Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязь общения и совместной деятельности




Психологи различают общение первого рода (это — обмен информацией, состояниями или познание людьми друг друга) и общение второго рода (это — персонализация).

Общение первого рода является необходимой предпосылкой, составной частью совместной деятельности.

Персонализация как общение второго рода включает в свой состав совместную деятельность, так как она наиболее успешно и эффективно про­текает в ситуациях совместной деятельности.

Можно сказать, что общение и совместная деятельность яв­ляются двумя проекциями общей активности человека впред­метной и социальной сферах. В случае общения акцент делается на субъект-субъектное (SS)взаимодействие, а в случае со­вместной деятельности — на субъект-объектное (SО) взаи­модействие.

Если рассмотреть взаимосвязь общения и совместной дея­тельности в плане становления психики и развития личности человека, то можно заметить, что происходит периодическая смена доминанты общения и деятельности.

Была разработана теория (Д.Б.Эльконин), которая объединя­ет две линии развития человека: познавательное и собственно личностное развитие. Согласно этой теории, развитие познава­тельной сферы человека и его личности идет в разных видах об­щения и деятельности, последовательно сменяющих друг друга (табл.). В младенческом возрасте доминантой выступает непо­средственно-эмоциональное общение ребенка с матерью и ок­ружающими людьми. Далее — предметно-манипулятивная дея­тельность, ролевая игра, учебная деятельность, интимно-лично­стное общение и учебно-профессиональная деятельность. При этом различные виды общения обеспечивают развитие преиму­щественно потребностно-мотивационной сферы личности (об­разно выражаясь, сферы "хочу"). При этом ведущие виды дея­тельности в основном способствуют становлению познаватель­ной сферы психики (сфера "могу", "умею"). Иначе говоря, с ро­ждения до ранней юности происходит периодическая смена ве­дущих видов деятельности и общения, которые поочередно обеспечивают преимущественно становление познавательных процессов и развитие личности.

 

Временная последовательность доминирования ведущих видов общения и деятельности
№ п/п Доминирующий вид общения или деятельности Возрастной этап
  Непосредственно-эмоциональное общение Младенческий возраст
  Предметно-маипулятивная деятельность Раннее детство
  Ролевая игра Дошкольный возраст
  Учебная деятельность Младший школьный
  Интимно-личностное общение Подростковый возраст
  Учебно-профессиональная деятельность Ранний юношеский

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1127; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.