КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы темперамента
Понятие о темпераменте Темперамент – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, то есть темпа, быстроты, ритма, интенсивности составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Главный компонент в структуре темперамента – общая психическая активность индивида. Сущность этого компонента заключается в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности. Разумеется, при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяется другими («содержательными») факторами – особенностями личности: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Второй компонент темперамента – двигательный (или моторный): особенности всей мышечной и речевой моторики, то есть быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда мышечных движений, динамические особенности речи. Третий компонент темперамента – эмоциональность. К ее основным характеристикам относятся впечатлительность, импульсивность, эмоциональная лабильность. Учение о типах темперамента берет начало в трудах Гиппократа и Галена. Гиппократу принадлежит выделение и описание сангвинистического, холерического, флегматического и меланхолического типов темперамента. Более глубокая разработка учения о типах темперамента была сделана И.П. Павловым, который опирался при этом на выделенные им основные свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов.
1. Сангвинистический темперамент. При сангвинистическом темпераменте отмечается довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики и движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Вместе с тем, эмоциональные переживания сангвиника могут быть неглубокими, при недостатках воспитания его подвижность приводит к отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, иногда к поверхностности. 2. Холерический темперамент. Холерики отличаются высоким уровнем нервно-психической активности, энергичностью действий, резкостью и стремительностью движений, а также силой, импульсивностью и яркой выраженностью эмоциональных переживаний. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться, при отсутствии надлежащего воспитания, в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при эмоциогенных обстоятельствах. 3. Флегматический темперамент. Флегматик отличается сравнительно низким уровнем активности в поведении, трудностью переключения, медлительностью, спокойствием в действиях, мимике и речи, а также ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных воспитательных влияний у флегматика могут развиваться такие черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий. 4. Меланхолический темперамент. Меланхолики характеризуются низким уровнем нервно-психической активности, сдержанностью моторики и речи, значительной эмоциональной реактивностью, глубиной и устойчивостью чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей, при недостатке воспитания могут развиться повышенная до болезненной степени эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность к тяжелым внутренним переживаниям.
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |