Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Четвертая линия развития смысловой сферы — это развитие осознания своих смысловых ориентации и рефлексивного отношения к ним




После работ Л.С.Выготского, а также психологов экзистенци­ального направления, осознание тех или иных психологических про­цессов и механизмов обоснованно рассматривается как главная пред-



глава 4. динамика и трансформации смысловых структур


посылка овладения ими. Овладение же, согласно Л.С.Выготскому (1983 а; 1984), представляет собой генеральную линию психологи­ческого развития в онтогенезе. Если, однако, овладение представляет собой достаточно многогранный процесс, то осознание смысловых ориентиров собственной деятельности можно рассматривать как еще одно конкретное измерение развития смысловой сферы в онтогенезе. Фактически речь идет о становлении и развитии способности произ­вольно воздействовать на свои смысловые ориентиры, менять их по своему выбору (см. о смыслотехнике смыслоосознания в разделе 4.8). И здесь наблюдается очевидная параллель между развитием личнос­ти в человеческой истории и в онтогенезе. «В ходе человеческой исто­рии, — указывает А.МЛобок, — происходит изменение ее смыс­ловых ориентиров. Эпоха за эпохой человечество сочиняет новые смысловые предположения и выстраивает новые смысловые ориен­тиры. И то же самое происходит в жизни отдельной человеческой личности. Ее смысловое поле отнюдь не остается неизменным на про­тяжении ее жизни, а постоянно трансформируется тем или иным образом. Причем у одних людей этот процесс носит гораздо более выраженный характер, нежели у других. Можно даже говорить об определенной мифологической динамике личности: об интенсив­ности развития ее смысловых ориентиров. И, более того, возможно, что мифологическая динамика личности должна быть признана од­ним из самых ярких критериев личностного развития вообще. Реаль­ным инструментом, позволяющим преодолеть тот или иной миф и выйти в пространство новых смысловых ориентиров, является реф­лексивное размышление. То есть размышление, позволяющее взгля­нуть на мир собственного "Я", на мир собственных смыслонесущих ценностей, на мир собственного мифа глазами стороннего наблю­дателя» (Лобок, 1997, с. 642).

Развитие механизмов рефлексии было поставлено во главу угла в концепции онтогенетического развития субъективной реальности В.И.Слободчикова (1994). Рефлексия в этой концепции определяется как «специфически человеческая способность, которая позволяет ему сделать свои мысли, эмоциональные состояния, свои действия и отношения, вообще всего себя предметом специального рассмотре­ния (анализа и оценки) и практического преобразования» (Слобод-чиков, 1994, с. 21). Это определение отчетливо перекликается с идеей способности к самодистанцированию или самоотстранению как од­ной из базовых антропологических характеристик человека (Франкл, 1990). Развивая идеи М.К.Мамардашвили (1982), В.И.Слободчиков характеризует рефлексию как разрыв в потоке жизни, внутри которо­го происходит повседневное существование человека, и способность отнестись к жизни в целом, осуществить по отношению к ней ценно-


4.3. Линии и механизмы развития смысловой сферы личности 289

стно-смысловое самоопределение. В.И.Слободчиков рассматривает различные формы рефлексии, последовательность их онтогенетичес­кого развития и вклад в общие процессы развития.

Итак, мы выделили четыре основных направления развития смысловой регуляции в онтогенезе: 1) прогрессирующая интегра­ция, иерархизация и структурное усложнение механизмов смысло­вой регуляции; 2) когнитивное (точнее, идеаторное) опосредование смысловой регуляции, ее распространение за пределы налично дан­ной ситуации в план прогнозов, представлений и фантазий; 3) про­грессирующее ее опосредование взаимоотношениями личности с социальными общностями, к которым она принадлежит; 4) прог­рессирующее осознание и способность рефлексивного отношения к своим смысловым ориентирам. Все четыре выделенных измерения достаточно отчетливо связаны между собой и отражают как расту­щую с возрастом трудность внешнего мира, так и увеличивающуюся сложность внутреннего. Вот как описывает комплексную возрастную динамику смысловой сферы один из исследователей: «В процессе психического развития происходит иерархизация мотивов, возни­кает рефлексия, складывается обобщенное отношение к жизни, расширяется ценностно-смысловое пространство личности, выстра­ивается единая жизненная линия и выявляются противоречия меж­ду нею и жизненными обстоятельствами, создается направленность на цели, связанные с отдаленным будущим» (Вайзер, 1997, с. 94).

Вернемся теперь к соотношению между развитием смысловой сферы и другими сторонами развития личности в контексте изло­женной в разделе 2.7. мультирегуляторной модели. Как уже было сказано, три низших регуляторных системы — удовлетворения по-фебностей, реагирования на стимулы и выработанной предраспо­ложенности — можно считать присутствующими и оказывающими регуляторное влияние на поведение практически с момента рож­дения. Примерно с полугодовалого возраста окружающие взрослые начинают также внедрять в сознание младенца критерии и оценки, соответствующие логике социальной нормативности — необходи­мость соответствовать ожиданиям окружающих, хотя реально эта логика начинает оказывать сколько-нибудь заметное влияние на по-иедение ребенка гораздо позже. Аналогичным образом, как пока-1ал Дж.Шоттер (Shatter, 1984), мать внедряет в сознание ребенка и идею осмысленности его действий, интерпретируя их, то есть ста­вя перед ним вопрос «зачем» и отвечая ему на этот вопрос. При >гом вопрос об истинности такой трактовки не стоит; для младен­ца соответствующие действия не имели смысла, пока они не полу­чили смысловую интерпретацию; получив ее, действия обрели тем самым смысл для него.

10 - 7503



глава 4. динамика и трансформации смысловых структур


 


1 i


Ответить на вопрос о смысле действия означает связать его с тем, ради чего оно осуществляется. Такое связывание предполагает наличие определенных когнитивных предпосылок. Мы не беремся здесь формулировать сами эти предпосылки, а также обсуждать кон­кретный возраст, в котором можно быть уверенным в их наличии. Тем не менее, приблизительно можно говорить о трехлетнем возра­сте — точке «первого рождения личности» по А.Н.Леонтьеву — как о возрасте формирования более или менее связного и целостного внутреннего мира, интегрированных механизмов смысловой регу­ляции, которые начинают — впервые — задавать поведению свою собственную логику, одним из проявлений которой является хоро­шо известный феномен «горькой конфеты». Принятие несправед­ливо полученной награды не противоречит ни потребностям, ни внешним стимулам, ни установкам и стереотипам, ни социальным ожиданиям, но оно вступает в конфликт с субъективным устрой-! ством мира, с представлениями о том, что ради чего делается, иначе говоря — со смысловыми ориентациями. До этого возраста проявления смысловой регуляции встречаются как изолированные феномены, включенные в другие регуляторные системы как неса­мостоятельные элементы.

После этого начинается довольно длительный стабильный пе­риод литического развития смысловой сферы личности по трем ли­ниям, описанным выше. Смысловая регуляция постепенно занимает одно из ведущих мест в ряду регуляторных систем, однако служит преимущественно адаптивным задачам.

Новый качественный перелом наблюдается в точке «второго рождения личности» — в подростковом возрасте, который в инте­ресующем нас аспекте характеризуется прежде всего тем, что внут­ренний мир и индивидуальные смысловые ориентации приобретают самодостаточность, переходящую в сверхценность. В результате смысловая регуляция начинает часто принимать контрадаптивный, а то и дезадаптивный характер, вступая в конфликт с другими регу-ляторными системами. В подростковом возрасте формируются пред­посылки для становления высшей системы регуляции, характерной для зрелой автономной личности — системы, основанной на логике свободного выбора, — однако индивидуальная траектория развития не всегда к этому приводит. Некоторые, неоптимальные констелля­ции факторов, влияющих на ход развития, способствуют закрепле­нию незрелых паттернов личностной структуры, лежащих в основе конформистского, импульсивного и симбиотического типов отно­шений личности с миром (Калитеевская, 1997; Леонтьев Д.А., 1993). Во всех этих трех случаях механизмы смысловой регуляции занима­ют подчиненное положение по отношению к регуляторным систе-


4.4. индивидуальные особенности смысловой регуляции



 


мам более низкого уровня. У личности автономного типа (там же), характеризующейся, в частности, открытостью к взаимодействию с миром и возможностью дальнейшего развития, смысловая регуля­ция занимает доминирующее положение по отношению к удовлет­ворению потребностей, реагированию на стимулы, применению выработанных стереотипов и реагированию на социальные ожида­ния. Вместе с тем автономная личность в состоянии и занять актив­ную творческую позицию по отношению к собственным наличным смыслам благодаря возникновению шестой регуляторной системы, основанной на логике свободного выбора. Тем самым возникает воз­можность трансценденции смысловой регуляции; автономная лич­ность не только действует сообразно своему жизненному миру как целому, но и способна творить и перестраивать свой жизненный мир, вносить в него новые смыслы, в частности, с помощью меха­низма полагания, описанного в разделе 2.4.

Мы завершим на этом постановку и вводное рассмотрение про­блемы развития смысловой сферы в онтогенезе. Более подробное и содержательное раскрытие этой темы потребовало бы специального объемного исследования. Мы же теперь обратимся к вопросу об ин­дивидуальных различиях в строении и функционировании смысло­вой сферы личности.

4.4. индивидуальные особенности смысловой регуляции




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.