КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ранний юношеский возраст
Взаимоотношения со сверстниками становятся более избирательными и стабильными. При сохранении высоко ценимых свойств «хорошего товарища» повышается роль нравственного компонента во взаимооценках. Морально-волевые характеристики партнера становятся важнейшим основанием предпочтений («смелый», честный», «скромный», «добрый товарищ»). Статус личности более всего связан с волевыми и интеллектуальными свойствами ученика. Высоко оцениваются сверстники, которых отличает готовность и умение быть хорошим товарищем. Доброта, как и в начальной школе, остается одним из ведущих оснований межличностного выбора. Фаза индивидуализации, относительно преобладающая в подростковом возрасте над собственно адаптационными процессами, характеризуется уточнением и развитием представлений о самом себе — активным формированием образа «Я».По сравнению с начальной школой у детей интенсивно развивается самосознание, расширяются контакты со сверстниками. Участие в работе различных общественных организаций, кружков по интересам, спортивных секций выводит подростка на орбиту широких социальных связей. Дальнейшее развитие ролевых отношений сочетается с интенсивным формированием личных взаимоотношений, которые с этого времени приобретают особо важное значение. Подростки Выявлено, что «предпочитаемые» («популярные») и «отвергаемые» подростки в классе отличаются разными системами ориентации. · «Популярные» в большей степени ориентированы на совместную деятельность. Когда они осознают угрозу утраты статуса, их стратегия поведения становится активной и деятельность приобретает более интенсивный, целенаправленный, организованный характер. · Ученики с неблагоприятным положением в классе («отвергаемые») фиксированы главным образом на взаимоотношениях со сверстниками. В случае угрозы их и без того неблагополучному положению в группе они аффективно реагируют на ситуацию и даже готовы вовсе разорвать отношения со сверстниками (А. В. Захарова). Значимость эмоциональных связей в группах сверстников столь велика, что их нарушения, сопровождающиеся стойкими состояниями тревоги и психологического Дискомфорта, могут оказаться причиной неврозов. Как популярные, так и непопулярные школьники отличаются по уровню социального развития личности. · «Популярные» демонстрируют более зрелые подходы к анализу конфликтов. Они анализируют ситуации достаточно объективно и рассматривают их даже несколько отстраненно, ориентируясь на гипотетическую позицию референтного взрослого. · Восприятие событий у непопулярных ограничено рамками конкретной конфликтной ситуации. Они либо уходят от решения, либо, ориентируясь на сиюминутный результат, не задумываются о последствиях предпринятых ими действий. Вместе с тем нормы взаимоотношений подростков зачастую становятся более автономными от норм взрослых и в большей степени регулируют поведение в подростковых группах. В «неблагополучных» классах определяющим может стать и так называемый «кодекс подростничества», который утверждает принципы дружбы и товарищества безотносительно к моральному содержанию поступков. Обостренная потребность в индивидуализации личности в сочетании с максимализмом в оценках окружающих, которые тоже стремятся обрести и продемонстрировать свою индивидуальность, может осложнять процессы группового развития. «Чем взрослее человек, тем больше он находит различий между собой и «усредненным сверстником». Индивидуализация рождает напряженную потребность, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого». Уровень развития коллективных отношений определяет специфику процессов индивидуализации. Ø В классах, где взаимоотношения основаны на доверии, товарищеской взаимопомощи, ответственной зависимости, проявления самобытности, независимо от статуса членов группы, встречают поддержку и способствуют интеграции личности в коллективе. Обогащенной оказывается не только личность, проявляющая творческую инициативу, смелость в отказе от дурных традиций, но и коллектив. Ø В группах с низким уровнем коллективных отношений проявления индивидуальности пресекаются без учета их нравственного содержания. Необычность, уникальность одноклассника воспринимается как нежелательный фактор и несет в себе угрозу для персонализации остальных. В классах с подобным типом межличностных отношений индивидуализация одного происходит за счет деиндивидуализации других. Каждый подросток психологически принадлежит к нескольким группам: семье, школьному классу, дружеским компаниям и т. д. Если цели и ценности групп не противоречат друг другу, формирование личности подростка проходит в однотипных социальных условиях. Противоречивость норм и ценностей различных групп ставит подростка в позицию выбора. Нравственный выбор может сопровождаться межличностными и внутри-личностными конфликтами. Из множества сфер общения подростком выделяется референтная группа сверстников, с требованиями которой он считается и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях. Выявление этой референтной группы помогает педагогу понять, кто оказывает наибольшее влияние на психологический климат класса. Опора на авторитет «значимого круга общения» усиливает эффект воспитательных воздействий. Так, если при организации групповой работы на уроке в качестве консультанта назначается референтное лицо, познавательная деятельность членов группы заметно активизируется. Группа работает лучше, чем при консультанте, выделенном на основе данных социометрии. Расширение социальной среды, с которой взаимодействуют школьники, характерное для раннего юношеского возраста, обусловлено их стремлением определить свое место в мире. Общение со сверстниками — непременное условие для осуществления генеральной репетиции «взрослости». Расширение набора ролей в школе включает юношей и девушек в систему разновозрастных и разностатусных межличностных связей со старшими и младшими школьниками, с учителями. Более зрелый уровень понимания личности другого человека позволяет дифференцированно и избирательно строить деловое и личное взаимодействие. Старшеклассники отдают себе отчет, с кем из сверстников хорошо совместно готовиться к экзамену, а с кем проводить свободное время. По данным А. А. Бодалева набор качеств, выделяемых в одноклассниках учениками, шире, чем совокупность свойств, которые вычленяют учителя: сформировавшиеся и закрепившиеся в опыте взаимодействия черты характера получают общественную оценку в коллективе класса. Выделяют следующие психологические функции общения сверстников в юности. 1. Во-первых, общение выступает как важнейший канал информации, из которого старшие подростки и юноши черпают данные, не сообщаемые им взрослыми. 2. Во-вторых, это специфический вид деятельности и межличностных отношений, которые обеспечивают условия формирования ценностных ориентации. 3. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Принадлежность к группе способствует эмансипации от взрослых и порождает ощущение психологической защищенности со стороны сверстников (И. С. Кон). В юношеском возрасте потребность в признании сверстниками ощущается особенно остро. На вопрос «что движет поступками твоих сверстников?» 38% опрошенных учеников старших классов указали на «желание завоевать любовь и уважение», 50% старшеклассников видят наибольшую угрозу своему счастью в плохом отношении к ним товарищей. Если в ориентациях подростков преобладают ценности товарищества и взаимопомощи, то в старшем школьном возрасте ценится, прежде всего, взаимопонимание. По имеющимся данным стабильность межличностных предпочтений максимальна для юношей в девятом, а для девушек — в одиннадцатом классе. В десятом классе, видимо, в связи со спецификой набора в старшие классы, контакты у тех и других менее устойчивы. Школьники, получившие в группе наибольшее число социометрических выборов, обладают теми качествами, которые больше всего ценятся группой. Этот факт свидетельствует о развитии интегративных процессов в школьных классах, где ученики демонстрируют свои качества личности, а группа включает их в содержание коллективных норм взаимоотношений. Возрастная динамика взаимоотношений детей и подростков. (Шевандрин) Межличностные отношения ребенка со сверстниками, возникающие стихийно или организованно, имеют возрастные особенности. Дошкольный возраст. Для дошкольников сверстники выступают как носители норм и форм поведения, задаваемых взрослыми. В этом возрасте, закладываются основные стереотипы социального поведения личности. Мотивы межличностной привлекательности не осознаются дошкольниками. Контакты, либо возникающие спонтанно (когда дети сами выбирают себе партнера для совместной игры), либо организуемые взрослыми, носят непродолжительный характер. Источником представлений о нормативном поведении при этом выступают взрослые. Усвоение же норм и правил межличностных отношений происходит во взаимодействии со сверстниками. В среднем дошкольном возрасте ребенок уже может демонстрировать свои личные отношения. Межличностные связи становятся более избирательными и приобретают относительно устойчивый характер. Нормы, регулирующие межличностные отношения дошкольников, находятся в стадии формирования. Отсутствие личного социального опыта побуждает детей в своих действиях ориентироваться на мнение большинства (быть таким, "как все"). Симпатии и антипатии дошкольника обусловлены тем, в какой степени сверстник соответствует. социальному эталону, который формируется на основе оценок взрослых и взаимооценок сверстников. Младший школьный возраст. В этом возрасте взаимоотношения со сверстниками строятся на основе установленных правил поведения для детей этого возраста. Новая ситуация социального развития личности, обусловленная поступлением ребенка в школу, требует адаптации к ней. Взаимоотношения младших школьников в классе первоначально развиваются как функционально-ролевые отношения между учащимися. Доминирующими основаниями оценок друг друга являются ролевые, а не личностные характеристики. Условием формирования взаимооценок в группах младших школьников выступает, прежде всего, учебная деятельность, в процессе которой учащиеся демонстрируют свои возможности и получают общественную оценку со стороны учителя и своих одноклассников. Взаимооценки (как и в дошкольном возрасте) в основном зависят от того, как к тем или иным ученикам относится учитель — наиболее референтный для этого возраста взрослый. Подростки. Фаза индивидуализации, относительно преобладающая в этом возрасте над процессами адаптации, характеризуется уточнением и развитием представлений о самом себе, т.е. активным формированием образа Я. Это приводит к дальнейшему развитию ролевых отношений в сочетании с интенсивным формированием личных взаимоотношений, которые с этого времени приобретают особо важное значение. Взаимоотношения со сверстниками у подростков становятся более избирательными и стабильными. Повышается роль нравственных характеристик во взаимооценках. Морально-волевые качества партнера становятся важнейшим основанием предпочтений. Статус личности наиболее часто связывается с волевыми и интеллектуальными свойствами сверстника. Эмоциональные связи в группах сверстников являются настолько значимыми, что их нарушения сопровождаются стойкими состояниями тревоги и психологического дискомфорта и могут оказаться причиной неврозов. Нормы взаимоотношений подростков более независимы от взрослых и в большей степени регулируют поведение в подростковых группах. Уровень развития межличностных отношений определяет специфику процессов индивидуализации. Подросток, как правило, психологически принадлежит к различным группам: семье, школьнику классу, дружеским компаниям и т.п. В случае, если цели и ценности этих групп не противоречат друг другу, формирование личности подростка проходит в аналогичных социальных условиях и не носит конфликтный характер. Если нормы, ценностные ориентации таких групп в значительной степени несовместимы, то подобная несовместимость может привести к внутреннему конфликту, развитию маргинальной личности подростка. Во множестве сфер общения подросток выделяет (как правило, не осознавая этого) референтную для себя группу, с требованиями которой он считается и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях. Зачастую такой референтной группой является группа сверстников. Если педагог опирается на авторитет "значимого круга общения", то это усиливает эффект его воспитательных воздействий. Ранний юношеский возраст. Расширение социальной среды взаимодействия, характерное для этого возраста, обусловлено стремлением юношей и девушек определить свое место в мире. Общение со сверстниками становится непременным условием для осуществления "взрослости". Можно выделить основные психические функции общения со сверстниками в юности. Такое общение становится. 1)важнейшим источником информации, не сообщаемой взрослым; 2) условием формирования ценностных ориентаций; 3) специфическим видом эмоционального контакта. Этот контакт необходим для развития эмоционально-чувственной сферы личности. В юношеском возрасте начинает доминировать потребность в признании. Если для подростков характерно преобладание значимости товарищества и взаимопомощи, то в старшем школьном возрасте ценится прежде всего взаимопонимание [13. С. 147-153]. Дифференциация в группах детей и подростков. Как отмечалось выше, при формировании группы наблюдаются два фундаментальных процесса: дифференциация и интеграция. Дифференциация проявляется в возникновении различий между детьми по индивидуальным качествам, престижу, статусу в группе. Взаимосвязь статуса и успеваемости учащихся имеет психологическое основание. Успеваемость для школьников является показателем уровня развития интеллектуальных и волевых свойств личности.
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |