Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психодиагностика свойств личности




Подсистемы личности

В структуре личности, помимо основных ее свойств, выделяют также подсистемы:

1. Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Мотив определяется как побудительная причина, побуждение к действию; он формируется на основе потребности и отражает внешний побудительный фактор – стимул.

Выделяются, в частности, два «чистых мотива»: мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи.

2. Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения (типичное поведение в типичных ситуациях). Познание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть его поведение и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки.

3. Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способности подразделяются на общие (общая одаренность) и частные (специальные) способности, которые опираются на врожденные задатки (например, музыкальный слух, память).

Одним из важных моментов в процессе обучения и воспитания является вопрос о сенситивных периодах, благоприятствующих становлению тех или иных способностей.

 

Один из методов исследования личности – шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттела. В настоящее время различные формы этого опросника являются наиболее популярным средством экспресс-диагностики личности. Они используются во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей человека.

Предлагается «С»-вариант опросника, который содержит 105 вопросов. Способ работы с опросником излагается в инструкции для испытуемого. Ответы заносятся в специальный опросный лист, а затем обсчитываются с помощью специального «ключа». Совпадение ответов «а» и «с» оценивается двумя баллами, совпадение ответа «b» - одним баллом. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Исключением является фактор «В» - здесь любое совпадение ответа с «ключом» дает один балл. Таким образом, максимальная оценка по каждому фактору – 12 баллов (по фактору «В» - 8 баллов), минимальная – 0 баллов.

Опросник Кеттела оценивает свойства личности по следующим шестнадцати факторам:

А – замкнутость – общительность;

В – интеллект;

С – эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость;

Е – подчиненность – доминантность;

F – сдержанность – экспрессивность;

G – подверженность чувствам – высокая нормативность поведения;

Н – робость – смелость;

I – жесткость – чувствительность;

L – доверчивость – подозрительность;

М – практичность – развитое воображение;

N – прямолинейность – дипломатичность;

О – уверенность в себе – тревожность;

Q* - консерватизм – радикализм;

Q** - конформизм – нонконформизм;

Q*** - низкий самоконтроль – высокий самоконтроль;

Q**** - расслабленность - напряженность.

Кроме того, оценивается фактор «адекватность самооценки».

На основе качественного и количественного анализа содержания личностных факторов и их взаимосвязей, могут быть выделены следующие блоки факторов:

1. Интеллектуальные особенности: факторы В, М, Q*.

2. Эмоционально-волевые особенности: факторы C, G, I, O, Q***, Q****.

3. Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия: факторы A, H, F, E, Q**, N, L.

Данная методика может применяться как в группе, так и индивидуально, как в блоке с другими методиками, так и изолированно.

 

Литература:

1. Общая психология. Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986, С. 191-225.

2. Психология личности. Тексты. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.: Изд-во МГУ, 1982.

3. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М.: Просвещение, 1985.

 

Тема занятия: Акцентуация личности

 

Цель занятия: Сформировать представление об основных типах акцентуаций личности, о вероятности их сочетания с различными видами патологии и о психологических методиках их диагностики

 

Учебно-целевые вопросы занятия:

1. Понятие акцентуации личности.

2. Разработка учения об акцентуациях.

3. Основные типы акцентуаций личности.

4. Психологические методики диагностики типов акцентуаций личности.

 

Понятие акцентуации было введено Карлом Леонгардом для обозначения типов личности, отличающейся крайней выраженностью характерологических черт. Акцентуация – крайний вариант нормы («яркая индивидуальность»), не нарушение, не болезнь. Различают несколько типов акцентуаций личности:

1. Гипертимный тип. Люди гипертимного типа с детства отличаются большой шумливостью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, смелостью, склонностью к озорству. У них не застенчивости, робости перед незнакомыми людьми или в новых ситуациях, но зато не достает чувства дистанции в отношении к взрослым. Гипертимные дети в играх любят командовать сверстниками. В школе, не смотря на хорошие способности, живой ум, умение схватывать все на лету, учатся неровно из-за неусидчивости, отвлекаемости, недисциплинированности.

В подростковом возрасте – почти всегда хорошее, даже несколько приподнятое настроение, которое сочетается с хорошим самочувствием, нередко цветущим видом, высоким жизненным тонусом, активностью, энергичностью, всегда прекрасным аппетитом и крепким освежающим сном. Лишь изредка солнечное настроение омрачается вспышками раздражения и гнева, вызванными противодействием окружающих, их стремлением подавить слишком бурную энергию гипертимной личности.

Люди гипертимного типа плохо переносят жесткую дисциплину и строго регламентированный режим. В необычных ситуациях не теряются, проявляют находчивость, умеют ловчить и изворачиваться. К правилам и законам относятся легкомысленно, незаметно для себя могут проглядеть грань между иногда допускаемым и всегда запрещенным. Тянутся в компанию, тяготятся одиночеством. Стремятся к лидерству, но не формальному, а фактическому. При большой общительности оказываются неразборчивыми в выборе знакомств, и поэтому могут оказаться в сомнительном окружении. Любят риск и авантюры. Обычно характерно раннее начало половой жизни.

«Слабое место» гипертимного типа – непереносимость однообразной обстановки, монотонного труда. Свои возможности и способности они обычно переоценивают. Конфликты возникают из-за конкуренции на роль лидера, а также из-за непрерывного желания всеми руководить и во все встревать.

На фоне гипертимной акцентуации могут возникать аффективные и патохарактерологические реакции, алкоголизм, токсикомания. Гипертимная акцентуация может быть также почвой для психопатических развитий по гипертимно-неустойчивому, гипертимно-истероидному, гипертимно-эксплозивному типу.

2. Циклоидный тип. Люди циклоидного типа до подросткового возраста выглядят как гипертимные. С наступлением пубертатного периода может возникнуть первая субдепрессивная фаза, во время которой отмечаются вялость, упадок сил, утомляемость. Труднее становится учиться, общение с окружающими начинает тяготить. Избегают компаний, становятся вялыми домоседами, жалуются на скуку. Мелкие неприятности и неудачи, нередкие в этот период из-за падения работоспособности, переживаются очень тяжело. Иногда снижен аппетит, нарушен сон.

Субдепрессивные фазы впоследствии чередуются с гипертимностью или относительно ровным настроением. Длительность фаз – вначале дни, затем 1-2 недели.

«Место наименьшего сопротивления» в субдепрессивную фазу – ломка жизненного стереотипа. Самооценка формируется постепенно, по мере накопления опыта «хороших» и «плохих» периодов. Сексуальная активность возрастает в период подъема.

Нарушения поведения, алкоголизм, токсикомания, как правило, не свойственны циклоидному типу.

3. Лабильный тип. У лабильных детей рано может проявляться склонность к невротическим реакциям. В подростковом возрасте главная черта – крайняя лабильность настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно резко от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. От настроения в данный момент зависит и самочувствие, и аппетит, и работоспособность, и общительность.

Маломотивированные смены настроения могут создавать у окружающих впечатление поверхностности и легкомыслия. Однако их отличают глубокие чувства, искренняя привязанность к тем, от кого они видят заботу и внимание. Очень тяжело переносят утраты близких. Чуткие ко всякого рода знакам внимания, похвалы и поощрения доставляют искреннюю радость.

В группе обычно довольствуются положением опекаемого и защищаемого другими любимца и баловня, никогда не претендуют на роль вожака.

Сексуальная активность долго ограничивается флиртом и ухаживаниями, влечение остается малодифференцированным. Легко возникает отклонение на путь транзиторного гомосексуализма (пассивная форма).

«Слабое звено» - эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц, утрата близких или разлука с теми, к кому были привязаны.

Лабильный тип акцентуации часто сочетается с психофизическим инфантилизмом, вегетативной лабильностью, со склонностью к аллергическим реакциям.

4. Астено-невротический тип. У астено-невротического типа с детства обнаруживаются признаки невропатии, беспокойный сон, плохой аппетит, капризность, пугливость, иногда ночные страхи, энурез, заикание и т.п.

Главные черты астено-невротического типа: повышенная утомляемость, раздражительность, склонность к ипохондрии. Нарушения поведения, алкоголизм не свойственны. Ищут компании, быстро от нее устают и предпочитают одиночество или общение с близким другом. Этот тип акцентуации является «почвой» для развития неврастении, реактивных депрессий непсихотического уровня, ипохонрических развитий.

5. Сенситивный тип. Робки и застенчивы среди посторонних и в необычной обстановке. Главные черты этого типа: чрезмерная впечатлительность, чувствительность, сниженная самооценка, представление о том, что он в чем-то проигрывает другим, приписывает другим неодобрительное критическое отношение в свой адрес. На фоне этих особенностей возможно формирование комплекса неполноценности. Рано возникает чувство ответственности, чувство долга, чрезмерные требования к себе и окружающим. «Критическая» жизненная ситуация – новая компания, незнакомая обстановка.

Панически боятся руководить, организовывать, часто нет адекватной полоролевой идентификации. В состоянии алкогольного опьянения вместо эйфории могут обостряться депрессивные переживания.

Самооценка объективная. На фоне сенситивной акцентуации может формироваться дисморфомания и нервная анорексия.

6. Психастенический тип. Главными чертами психастенического типа являются нерешительность,склонность к бесконечным рассуждениям, тревожная мнительность в виде опасений за будущее – свое и своих близких, любовь к самоанализу, легкость возникновения навязчивых опасений, действий, ритуалов, представлений, мыслей. Самооценка, несмотря на склонность к самоанализу, далеко не всегда правильная. Могут находить у себя черты самых разных типов, совершенно несвойственные, например, истерические.

Психастенические черты могут формироваться воспитанием по типу повышенной моральной ответственности, когда, например, взрослые перекладывают на детские плечи уход и надзор за малышами и беспомощными членами семьи.

Тревожно-мнительная акцентуация ухудшает прогноз любого заболевания.

7. Шизоидный тип. В поведении людей шизоидного типа прежде всего бросаются в глаза замкнутость или отгороженность; одиночество мало тяготит его, он живет своими, необычными для других интересами и увлечениями. Замкнутость сочетается с недостатком интуиции и эмпатии, что создает впечатление черствости, даже жестокости. Увлечения нередко отличаются необычностью, силой и постоянством. Сексуальность может оставаться незамеченной. Болезненно чувствительные в компаниях, неспособные на флирт и ухаживание, не умеющие добиться близости в ситуации, где она возможна, могут сексуальную активность проявлять внезапно для других, иногда в грубых и даже извращенных формах.

Алкоголизация встречается довольно редко. Опьянение обычно не сопровождается эйфорией. Самооценка отличается избирательностью. Удар по «слабому звену» - когда необходимо быстро и легко вступать в неформальные контакты с окружающими.

8. Эпилептоидный тип. Главной чертой эпилептоидного типа является склонность к периодам злобно-тоскливого настроения с постепенно исподволь накипающим раздражением, с поиском объекта, на котором можно сорвать зло. Такие состояния длятся часами, днями, постепенно развиваясь и медленно ослабевая. С ними тесно связана аффективная взрывчатость. Повод для взрыва может быть ничтожным, сыграть роль последней капли, в аффекте возможна безудержная ярость, циничная брань, жестокие побои, безразличие к беспомощности противника и неспособность учесть его превосходящую силу.

Характерно сильное половое влечение, склонность к сексуальным эксцессам в сочетании с садистскими и мазохистскими наклонностями. Любовь почти всегда окрашена мрачными красками ревности. Алкогольное опьянение часто протекает тяжело, с яростью и драками.

Обычными чертами являются вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, что накладывает отпечаток на всю психическую деятельность. Склонны к консерватизму, подозрительны ко всякого рода новшествам. Злопамятны, самооценка носит односторонний характер, представляют себя гораздо более конформными, чем это есть на самом деле. Ситуации уязвимости: ущемление интересов, возможность проявить власть над другими, алкогольное опьянение. Эпилептоидная акцентуация может быть почвой для делинквентных и криминальных поступков, а также для хронического алкоголизма.

9. Истероидный тип. Главная черта – эгоцентризм, ненасытная жажда внимания окружающих к своей особе, потребность вызывать удивление, восхищение, почитание, сочувствие. Лживость и фантазирование направлены на приукрашивание своей личности, с тем, чтобы обратить на себя внимание. Кажущаяся эмоциональность на деле оборачивается театральной наигранностью переживаний, склонностью к рисовке и позерству. Глубокие искренние чувства, как правило, отсутствуют. С целью привлечения к себе внимания могут использовать нарушения поведения, алкоголизацию, наркоманию, мнимые болезни. К ним, как и к демонстративным суицидальным попыткам, могут прибегать, когда хотят выпутаться из какой-либо неприятной истории. Истероидная акцентуация нередко сочетается с психическим инфантилизмом, также может формироваться воспитанием по типу семейного кумира. Самооценка очень необъективна, чаще завышена.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.