Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональная эквивалентность




Миссия

Практикум

1. Выполните упражнение «почтовый ящик».

2. Чем отличается оценка персонала от других оценок?

3. Назовите основные проблемы оценки персонала и приведите примеры их подтверждающие

4. Как можно упорядочить критерии оценки персонала?

5. Каковы плюсы и минусы самооценки, оценки коллегами, сотрудниками, оценки руководителем?

6. Чем отличается оценка результатов работы сотрудника от оценки его возможностей?

7. Какие методические критерии необходимо выполнять при оценке персонала?

8. Назовите основные методы оценки персонала

9. Назовите методы оценки должностей

10. Даны пять профилей способностей:

f1= (3, 7, 6, 5, 7, 3, 8)

f2= (6, 3, 5, 3, 6, 4, 5) а1= (6, 6, 6, 5, 4, 3, 2)

f3= (2, 5, 3, 5, 8, 7, 6) и три профиля а2= (3, 8, 5, 1, 2, 7, 4)

f4= (5, 8, 2, 1, 2, 5, 8) требований а3= (1, 3, 2, 3, 8, 3, 8)

f5= (1, 2, 4, 3, 3, 3, 2)

Покажите графически недостатки способностей для соответствия требованиям, чтобы можно было на них обратить внимание при планировании развития персонала или изменении качественного состава.

 

1.4.1 Взаимосвязь стратегии управления персоналом с миссией организации

Интерес к понятию "миссия" резко возрос с начала 90-х ХХ века, во-первых, в связи с тем, что закончились научно-технические революции, которые резко усилили, образно говоря не только руку, но и мозг человека, и начался период эволюционного развития, который характеризуется как научно-технический прогресс. Во-вторых, развитие теорий менеджмента значительно стало отставать от потребностей практики большого бизнеса, что вызвало необходимость разработок новых концепций активизации работы предприятий, обязательного внимания к управлению персоналом и в этой связи определения научно обоснованных путей не "выжимания пота", а использования только человеку присущих ресурсов: сознания, личных чувств, интуиции, надежной уверенности в будущем.

На предприятиях стран СНГ два вышеназванных фактора внимания к миссии проявлялись в это время не столь явно. Они были "затушеваны" третьей причиной, которая в экономически развитых странах проявлялась тогда в меньшей степени. Речь идет о трансформационно-"перестроечных", преобразовательно активных процессах в экономике и управлении хозяйственными системами, процессах с акцентом на разгосударствление и приватизацию. Именно эти процессы являются дополнительной причиной возрастания роли и значимости миссии для предприятий переходной экономики.

Миссия имеет отношение к каждой организации и человеку. Можно говорить о миссии целого государства и народов. Славянские народы достойно выполняли свою миссию в ратных делах. Миссии хозяйственных образований в мирное время часто вообще не известны сотрудникам. Такая ситуация имеет место на большинстве белорусских предприятий. Между тем сегодня без миссии сложно рассчитывать на успех. Миссия важнее торговой марки! Она больше, чем имидж предприятия. Например, без миссии нет смысла инноваций. Миссия определяет генеральную линию преобразований, она придает им смысл.

Понятие миссии используется в западных странах весьма широко: миссия развития города, его администрации, миссия генной инженерии и биотехнологий, миссия университета и его библиотеки, информатики и педагогики, научная и техническая миссия. Но часто оно имеет разные трактовки и является словом-раздражителем, непривычным для многих понятием того, что как бы само собой разумеется. Другие считают, что действительно что-то в нем есть, но перевести это что в конкретное осмысление затрудняются. Между тем, вопрос о содержании этого понятия часто остается без ответа. Откуда пришло это понятие? Как оно срабатывает? В чем его практическое значение? Это научный инструмент для консультаций по развитию и применению социально-экономических и научно-технических исследований? Можно ли разделять миссию по областям деятельности организации: техническая миссия, управленческая миссия, рыночная миссия, творческая миссия?

Ясно одно, миссия не только содействует преобразованиям организации, развитию его персонала, но и защищает от негативных тенденций, корректируют стратегии, и придает трудовым процессам осознанный смысл. Она призывает: "Добро пожаловать в будущее!".

 

1.4.2 Развитие понятия миссии

Вникая в развитие понятия миссии, можно заметить, что это слово включало осмысление идеала, его восприятие с позиций менталитета, организации и личности. Идеалы задаются масштабами устремления целей, которые ставят перед собой, например, субъекты хозяйствования и стремятся к их достижению.

Таким образом, понятие миссии связано со смыслом слов идеал, желаемый образ действия, желаемое видение будущего, его предварительная картина.

В психологическом смысле миссия появляется как категория, которая обозначает эпохальные преобразования, перемены столетий, поколений. Она представляется как смысл самой жизни организаций и людей, как комплекс осознанных тенденций представления специфических возможностей собственной деятельности и форм реализации этих возможностей.

В педагогике миссия понимается как образ деятельности. В этом смысле миссия "сближается" с понятием стиля деятельности. Педагоги определяют предварительную картину, они ее "образуют" из набора знаний.

Социологи исходят из того, что "социальная миссия" формируется под влиянием тех впечатлений, которые оказывают на личность окружающий ее мир действительности. Они часто отождествляют миссию с имиджем человека или считают его центральной частью миссии. Социологи исследуют миссию во взаимосвязи с карьерой и управленческими отношениями.

В социально-экономической политике миссия первоначально трактовалась как наиболее приемлемая рационализация социально экономических решений и действий субъекта управления. Более позднее исследования в конце ХХ века акцентировали внимание на миссии как конкретной помощи по выбору ориентации рыночной активности ли социальной безопасности и обеспечения занятости в зависимости от функциональных особенностей организации.

Значительно расширенная трактовка миссии произошла в связи с развитием информационных технологий и глобализацией экономической деятельности. Осмысление моделей применения компьютеров, развитие локальных и международных сетей их взаимодействия, выбор ориентации рационального развития транснациональных, виртуальных и креативных корпораций, стратегии диверсификации оказались тесно связанными с понятием миссии.

Миссия стала системой с развивающимся базисом принципов управления и основополагающей идеей организации. Для конкретизации зафиксированного в ней образа деятельности крупные корпорации и ведущие фирмы разработали концепции деловой, хозяйственной, предпринимательской и рыночной активности персонала.

 

1.4.3 Функции миссии.

Понятие миссии в широком смысле включает "образ, который управляет действиями". На первый взгляд такая интерпретация кажется простой. Но она не так тривиальна, как кажется вначале. Это такой образ или картина, которая включает человека, группы, организацию, и управляет их взаимодействием. Иначе говоря, имеется некоторый невидимый механизм "управления" на основе "представлений" и предназначений. Но как функционирует этот загадочный механизм?

Функции управления, идущие от миссии, или управленческие функции миссии включают:

Основные:

I – объединение целей, опыта и знаний людей, чтобы они с одной стороны эффективно работали, а с другой стороны делали это с желанием и удовольствием. Эта функция называется групповой проекцией.

II – объединение индивидуальных форм восприятия и оценки различных актов, технологий и других особенностей производства знаний (продукции, услуг..). Эта функция называется опережающей синхронной адаптацией.

III – управление разработкой концепций, стратегий, общих систем и принципов регулирования трудовой деятельностью, проектов новых технологий принятия решений при деловом общении между представителями различных культур знаний. Эта функция называется обеспечением функциональной эквивалентности.

IV – активизация творческой, рационализаторской, инициативной деятельности сотрудников. Эта функция называется когнитивной активацией.

V – активизация эмоционального, социального, поведенческого, лидерского потенциалов сотрудников. Эта функция называется персональной мобилизацией.

VI – интернационализация, корпоратизация и глобализации организационных отношений и развития персонала. Эта функция называется межперсональной стабилизацией.

Групповая проекция как функция миссии объединяет различные качества сотрудников в целостные рабочие силы, а самих сотрудников – в группы, чтобы создавался «резонанс» мышления в соответствии с имиджем организации.

1. Групповое проецирование – это проекция настоящего на предстоящее развитие событий, это будущее развитие с опорой на настоящее состояние.

Суть данной функции миссии в том, чтобы синхронно адаптировать составные элементы производства знаний (продукции, услуг) с функциональными частями проектируемых будущих процессов совместной групповой и индивидуальной работы, прежде чем она произойдет. Такая постоянно действующая синхронная адаптация регулирует индивидуальное и коллективное восприятие будущих изменений, а также дает связанную с ними оценку этого восприятия.

Таким образом, миссия синхронизирует индивидуальные механизмы наблюдения за будущим, механизмы оценки достижения будущих успехов, а также составные процессы получения новых успехов (знаний, рынков и т.д.). Различие механизмов восприятия будущего связано со спецификами культуры знаний сотрудников, их социальными позициями и структурами компетентностей. Миссия объединяет индивидуальные механизмы в единый синхронно действующий механизм достижения будущих успехов, когда все идут "в ногу", смотрят в одном направлении и одинаково воспринимают горизонты будущего. Такая картина является идеальной даже для самой процветающей фирмы.

Миссия дает весьма приближенное видение будущего, ощущение того, что все находятся в одной лодке. Миссия – не курс действий, а набор принципов его выбора, и признания того пути, который выбран. Миссия ориентирует на создание эффекта резонанса активности сотрудников и взаимообусловленности действий. Ее значение состоит также в том, что она является обобщающим образом ожиданий и системой качественных оценок. Это генеральная линия поведения организации.

Миссия как функциональный эквивалент стратегий, курсов действий, долгосрочных намерений и смысла существования организации с одной стороны задает всем ее целям единое направление, с другой стороны устанавливает пути к достижению этих целей. При этом функции должны быть эквивалентны соответствующей деятельности и тоже представлять единое направление. Речь идет не только об эквивалентности функций, но и об их взаимопроникновениях. Например, маркетинг – это функция управления, которая присуща не только соответствующему отделу, но и каждому сотруднику, который ориентирует свой труд на его использование клиентом, которому оказывается прямая услуга или через продукт труда.

Содержанием функциональной эквивалентности является логика разработки правил поведения организации, систематизация их, а также логика принятия решений в ситуациях, когда нет количественных критериев их оценки. Нет такого механизма, в котом бы применялись филигранно и взаимообусловлено процедуры принятия решений, аргументаций, ведения переговоров, доказательства и убеждений, несмотря на то, что все эти процедуры являются инструментальными средствами единых организационных групповых и межличностных коммуникаций. Они играют неоценимую роль для достижения общих целей путем ориентации децентрализованных действий.

В этом случае как функциональный эквивалент миссия фиксирует единую цель и формирует социально-психологические условия, которые необходимы для достижения этой цели. Функции миссии эквивалентны смыслу деятельности организации. Отшлифованные системы правил и техники принятия решений представляют культуру знаний и создают предпосылки успешного управления знаниями. Это не только инструменты поведения в конфликтных ситуациях, но и одновременно механизмы ориентации сотрудников на инновационную, творческую деятельность, механизм "извлечения" из рабочих мест ранее не использованных резервов. В этом смысле функциональная эквивалентность как функция миссии означает обеспечение функционального соответствия между описанием рабочего места, его задачами, с одной стороны, и функциональными возможностями, например, деловыми качествами, сотрудника его занимающего.

Когнитивная [1] активация.

Данная функция миссии имеет непосредственное отношение к управлению знаниями. Миссия в этом контексте рассматривается как мотор новых знаний, а генератором их выступают творческие потенциалы сотрудников. Каждый их них обладает некоторым багажом знаний. Это знания, которые получены в результате многолетней, часть рутинной деятельности и собственного опыта добычи знаний. Они аккумулируют практические, технические и другие знания, которые составляют важнейшее содержание индивидуальных интеллектуальных потенциалов, требующих реализации в интересах фирмы. Между тем, коэффициент использования знаний сотрудников, как показали наши исследования работы смежных мастеров текстильных предприятий Беларуси, невысок. Можно уверенно утверждать подобная картина наблюдается и на других предприятиях. Причем наиболее остро в смысле реализации полученных знаний стоит проблема активизации молодых специалистов.

Миссия, выполняя роль когнитивного активатора, управляет производством и реализацией знаний за счет того, что она придает этим процессам осмысленный и мотивирующий характер.

Во-первых, она предназначена для того, чтобы регулировать "внешнее" поведение, стиль общения, форму выражения имеющихся знаний, включая мимику, жесты, громкость и другие характеристики речи – фонетические, синтаксические и семантические. Речь идет о культуре выражения, оформления и презентации знаний. Миссия действует здесь как катализатор "испарения" чужих представлений из сознания сотрудников "своей" фирмы.

Во-вторых, она представляет сама форму презентации мышления в творческом процессе решения проблемы. Она сама по своему содержанию заключенных в ней основополагающих идей выступает примером нового мышления, ориентированного ан будущее и его достижение.

В-третьих, она служит тому, чтобы задавать направление трансформационными, преобразовательными процессами, включая приватизацию, разгосударствление, санации и другие комплексные подходы к выживанию и развитию. Здесь миссия действует как координатор нового мышления и знаний.

Таким образом, при конкретном рассмотрении миссии можно убедиться, что она не является чем-то мистическим или метафизическим. Разве что ей придают такое значение те, кто ее недооценивает. Миссия выполнят очень конкретные функции, в чем мы и пытаемся вместе с вами разобраться, чтобы убедить тех, кто должен формулировать миссию на каждой фирме.

Итак, миссия и катализатор, координатор, и презентатор как предприятия, так и его развития. И это еще не все. Не менее важной является следующая ее функция.

Миссия как "персонифицированный мобилизатор".

Функции миссии задают направление мышлению при производстве знаний (научные исследования, Творчество) и действиям при производстве продукции и услуг (технологические операции, рутинная работа). Но они этим не исчерпываются. Миссия ориентирована на личности, живых людей, а не на "аппарат восприятия" или "машины осмысления". Искусственный интеллект не нуждается в той функции миссии, о которой сейчас пойдет речь.

Люди активизируются не только творчески, но и эмоционально, проявляя свою волю и психологические особенности, весь потенциал личности. Миссия управляет эти потенциалом. Она мобилизует не только мышление, но и чувства, отношения, интересы, потребности, стремления сотрудников. Она проникает не только в голову, но и в сердце человека. Это, хотя и не научная, но понятия, образная формулировка мобилизационной функции миссии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.