Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды торможения




Торможение рефлексов

 

Если не подкреплять условный раздражитель безусловным, то наступает торможение условного рефлекса.

Торможение — активный нервный процесс, результатом которого является ослабление или подавление процесса возбуждения.

Различные раздражители вызывают торможение одних рефлексов и возбуждение или образование других. Образование новых рефлексов и их торможение ведет к гибкому приспособлению организма к конк­ретным условиям существования.

1. Безусловное (внешнее) торможение

Это когда в коре больших полушарий при осуществлении условногорефлекса возникает новый, достаточно сильный очаг возбуждения, не связанный с данным условным рефлексом. Например, если у собаки условный слюноотделительный рефлекс на звук звонка, то включение яркого света при звуке звонка у этой собаки тормозит ранее выработанный рефлекс слюноотделения. В основе — явление отрицательной индукции. 1

1.1. Запредельное торможение (охранительное — т. к. охраняет нервные клетки от раздражителей слишком большой силы или дли­тельности, которые могли бы нарушить их деятельность).

Наступает:

■ при действии очень сильного одноразового раздражителя;

■ при длительном действии слабого раздражителя.

Так, например, громкий окрик может затормозить движение или многократное повторение одного действия может привести к тому, что в какой-то момент человек не сможет его выполнить. В школе для ученика это может быть монотонный рассказ учителя. У новорожденного — если раздастся резкий звук, ребенок перестанет сосать грудь.

1.2. Индукционное торможение («встреча двух возбуждений»).

Наступает:

■ при одновременном действии двух раздражителей.

Так, например, при входе кого-то в учебную аудиторию во время выполнения задания учащиеся смотрят на дверь; если во время чис­тописания раздастся звук автомобильной сирены с улицы, то у детей уменьшается концентрация внимания, в результате возникают помар­ки, неточное начертание букв.

2. Условное (внутреннее) торможение

Развивается внутри дуги условного рефлекса, т. е. в тех нервных структурах, которые участвуют в осуществлении данного рефлекса. Возникает не сразу, как безусловное, а при определенных условиях.

2.1. Угасателъное торможение

Наступает:

■ при длительном неподкреплении условного рефлекса безусловным раздражителем.

Так, например, если не упражняться в завязывании шнурков, то вскоре ребенок может забыть, как это делается; этим можно объяс­нить утрату навыка игры на музыкальных инструментах, трудового навыка.

У детей угасание происходит медленнее, чем у взрослых, это облегчает обучение, но затрудняет отучение от вредных привычек. Благода­ря угасанию организм перестает реагировать на сигналы, утратившие свое значение.

2.2. Дифференцировочное (способность к различению) торможение

Наступает:

■ на один из нескольких однотипных раздражителей.

Павлов через 100 ударов метронома давал собаке пищу, а через 96 не давал, в результате через 100 ударов у нее текла слюна, а через 96 — нет. Способствует обучению, стимулирует познавательную де­ятельность.

2 3. Запаздывающее торможение

Наступает:

■ когда подкрепление дается с опозданием.

Так, например, если мать кормит трех детей и кладет им в тарелку еду по очереди, то последний ребенок будет вести себя неспокойно. За­паздывание вырабатывается у детей с большим трудом под влиянием воспитания и тренировки (первоклассник, когда хочет ответить, не­терпеливо размахивает рукой, привстает, чтобы его заметил учитель, и только в старших классах можно отметить выдержку).

3. Высшее торможение

Присуще только человеку, самостоятельное торможение. Напри­мер, когда мать отдает самое «вкусное» ребенку, вместо того чтобы съесть самой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 2202; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.