученики с низким статусом, напротив, несколько переоценивают успешность своих взаимоотношений с товарищами. Дети, имеющие низкий статус, чаще всего не осознают своего неблагоприятного положения или уходят от его осознания, прибегая к различным приемам психологической защиты (Н. А. Березовик, Я. Л. Коломинский). Как благоприятное, так и неблагоприятное положение в системе объективных связей и складывающиеся на этой основе позиции ребенка по отношению к окружающим, и прежде всего к педагогам и родителям, являются важным условием успешного формирования личности. Психологический климат в младших классах тесно связан с формами педагогических воздействий. Преобладание «содействующего» поведения педагога, проявляющегося в доброжелательном тоне, поддержке, поощрениях и т. п., формирует благоприятный фон эмоциональных отношений детей друг к другу. Использование преимущественно негативных санкций: наказаний, угроз, насмешек и т. п. порождает недоверие к взрослым, к друг другу и конфликты в детской среде.
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 760; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |