Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ранний юношеский возраст




Взаимоотношения со сверстниками становятся более изби­рательными и стабильными. При сохранении высоко ценимых свойств «хорошего товарища» повышается роль нравственного компонента во взаимооценках. Морально-волевые характеристи­ки партнера становятся важнейшим основанием предпочтений («смелый», честный», «скромный», «добрый товарищ»). Статус личности более всего связан с волевыми и интеллектуальными свойствами ученика. Высоко оцениваются сверстники, которых отличает готовность и умение быть хорошим товарищем. Доб­рота, как и в начальной школе, остается одним из ведущих оснований межличностного выбора.

Фаза индивидуализации, относительно преобла­дающая в подростковом возрасте над собственно адаптационными процессами, характеризуется уточнением и развитием представлений о самом себе — активным формиро­ванием образа «Я».По сравнению с начальной школой у детей интенсивно развивается самосознание, расширяются контакты со сверстниками. Участие в работе различных общественных организаций, кружков по интересам, спортивных секций выво­дит подростка на орбиту широких социальных связей. Дальнейшее развитие ролевых отношений сочетается с интенсивным формированием личных взаимоотношений, которые с этого вре­мени приобретают особо важное значение.

Подростки

Выявлено, что «предпочитаемые» («популярные») и «отвер­гаемые» подростки в классе отличаются разными системами ориентации.

· «Популярные» в большей степени ориентированы на совместную деятельность. Когда они осознают угрозу утраты статуса, их стратегия поведения становится активной и дея­тельность приобретает более интенсивный, целенаправленный, организованный характер.

· Ученики с неблагоприятным положе­нием в классе («отвер­гаемые») фиксированы главным образом на взаимоотноше­ниях со сверстниками. В случае угрозы их и без того неблаго­получному положению в группе они аффективно реагируют на ситуацию и даже готовы вовсе разорвать отношения со сверст­никами (А. В. Захарова). Значимость эмоциональных связей в группах сверстников столь велика, что их нарушения, сопровож­дающиеся стойкими состояниями тревоги и психологического Дискомфорта, могут оказаться причиной неврозов.

Как популярные, так и непопулярные школьники отличаются по уровню социального развития личности.

· «Популярные» демон­стрируют более зрелые подходы к анализу конфликтов. Они анализируют ситуации достаточно объективно и рассматривают их даже несколько отстраненно, ориентируясь на гипотетиче­скую позицию референтного взрослого.

· Восприятие событий у непопулярных ограничено рамками конкретной конфликтной си­туации. Они либо уходят от решения, либо, ориентируясь на сиюминутный результат, не задумываются о последствиях пред­принятых ими действий.

Вместе с тем нормы взаимоотношений подростков зачастую становятся более автономными от норм взрослых и в большей степени регулируют поведение в подростковых группах. В «не­благополучных» классах определяющим может стать и так на­зываемый «кодекс подростничества», который утверждает прин­ципы дружбы и товарищества безотносительно к моральному содержанию поступков.

Обостренная потребность в индивидуализации личности в сочетании с максимализмом в оценках окружающих, которые тоже стремятся обрести и продемонстрировать свою индивиду­альность, может осложнять процессы группового развития.

«Чем взрослее человек, тем больше он находит различий между собой и «усредненным сверстником». Индивидуализация рождает напряженную потребность, которая была бы одновре­менно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого».

Уровень развития коллективных отношений определяет спе­цифику процессов индивидуализации.

Ø В классах, где взаимоот­ношения основаны на доверии, товарищеской взаимопомощи, ответственной зависимости, проявления самобытности, незави­симо от статуса членов группы, встречают поддержку и способ­ствуют интеграции личности в коллективе. Обогащенной ока­зывается не только личность, проявляющая творческую иници­ативу, смелость в отказе от дурных традиций, но и коллектив.

Ø В группах с низким уровнем коллективных отношений прояв­ления индивидуальности пресекаются без учета их нравствен­ного содержания. Необычность, уникальность одноклассника воспринимается как нежелательный фактор и несет в себе уг­розу для персонализации остальных. В классах с подобным типом межличностных отношений индивидуализация одного про­исходит за счет деиндивидуализации других.

Каждый подросток психологически принадлежит к несколь­ким группам: семье, школьному классу, дружеским компаниям и т. д. Если цели и ценности групп не противоречат друг другу, формирование личности подростка проходит в однотипных со­циальных условиях. Противоречивость норм и ценностей раз­личных групп ставит подростка в позицию выбора. Нравствен­ный выбор может сопровождаться межличностными и внутри-личностными конфликтами.

Из множества сфер общения подростком выделяется референтная группа сверстников, с требованиями которой он счи­тается и на мнение которой ориентируется в значимых для се­бя ситуациях. Выявление этой референтной группы помогает педагогу понять, кто оказывает наибольшее влияние на психо­логический климат класса. Опора на авторитет «значимого круга общения» усиливает эффект воспитательных воздействий. Так, если при организации групповой работы на уроке в качест­ве консультанта назначается референтное лицо, познавательная деятельность членов группы заметно активизируется. Группа работает лучше, чем при консультанте, выделенном на основе данных социометрии.

Расширение социальной среды, с которой взаи­модействуют школьники, характерное для ран­него юношеского возраста, обусловлено их стремлением определить свое место в мире. Об­щение со сверстниками — непременное условие для осуществ­ления генеральной репетиции «взрослости». Расширение на­бора ролей в школе включает юношей и девушек в систему раз­новозрастных и разностатусных межличностных связей со стар­шими и младшими школьниками, с учителями. Более зрелый уровень понимания личности другого человека позволяет диф­ференцированно и избирательно строить деловое и личное взаи­модействие. Старшеклассники отдают себе отчет, с кем из сверстников хорошо совместно готовиться к экзамену, а с кем проводить свободное время. По данным А. А. Бодалева набор качеств, выделяемых в одноклассниках учениками, шире, чем совокупность свойств, которые вычленяют учителя: сформиро­вавшиеся и закрепившиеся в опыте взаимодействия черты ха­рактера получают общественную оценку в коллективе класса.

Выделяют следующие психологические функции общения сверстников в юности.

1. Во-первых, общение выступает как важ­нейший канал информации, из которого старшие подростки и юноши черпают данные, не сообщаемые им взрослыми.

2. Во-вторых, это специфический вид деятельности и межличност­ных отношений, которые обеспечивают условия формирования ценностных ориентации.

3. В-третьих, это специфический вид эмо­ционального контакта. Принадлежность к группе способствует эмансипации от взрослых и порождает ощущение психологиче­ской защищенности со стороны сверстников (И. С. Кон).

В юношеском возрасте потребность в признании сверстни­ками ощущается особенно остро. На вопрос «что движет пос­тупками твоих сверстников?» 38% опрошенных учеников стар­ших классов указали на «желание завоевать любовь и уваже­ние», 50% старшеклассников видят наибольшую угрозу своему счастью в плохом отношении к ним товарищей. Если в ориентациях подростков преобладают ценности товарищества и взаи­мопомощи, то в старшем школьном возрасте ценится, прежде всего, взаимопонимание. По имеющимся данным стабильность межличностных предпочтений максимальна для юношей в де­вятом, а для девушек — в одиннадцатом классе. В десятом классе, видимо, в связи со спецификой набора в старшие клас­сы, контакты у тех и других менее устойчивы.

Школьники, получившие в группе наибольшее число социо­метрических выборов, обладают теми качествами, которые больше всего ценятся группой. Этот факт свидетельствует о развитии интегративных процессов в школьных классах, где ученики демонстрируют свои качества личности, а группа вклю­чает их в содержание коллективных норм взаимоотношений.

Возрастная динамика взаимоотношений детей и подростков. (Шевандрин)

Межличностные отношения ребенка со сверстниками, возникающие стихийно или организованно, имеют возрастные осо­бенности.

Дошкольный возраст. Для дошкольников сверстники выступают как носители норм и форм поведения, задаваемых взрослыми. В этом возрасте, закладываются основные стереотипы социального поведения личности. Моти­вы межличностной привлекательности не осознаются дошкольниками. Контакты, либо возникающие спонтанно (когда дети сами выбирают себе партнера для совместной игры), либо орга­низуемые взрослыми, носят непродолжительный характер. Ис­точником представлений о нормативном поведении при этом выступают взрослые. Усвоение же норм и правил межличност­ных отношений происходит во взаимодействии со сверстника­ми. В среднем дошкольном возрасте ребенок уже может демон­стрировать свои личные отношения. Межличностные связи ста­новятся более избирательными и приобретают относительно ус­тойчивый характер.

Нормы, регулирующие межличностные отношения дошколь­ников, находятся в стадии формирования. Отсутствие личного социального опыта побуждает детей в своих действиях ориенти­роваться на мнение большинства (быть таким, "как все"). Сим­патии и антипатии дошкольника обусловлены тем, в какой сте­пени сверстник соответствует. социальному эталону, который формируется на основе оценок взрослых и взаимооценок свер­стников.

Младший школьный возраст. В этом возрасте взаимоотноше­ния со сверстниками строятся на основе установленных правил поведения для детей этого возраста. Новая ситуация социально­го развития личности, обусловленная поступлением ребенка в школу, требует адаптации к ней.

Взаимоотношения младших школьников в классе первона­чально развиваются как функционально-ролевые отношения между учащимися. Доминирующими основаниями оценок друг друга являются ролевые, а не личностные характеристики. Условием формирования взаимооценок в группах младших школьников выступает, прежде всего, учебная деятельность, в процессе которой учащиеся демонстрируют свои возможности и получают общественную оценку со стороны учителя и своих од­ноклассников. Взаимооценки (как и в дошкольном возрасте) в основном зависят от того, как к тем или иным ученикам относится учитель — наиболее референтный для этого возраста взрослый.

Подростки. Фаза индивидуализации, относительно преобла­дающая в этом возрасте над процессами адаптации, характери­зуется уточнением и развитием представлений о самом себе, т.е. активным формированием образа Я. Это приводит к дальней­шему развитию ролевых отношений в сочетании с интенсивным формированием личных взаимоотношений, которые с этого времени приобретают особо важное значение.

Взаимоотношения со сверстниками у подростков становятся бо­лее избирательными и стабильными. Повышается роль нравствен­ных характеристик во взаимооценках. Морально-волевые качества партнера становятся важнейшим основанием предпочтений. Статус личности наиболее часто связывается с волевыми и интеллектуаль­ными свойствами сверстника. Эмоциональные связи в группах сверстников являются настолько значимыми, что их нарушения сопровождаются стойкими состояниями тревоги и психологиче­ского дискомфорта и могут оказаться причиной неврозов.

Нормы взаимоотношений подростков более независимы от взрослых и в большей степени регулируют поведение в подро­стковых группах. Уровень развития межличностных отношений определяет специфику процессов индивидуализации.

Подросток, как правило, психологически принадлежит к различным группам: семье, школьнику классу, дружеским ком­паниям и т.п. В случае, если цели и ценности этих групп не противоречат друг другу, формирование личности подростка проходит в аналогичных социальных условиях и не носит кон­фликтный характер. Если нормы, ценностные ориентации таких групп в значительной степени несовместимы, то подобная несо­вместимость может привести к внутреннему конфликту, разви­тию маргинальной личности подростка.

Во множестве сфер общения подросток выделяет (как прави­ло, не осознавая этого) референтную для себя группу, с требова­ниями которой он считается и на мнение которой ориентирует­ся в значимых для себя ситуациях. Зачастую такой референтной группой является группа сверстников. Если педагог опирается на авторитет "значимого круга общения", то это усиливает эф­фект его воспитательных воздействий.

Ранний юношеский возраст. Расширение социальной среды взаимодействия, характерное для этого возраста, обусловлено стремлением юношей и девушек определить свое место в мире. Общение со сверстниками становится непременным условием для осуществления "взрослости".

Можно выделить основные психические функции общения со сверстниками в юности. Такое общение становится.

1)важнейшим источником информации, не сообщаемой взрослым;

2) условием формирования ценностных ориентаций;

3) специфическим видом эмоционального контакта. Этот контакт необходим для развития эмоционально-чувственной сферы личности.

В юношеском возрасте начинает доминировать потребность в признании. Если для подростков характерно преобладание значимости товарищества и взаимопомощи, то в старшем школьном возрасте ценится прежде всего взаимопонимание [13. С. 147-153].

Дифференциация в группах детей и подростков. Как отмеча­лось выше, при формировании группы наблюдаются два фунда­ментальных процесса: дифференциация и интеграция. Диффе­ренциация проявляется в возникновении различий между деть­ми по индивидуальным качествам, престижу, статусу в группе. Взаимосвязь статуса и успеваемости учащихся имеет психологи­ческое основание. Успеваемость для школьников является по­казателем уровня развития интеллектуальных и волевых свойств личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.