Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПСИХОЛОГИЯ 41 страница




 

Спорные вопросы, которые возникают в работе практического Психолога, в зависимости от их характера решаются компетентной эмиссией, состоящей из независимых профессиональных психологов, яи комиссией, включающей в свой состав специалистов разного ррофиля. Если речь идет о проблемах, относящихся к тем перечис-нным выше видам работ, которые психолог выполняет самостоя-льно, то такие проблемы, как правило, решаются специальной комиссией, включающей высококвалифицированных профессиональных ихологов. Такая комиссия может создаваться и функционировать, пример, при одном из вышестоящих научно-методических центров 'сихологической службы в системе образования. Если дело касается Фоблем, связанных с принятием ответственных решений относитель- жизненной судьбы ребенка, то они рассматриваются с обяза-1ьным участием самих детей (если они достаточно взрослые), Жителей или заменяющих их лиц, а также психологов, медиков, фектологов и педагогов, причем каждый из членов таких комис- обладает правом решающего голоса при обсуждении подобного

 

рода проблем и принятии по ним ответственных решений. чает, что любое из принимаемых решений признается не тельным, если хотя бы один из членов комиссии с ним не < за исключением некоторых случаев медико-психологического; дебно-психологического характера, процедура решений строго определена в соответствии с законом.

 

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

 

Этическим кодексом называется свод моральных правил ния, на базе которых строится деятельность и взаимооя людей в той или иной сфере их общения. В основе этичес> декса лежат нравственные нормы, выражающие собой катетов ра, т. е. такие общие принципы, выработанные в историц ческой культуры и цивилизации, следование которым со4 благо для людей, приносит им пользу, делает их счастливы> тивоположными являются категории, связанные со злом, орЦ на которые делает людей, напротив, несчастными, наносит

 

Этический кодекс основывается на нормах морали, а': Это означает, что нарушающий этот кодекс человек не суду в соответствии с законом, не может получить наказам кающее применение к нему мер принуждения. В отличие юридический кодекс опирается на нормы права, разрешак сильственные действия в отношении тех лиц, которые его нар осуждены судом, а также тех, в отношении кого возбуждень ные дела органами правосудия.

 

В работу психологической службы и в управление деят< практических психологов, входящих в ее структуры, этическ вводится потому, что далеко не все проблемы, с которыми сталкивается практический психолог в системе образованвЙ иметь однозначное и точное правовое решение, быть расв(1 представлены в форме юридических норм, регламентируют вия психолога в той или иной социальной ситуации. Ему части дится действовать и принимать решения на основе интуиции что не допускается в юридической практике. Зачастуя чувства и интуиция подсказывают психологу наиболее прЭ решение или предохраняют от принятия скороспелого, прежд* ного и потенциально ошибочного решения.

 

Существует несколько источников, на основе которых вв ваются нормы этического кодекса практического психолог философия, религия, культура, обычаи, традиции, идеологи тика, выступающие как сферы или атрибуты человеческой-' ности, задающие базисные принципы морали для созданшйД ционирования этического кодекса. В философии, например вует и давно разрабатывается специальный раздел, котор называется - <этика>. В нем дается научное определений рассматриваются ее истоки, основные нравственные кат преобразование в процессе развития человеческой культур

 

1"цзации. Религиозные воззрения испокон веков содержали в себе Определенные нравственные принципы, которые для верующих являются императивными, т. е. имеют для них силу морального закона. Дкультура включает в себя нормы человеческих отношений, которые реализуются в обществе, в семье, в системе образования, в личных 1 деловых отношениях людей. Составляющими социально-психоло-1цческой человеческой культуры также являются обычаи и традиции, Обеспечивающие социально-или национально-специфический кояо-1?цт этических норм. Идеология и политика также представляют собой Специфические источники нравственного сознания, опирающиеся на нересы государств, народов, наций, классов, правящих партий, социальных групп населения.

 

1 Конкретное содержание этического кодекса, лежащего в основе Профессиональной деятельности людей, зависит от всех перечисленных факторов, а также от специфики профессиональной деятельности, о которой идет речь. В настоящее время в различных странах,, 1(де развернута и давно функционирует психологическая служба в системе образования, выработаны свои этические кодексы практических психологов. Вариант такого кодекса, который кратко излагается далее, основан на анализе и обобщении некоторых подобных документов, в частности тех, которые выработаны в США, Германии, спании. Он дополнен положениями, отражающими состояние системы образования в Российской Федерации на момент написания ртого учебника.

 

Все моральные нормы, включаемые в этический кодекс профессионального практического психолога, можно разделить по сферам деятельности, в которыхни реализуются. Это - позиция, из которой <сходит практический психолог при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы детей; действия психолога в тех случаях жизни, югда интересу развития ребенка кем-либо нарушаются; действия психолога в том случае, когда он сам не в состоянии удовлетвори-Кльно помочь ребенку или вынужден применять на практике не шолне проверенные и апробированные методики; отношения, склады-<ающиеся между психологом, родителями, учителями в ситуациях, Касающихся разглашения данных психодиагностических обследований; действия психолога в тех случаях, когда решается судьба ре-нка.

 

[. Ниже приводится примерный этический кодекс, регламентирующий с моральной стороны действия практического психолога в сис-р<е образования в различных ситуациях:

 

1. Профессиональная деятельность психолога в системе образо-ния характеризуется особой ответственностью перед детьми. 2. В случае, когда личные интересы ребенка вступают в проти-Речие с интересами учебно-воспитательного учреждения, других Дей, взрослых и детей, психолог обязан выполнять свои функции Максимальной беспристрастностью.

 

1. Работа психолога строится на основе принципа профессиональ- независимости и автономии. Его решение по вопросам профес-сиоМального психологического характера является оконча1 не может быть отменено администрацией учебно-воспитан учреждения, вышестоящими управленческими организация>

 

4. Отменить решение психолога вправе только специаль миссия, состоящая из высококвалифицированных психологов> ленная соответствующими властными полномочиями..!

 

5. В работе с детьми психолог руководствуется прищ честности и искренности.

 

6. Для того чтобы быть в силах помочь детям, психолог с дается в доверии и соответствующих правах. Он в свою несет персональную ответственность за правильное испольа данных ему прав.

 

7. Работа практического психолога в системе образом> правлена на достижение исключительно гуманных целей, п(м гающих снятие ограничений на пути свободного интеллекту и личностного развития каждого ребенка.. <

 

8. Психолог строит свою работу на основе безусловного ния достоинства и неприкосновенности личности ребенка, и активно защищает его основополагающие человеческие п ределяемые Всеобщей декларацией прав человека.

 

9. Психолог выступает одним из основных защитников и< ребенка перед обществом, всеми людьми. Ц

 

10. Психолог должен быть осторожен и осмотрителен> психодиагностических и психокоррекциойных методов, а так их выводах и рекомендациях.

 

II. Психолог не должен принимать участие в том, чтц ограничивает развитие ребенка, его человеческую свободу, ' кую и психологическую неприкосновенность. Наиболее тяж> шение профессиональной этики психолога представляет ег содействие или непосредственное участие в делах, наносящие ку вред. Лица, однажды замеченные в подобных нарушейЙ и навсегда лишаются права работы с детьми, пользоваМИЦ мом или иным документом, подтверждающим квалификацию сионального психолога, а в определяемых законом случаях П<Й суду..

 

12. Психолог обязан информировать тех, кому он ПОДЯ? также св(?и профессиональные объединения о замеченных им 1 ниях прав ребенка другими лицами, о случаях негуманного ния с детьми.

 

13. Психолог должен противодействовать любым поЛи идеологическим, социальным, экономическим и другим плЦ способным привести к нарушению прав ребенка.

 

14. Психолог обязан оказывать лишь такие услуги, для1 он имеет необходимое образование и квалификацию.

 

15. В случае вынужденного применения психодиагноС1 или психотерапевтических (психокоррекционных) методик,* шедших достаточной апробации или не полностью отвечают научным стандартам, психолог обязан предупреждать об

 

Вересова иных лиц и быть особенно осторожным в своих выводах и 1рекомендациях,

 

1 16. Психолог не имеет права передавать психодиагностические, сихотерапевтические или психокоррекционные методики для пользо-1ания некомпетентным лицам.

 

1 17. Психолог обязан препятствовать использованию методов пси-одиагностики и психологического воздействия профессионально не подготовленными людьми, предупреждать об этом тех, кто по неза-1цию пользуется услугами таких людей.

 

1 18. Дети подросткового и старшего школьного возраста имеют вправо на индивидуальную консультацию психолога в отсутствие третьих лиц, включая учителей, родителей или заменяющих их 1юдей.., 1 19. Психолог не должен препятствовать тому, чтобы обследование или консультирование взрослого ребенка по его желанию проходилось в присутствии других лиц, за исключением особых случаев, ввязанных с проведеняем медико-психологической или судебо-пси-1ологической экспертизы, определенных законом. 1 20. Данные индивидуального психологического обследования де-ей подросткового и юношеского возраста психолог имеет право сообщать или передавать третьим лицам лишь при согласии на это самих детей. При этом ребенок имеет право знать, что и кому о нем творится или передается.

 

1 21. Учителям, родителям, заменяющим их лицам, администрации чебно-воспитательных учреждений допускается сообщение только этаких данных о детях, которые этими лицами не могут быть использованы во вред ребенку.

 

22. Пользуясь средствами массовой информации и другими доступными средствами ее получения или распространения, психологи <бязаны предупреждать людей о возможных отрицательных послед-твиях их обращения за помощью психологического характера к не-юмпетентным лицам и указывать, где и у кого эти люди могут получить необходимую профессиональную психологическую помощь. 23. Психолог не должен позволять вовлекать себя в такие дела и виды деятельности, где его роль и функции оказываются двусмысленными, способными нанести ущерб детям. 24. Психолог не должен\Давать таких обещаний клиентам, которые не в состояний выполнить.

 

1 25. Если обследование ребенка или психологическое вмешательство осуществляется по требований другого лица: представителя ургана образования, врача, судьи и т. п"- то психолог обязан из-1'вст-ить об этом родителей ребенка или лиц, их заменяющих. [ 26. Психолог несет персональную ответственность за хранение в рине информации о детях, которых он обследует. 27. При приёме на работу в учебно-воспитательное учреждение ихолог должен оговорить, что в пределах своей профессиональной мпетенции он будет действовать независимо, а также ознакомить рминистрацию того учреждения, в котором ему предстоит трудиться, других заинтересованных лиц с содержанием настоящий ческого кодекса. Он должен обратить внимание всех лиц, ко будут связаны с ним в профессиональной работе, на необхоД хранить тайну и соблюдать профессиональную этику. Психол) этом должен предупредить, что профессиональное вмешател его работу может осуществляться только вышестоящим од психологической службы, наделенным соответствующими по чиями. Он также должен оговорить невозможность для себя нения неэтичных требований со стороны других лиц.

 

28. Нарушение положений этического кодекса профессионал практическим психологом рассматривается судом чести ассоЦ практических психологов, а при необходимости - более в; профессиональной организацией, включенной в структуру псид ческой службы системы образования. '

 

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

 

Тема 1. Задачи, структура и функции психологической службы в систе* зования

 

1. Необходимость создания психологической службы в системе образования

 

2. Основные задачи психологической службы в системе образования.

 

3. Структура психологической службы.

 

4. Специализация в работе практических психологов.

 

5. Взаимодействие практических психологов с органами управления' ческой службы и другими структурными подразделениями системы обра

 

Тема 2. Квалификационные требования, права и обязанности практичес* холога

 

1. Требования, предъявляемые к квалификации психолога в системе обра

 

2. Обязанности практического психолога в системе образования.

 

3. Права практического психолога в системе образования. 1

 

4. Вопросы, решаемые практическим психологом самостоятельно и во взаимод; с другими людьми, вовлеченными в учебно-воспитательный процесс.

 

5. Пути решения спорных вопросов, возникающих в работе практического 1

 

Тема 3. Этический кодекс практического психолога

 

1. Представление об этическом кодексе и необходимость его введения

 

психологической службы системы образования.

 

2. Первоисточники нравственных норм, на основе которых вырабатываете>

 

кий кодекс практического психолога.

 

3. Сферы деятельности практического психолога, регламентируемые норм?

 

ческого кодекса.

 

4. Конкретные виды поведения и действий, регулируемые этическим Код

 

различных ситуациях.

 

Темы для рефератов

 

1. Задачи и структура психологической службы в системе образования.

 

2. Функции психологической службы в системе образования.

 

3. Основные положения этического кодекса практического психолога в сне разования.

 

Темы для самостоятельной исследовательской работы

 

1. Профессиограмма практического психолога в системе образования.

 

2. Права и обязанности практического психолога в системе образования.

 

3. Спорные вопросы в работе практического психолога, пути их разрешен>

 

Литература 1

 

таранов В. Ф. Педологическая служба в советской школе 20- 1з0-х гг// Вопросы психологии. 1991.-№ 4.- С. 100-112. толовей Л. А., Грищенко Н. А. Психологическая служба в школе 1(8 помощь лектору).- Л" 1987.

 

1 (Школьный психолог, что он может: 5-17. Профессиональная работа школьиого 1лсихолога: 18-31.)

 

Кала У. В., Раудик В. В. Психологическая служба в школе: 23_58. (Из истории применения психологических знаний в школе: 8-23.) ролер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм. 11., 1о,' Различия в детях или школах: 97-117.)

 

Рабочая книга школьного психолога.-М., 1991. Задачи школьной психологической службы на современном этапе развития народного образования: 3-5. Что такое школьная психологическая служба: 6-64. Работа школьного психолога с учащимися разного возраста: 65-162.) [Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988. ((Психология и школа: 242-248.)

 

ВалитовМ. С. Особенности профессиональной консультации подростков // Вопросы психологии. 1984.- № 6.- С. 60-63. Климов Е. А. Психолого-педагогаческие проблемы профессиональ-Дной консультации. М" 1983.

 

(Выбор профессии: 7-15. Профориентация и профконсультация: 15-29. Пути и приемы практического консультирования по выбору профессии: 81-94.)

 

Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе.-М., 1987. (Как оценивать шестилетних детей: 60-66.)

 

Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М., 1988.

 

Отстающие в учении школьники. Проблемы психического развития. 1., 1986..

 

Организация коррекционно-педагогической работы с отстающими в учении школь-Щиками: 32-43.)

 

Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.-М" 1988.-

 

ДКак изучать психику детей: 21 -39, Методы изучения взаимоотношений межДу детьми 1' школе: 40-49.)

 

овак 3. Вопросы изучения и диагностики развития вербальной пособности учащихся//Вопросы психологии.-1983-№4- 1 46-50.

 

рабочая книга школьного психолога.-М., 1991. Друдные> дети: 163-237. Способности и профориентация учащихся: 238-273. 1<оота психолога в учреждениях интернатного типа для детей оставшихся без попе-1"Ния родителей: 274-302.)

 

Ненко Т. С. Социально-психологическое обучение в подготовке Дущих учителей. Киев, 1987.

 

1 "ихокоррекционная работа в группе активного социально-психологического обу-1"нид: 48-59.) ' '

 

Часть III.

 

ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНЫ

 

Раздел 6. ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГА

 

Глава 29. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

 

Краткое содержание 1

 

Место педагога в современном обществе. Кризис образования в середине его причины и пути преодоления. Увеличение средств, направляемых на обр< во второй половине XX века в наиболее развитых странах мира. Образов наиболее <прибыльная> отрасль. Основные признаки и этапы изменения оти образованию в течение нескольких последних десятилетий. Проблема <уте* гов>. Роль учителя в социальном, идеологическом, политическом, экономит культурном прогрессе общества. Необходимость значительного увеличения направляемых на профессиональную подготовку учителя и оплату его труда.;! ция уменьшения количества учеников, приходящихся на одного учителя, в]' странах мира.

 

Психологические требования к личности педагога. Основные требовани) являемые к интеллекту, эрудиции, культуре и личности педагога. Индивид педагога, необходимость быть личностью для оказания воспитательного.воз на детей. Постоянные и ситуационные требования к личности педагога. Л определения социально-специфических качеств педагога.

 

Общие и специальные способности педагога. Понятие об общих и спе{ педагогических способностях. Специальные способности учителя, их ист< процесс формирования. Необходимость отбора людей для педагогической пД и развития у них соответствующих способностей. Знания, умения и навыки как воспитателя. Первостепенная важность воспитательных способностей 1ф1 людей для педагогической профессии. Трудности сочетания' в одном лице ' ских и воспитательных способностей. Коммуникативные способности, их роль,> деятельности педагога. Структура коммуникативных способностей. Понял собностях к педагогическому общению. Проблема воспитания коммуникатив собностей, средства и способы их развития у педагога. Применение Я поощрений и наказаний как признак развития его педагогических спос<

 

Индивидуальный стиль деятельности педагога. Понятие об индивидуальй педагогической деятельности. Формирование индивидуальности ребенка чер видуальный стиль деятельности педагога. Проблема совмещения индивиду и общих требований, предъявляемых к педагогической профессии. Проявлен видуального стиля педагогической деятельности. Одинаковая эффективностД ных стилей индивидуальной деятельности педагога. Индивидуальность пщ распространение передового педагогического опыта, проблемы социально- гического характера, связанные с этим.

 

МЕСТО ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

 

Успехи в обучении и воспитании детей определяются мно> факторов, каждый из которых является достаточно весомым, 1 небрежение этими факторами неизбежно ведет к неудачею РЯЛ факторов мы уже рассмотрели в третьей части учебника.

 

 

1етодика обучения и воспитания, возрастные особенности детей, наличный уровень их развития и другое. Кроме перечисленных, важным фактором детского развития является сам педагог, который берет на 1(;ебя роль учителя и воспитателя. В этом разделе учебника мы об-[судим то, что касается личности педагога, его профессиональной деятельности, требований, предъявляемых к нему, и путей профес-[сионального самосо'вершенствования. 1 Профессиональный педагог - это единственный человек, кото-1рый большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, Дзавдты своими профессиональными проблемами и домашними забо-тами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение дюдей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс.

 

1 В современном цивилизованном обществе педагог является фи-1гурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занижают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, вторые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

 

К личности будущего педагога предъявляется ряд самых серьезных требований, Среди них можно выделить главные, без удовлетворения которых невозможно стать высококвалифицированным учителем или воспитателем, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личностью, способной наи-. ЛУЧШИМ образом обучить и воспитать другую личность. Как главные, 1"ак и второстепенные требования относятся к психологии деятельности и общения педагога, к его способностям, знаниям, умениям и авыкам, полезным для обучения и воспитания детей. И среди 1"лавных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и наро-1ов, и изменчивые, обусловленные особенностями данного этапа социально-экономического развития, на котором находится общество, 1"Де живет и работает педагог.

 

1 Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, Цвдяетсялйбовь к детям, к педагогической деятельности, наличие 1ециальных знаний в той области, которой он обучает детей, широ-я эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый.интеллект, 11сокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитав тей. Без любого из перечисленных факторов успешная педагог работа невозможна.

 

Все эти свойства не являются врожденными. Они приор* систематическим и упорным трудом, огромной работой педаг собой. Не случайно учителей и воспитателей много, а одар< талантливых среди них, блестяще справляющихся со СБОИ] занностями, единицы. Таких людей в области педагогичесвд фессии, наверное, меньше, чем во многих других сферах челоэ деятельности.,

 

Дополнительными, но относительно стабильными требов; предъявляемыми к педагогу, являются общительность, ар ность, веселый нрав, хороший вкус и другие. Эти качества но меньше, чем главные, перечисленные выше. Без каждого> качеств в отдельности учитель или воспитатель вполне могу тись. Можно представить, например, не очень общительного 1 тика, знания и преподавательские способности которого на< хорошо развиты, что при отсутствии этого в общем полезщ людей качества он тем не менее вполне может оставаться х< учителем. И наоборот, не составляет особого труда вообраз> какого-нибудь общительного, с достаточно веселым нравом, > вкусом, артистичного человека, которому явно не хватает пс ческих способностей. Такой человек вряд ли когда-либо смоя хорошим учителем иди воспитателем.

 

Главные и второстепенные педагогические качества в - ности составляют индивидуальность педагога, в силу котор дый хороший учитель представляет собой уникальную и ев' ную личность.

 

Несколько более сложен для решения вопрос о главных ростепенных изменчивых качествах педагога, которые от не буются в данный момент истории общества, в данное время и ном рабочем месте. Существующая система образования нер< стает от тех преобразований, которые происходят в социальн ре, но в целом достаточно гибко ее отражает. Новая си складывающаяся в обществе, задает новые цели обучения В) тания. Они в свою очередь определяют требования, предъяви к личности учителя и воспитателя. Для того чтобы вовремя установить эти требования, необходимо сделать следующее

 

1. Правильно оценить тенденции политического, социаль экономического развития общества. >

 

2. Определить, какими качествами в этом обществе доля дет обладать человек, чтобы общество непрерывно раза> После этого можно будет ответить на такие два вопроса 3. Какими достоинствами должен располагать и от каки статков должен быть избавлен современный человек, оканчид среднюю школу?:

 

4. Каким должен стать современный педагог, обеспечив формирование и развитие личности, необходимой обществу?

 

Начнем с обсуждения первого из сформулированных вопросов. 1главная тенденция современного прогрессивного развития общества - демократизация жизни; происходит децентрализация управления, передача власти на места. 1 Экономические преобразования затронули всю систему социальных отношений, вводя рыночные основы в большую их часть, диктуя Необходимость самостоятельного принятия ответственных решений. 16 этой связи значительно расширились возможности для уетаноцле-Ция прямых политических, социальных, хозяйственных и культурных связей между людьми, что в свою очередь привело к интенсифика-1ции делового и личного общения; 1 Усиление гласности позволило публиковать различные точки зре-1ния по наиболее злободневным вопросам, затрагивающим все сферы 1)кизни общества. Отмеченные тенденции повысили требования к тем ачествам, которым должны обладать представители нового подрастающего поколения. Какие же это качества? 1 Прежде всего - умение жить в условиях расширяющейся демо-Нратии, гласности, плюрализма мнений, общаться и взаимодейство-1вать с людьми на правовой и демократической основе. Это предпо-1лагае;г, с одной стороны, способность признавать, понимать, при-1нимать как должное наличие многих различных точек зрения, вести 1дискуссии и на высококультурной основе разрешать возникающие 1разногласия; с другой - отказ от диктата и любых способов оказа-1ния давления на личность, требует уважения к ней, признания ее 1достоинств и значимости. Это также отказ от принципа, согласно 1которому интересы общества преобладают над интересами конкрет-1ной личности.

 

1 Передача или утрата власти одной стороной предполагает ее 1 принятие, умение воспользоваться ею другой стороны. Это предъяв-(ляет повышенные требования к организаторским умениям, к способ-1ности руководить людьми, принимать управленческие решения. Здесь 1нужны профессиональная компетентность и обладание качествами 1 руководителя-лидера.

 

1 Изменение системы экономических отношений требует расчетли-1вости, деловитости, бережливости, хозяйственной смекалки, предприимчивости, многих других качеств личности, которые совсем еще едавно считались если не отрицательными, то во всяком случае не Дсамыми необходимыми в жизни и сознательно не воспитывались у ольШинства детей.

 

1 Гласность требует от человека умения излагать свои мысли в 1устной или письменной форме, убеждать, доказывать, говорить са-1*1ому и внимательно слушать других. Обладателями всех этих ка-Честв в ближайшее время должны стать молодые люди, оканчивающие среднюю школу, и если мы хотим, чтобы те положительные Изменения, которые начали происходить в нашем обществе, закрепились окончательно, уже сейчас следует позаботиться о том, чтобы Существенно изменить систему обучения и воспитания детей. Для 1о чтобы сделать учащегося личностью - а сейчас нам как никогда

 

нужны именно личности, соответствующие требованиям врем сам педагог должен обладать независимостью, грамотность* циативностью, самостоятельностью и многими другими каче< систематически развивать их у себя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.