Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психодиагностика свойств экстра- и интраверсии и нейротизма по методике Айзенка




Личностный опросник Айзенка включает в себя 3 шкалы: шкалу лжи, шкалу экстраверсии – интраверсии и шкалу нейротизма. Опросник состоит из 57 вопросов; из них 24 – по шкале нейротизма, 24 – по шкале экстраверсии – интраверсии и 9 вопросов по шкале лжи. На вопросы следует отвечать только «да» или «нет», нельзя оставлять их без ответа.

Шкала лжи служит для выявления обследуемых с «желательной реактивной установкой», то есть с тенденцией реагировать на вопросы таким образом, чтобы получить желательные для обследуемого результаты.

Показатель в 4-5 баллов по шкале лжи рассматривается уже как критический, ставящий под сомнение полученные данные.

Шкала экстраверсии – интраверсии измеряет выраженность у личности соответствующих характеристик. Согласно представлениям Айзенка, экстраверт общителен, имеет много друзей, любит вечеринки, нуждается в общении с людьми, не любит сам читать или учиться. Он жаждет возбуждения, рискует, действует под влиянием момента, импульсивен. Экстраверт любит рискованные шутки, не лезет за словом в карман, ищет перемен. Он беззаботен, добродушно весел, оптимистичен, любит смеяться, предпочитает движение и действие, вспыльчив, имеет тенденцию к агрессивности. Его эмоции и чувства строго не контролируются и на него не всегда можно положиться.

В противоположность экстраверту, интроверт спокоен, застенчив, интроспективен. Он предпочитает книгу общению с людьми. Сдержан и отдален от всех, кроме близких людей. Заранее планирует свои действия, не доверяет внезапным побуждениям. Любит во всем порядок, серьезно относится к принятию решений, надежен. Контролирует свои чувства, редко поступает агрессивно. Он высоко ценит этические нормы, несколько пессимистичен.

Об экстравертированности свидетельствует показатель по шкале экстра-интроверсии выше 12 баллов. При показателе ниже 12 баллов преобладают признаки интровертированности.

Фактор нейротизма, по мнению Айзенка, свидетельствует об эмоционально-психологической устойчивости или неустойчивости, стабильности-нестабильности и рассматривается в связи с врожденной лабильностью вегетативной нервной системы. О нейротизме свидетельствует показатель, превышающий 12 баллов по соответствующей шкале.

Основываясь на выраженности свойств экстраверсии-интраверсии и нейротизма, определяют тип темперамента: сочетание экстраверсии и нейротизма соответствует холерическому темпераменту, сочетание интраверсии и нейротизма – меланхолическому. При сангвинистическом темпераменте эмоциональная стабильность сочетается с экстравертированностью, при флегматическом темпераменте эмоциональная стабильность сочетается с интравертированностью.

 

Литература:

1. Психология индивидуальных различий. Тексты. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: Изд-во МГУ, 1982.

2. Кречмер Э. Строение тела и характер. М-Л., 1930

3. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.

4. Очерки теории темперамента. Под ред. В.С. Мерлина. Пермь, 1973.

5. Русалов В.М. Биологические основы индивидуальных психологических различий. – М., 1979.

6. Общая психология. Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986, С. 401-460.

 

 

Тема занятия: Личность

 

Цель занятия: Сформировать представление о личности, ее развитии, об основных свойствах личности, влияющих на процесс взаимодействия врача и больного

 

Учебно-целевые вопросы занятия:

1. Понятие о личности.

2. Процесс формирования личности.

3. Основные свойства личности.

4. Подсистемы личности.

5. Психодиагностика свойств личности.

 

Особенности личности больного оказывают влияние на оценку им тяжести своего состояния, способ интерпретации и изложения болезненных ощущений, а также имеют значение при формировании взаимоотношений больного с врачом, со средним и младшим медицинским персоналом и поэтому должны учитываться врачом, как при определении состояния больного, так и при подборе терапии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.