КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для повторения. 1.Что Вы понимаете под управленческим решением?1.Что Вы понимаете под управленческим решением? 2. Назовите основные стадии процесса подготовки и принятия уп 3. Дайте классификацию и охарактеризуйте виды управленческих 4. Чем отличаются решения, принимаемые в условиях определен 5. Объясните различия между запрограммированными и незапрог 6. Дайте характеристику процесса принятия управленческих ре 7. Приведите общую классификацию методов принятия управлен 8. В чем индивидуальность стилей принятия решений? 9. Назовите факторы эффективности принимаемых решений. 10. Назовите требования, предъявляемые к управленческим реше 11.Как Вы понимаете процедуру организации исполнения управ 12. Для чего нужен контроль за выполнением решения? Литература 1. Мескон М.Х., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2. Акулич И.Л. и др. Принятие решений и проектирование систем 3. Галушко В.П. Управленческие решения и их формализация. Киев, 4. Евланов Л Г. Теория и практика принятия решения. М., 1984. 5. Китов Е.И. Психологические особенности управленческих ре
6. Решян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих 7. Шапиро Д.И. Принятие решений в системе организационного 8. Ахутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. М., 1998. 9. Цыгичко В.Н. Руководителю о принятии решений. М., 1996. ГЛАВА9 ЛИЧНОСТЬ, ВЛАСТЬ И АВТОРИТЕТ МЕНЕДЖЕРА Требования к менеджеру Власть и личное влияние Авторитет менеджера 9.1. Требования к менеджеру Практика показывает, что одни руководители умело ведут людей за собой, успешно преодолевая возникающие трудности, другие же в подобных условиях вызывают лишь недоверие со стороны подчиненных и терпят неудачу. Неумение убедить, мотивировать действия подчиненных, наконец, повлиять на человека, чтобы он захотел выполнить решение, которое принял менеджер, - свидетельство того, что у лидера нет полного набора качеств, необходимых менеджеру. Эффективное руководство предполагает способность разделить свое видение проблем с другими, мотивировать их для достижения поставленных целей, т.е. управлять вместе с людьми, а не управлять людьми. Чтобы подчиненные шли за своим лидером, он должен понимать своих последователей, а они - понимать окружающий мир и ситуацию, в которой оказались. Поскольку и люди и ситуации постоянно меняются, менеджер должен быть достаточно гибким, чтобы приспособиться к непрекращающимся переменам. Понимание ситуации и знание того, как управлять человеческими ресурсами, -важнейшие компоненты эффективного руководства. Все это свидетельствует о том, что управленческая работа отно- сится к числу таких видов человеческой деятельности которые требуют специфических личностных качеств делающих конкретную личность профессионально пригодной к управленческой деятельности. В бывшем СССР при подборе управленческих кадров руководствовались четырьмя основными требованиями: политическая грамотность, моральная устойчивость, компетентность, организаторские способности. Для сравнения приведем квалификационные требования к личности менеджера в Великобритании: 1) понимание природы управленческих процессов, зна 2) способность разбираться в современной информаци 3) ораторские способности и умение выражать мысли; 4) владение искусством управления людьми, подбора и 5) способность налаживать отношения между фирмой и 6) способность к самооценке собственной деятельнос 7) умение оценивать не только знания, но и проявлять Среди государственных служащих США все менеджеры категоризируются по восемнадцати рангам: с 1-го по 8-й -низший персонал (конторские работники, машинистки); с 9-го по 12-й - руководящий состав низшего звена; с 13-го по 15-й - руководители среднего звена (в госучреждениях их называют уже менеджерами); с 16-го по 18-й - высшее профессиональное руководство (министры и их заместители, начальники управлений). Исследование, проведенное Институтом Гэллаппа, показало, что, несмотря на управленческий ранг, имеется определенное сочетание параметров-требований, гарантирующих успех в работе любого менеджера. В частности, в системе управления США выделяется пять основных требований: 1) здравый смысл; 2) знание дела; 3) уверенность в своих силах; 4) высокий общий уровень развития; 5) способность доводить начатое дело до конца. Определенный интерес в этой связи представляет концепция ограничений [1. С.49-241]. Идея состоит в том, что все менеджеры имеют возможности развивать и повышать эффективность своей работы. Однако присутствуют такие области, в которых они, мягко говоря, не компетентны. Такие действия менеджера и трактуются как ограничения. Выявив такие ограничения, можно сосредоточить внимание на тех факторах, которые препятствуют полной реализации всех личных возможностей менеджера. В этой связи выделяются следующие 11 потенциальных ограничений в деятельности руководителя. 1. Неумение управлять собой. Каждый менеджер должен 2. Размытые личные ценности. Менеджеры должны ежед 3. Неясные личные цели. Есть менеджеры, которым не Менеджер, не способный определить свои цели, не может достичь успеха в управленческой деятельности и ограничен нечеткостью личных целей. 4. Заторможенное личное развитие. Способность к са Рис 9 1 Стадии жизни человека {-обучение, 2-включение, 3-достижение успеха, ^-профессионализм. 5-переоценка ценностей, 6-мастерство, 7-пенсионный период Для менеджера важно получить признание, а для этого нужно постоянно работать над собственным ростом. Отсутствие признания потенциала менеджера - это главное ограничение. Руководители, для которых характерно остановленное саморазвитие, часто избегают острых ситуаций, не развивают имеющиеся (скрытые) способности 5. Неумение решать проблемы (принимать решения). Особый талант менеджера - это способность быстро и правильно принимать решения. Решение проблем никогда не бы- вает простым делом, но соответствующие навыки могут быть в значительной степени развиты. Менеджер, страдающий таким ограничением, как недостаточность навыка решения проблемы, постоянно позволяет себе оставлять нерешенные вопросы на завтра. В результате накапливается большой круг проблем, которые руководитель решить уже не в состоянии. Естественно, такой менеджер терпит фиаско. 6. Отсутствие творчества в работе. Можно привести Творчество в управлении всегда ценилось очень высоко. Творческая личность подготовлена к работе в условиях неопределенности. Менеджеры, использующие в своей деятельности ситуационный (непредвиденный) подход, способны играть много ролей, своевременно корректировать свои действия в зависимости от сложившейся ситуации. Для достижения стратегических целей организации они могут порвать с традициями, использовать новаторские идеи, идти на оправданный риск. В свою очередь менеджер, обладающий относительно низкой изобретательностью, редко выдвигает новые идеи, не способен заставить других творчески мыслить и использовать новые подходы в работе. Руководитель, не желающий экспериментировать, рисковать или сохранять творческий подход в работе, ограничен недостатком творческого подхода. 7. Неумение влиять на людей. Ключевую роль в вопросах Руководители, имеющие склонности к высокой влиятельности, одеваются соответствующим случаю образом, имеют убедительный внешний вид, ясно излагают свои мысли, уверены в себе, дают четкие указания. Менеджеры, имеющие низкую влиятельность, часто обвиняют других в том, что последние к ним не прислушиваются^ а равные с ними по положению не считают их достаточно вли< ятельными. Руководитель, который недостаточно настойчив; не имеет взаимопонимания с окружающими, с неразвитым умением выражать себя, ограничен неумением влиять на окружающих. 8. Непонимание специфики управленческого труда. Ос 9. Низкие организаторские способности (неспособ 10. Неумение обучать. Каждый руководитель должен за 11. Неумение формировать коллектив. Среди устойчивых групп людей, объединенных по признаку определенной совместно выполняемой деятельности, важнейшая роль принадлежит трудовому коллективу. Известны признаки трудового коллектива: общность интересов всех его членов; единая общественно полезная и личностно значимая цель; совместная деятельность по достижению этой цели; определенная организационная структура коллектива; наличие отношений руководства и подчинения; формальные и неформальные отношения. Формирование коллектива - процесс сложный и противоречивый. Это прежде всего связано с тем, что коренные интересы и цели его членов имеют различия и противоречия (часто личные цели и интересы вступают в противоречие с целями организации). Поэтому в зависимости от степени единства индивидуальных целей и установок группы можно говорить о степени коллективности, или степени социальной зрелости трудового коллектива. От степени такой зрелости зависит характер и содержание управленческой деятельности менеджера. Руководителю необходимо иметь в виду, что в своем формировании и развитии трудовой коллектив проходит три основных этапа. На первом этапе, когда коллектив только создан, происходит взаимное знакомство его членов. Руководителю важно присмотреться к людям и попытаться определить наиболее влиятельных и авторитетных работников с тем, чтобы привлечь их на свою сторону и правильно расставить в коллективе. На этом этапе руководитель выступает как "внешняя сила" по отношению к коллективу. Большинство требований исходит от него и через него. На втором этапе завершается взаимное знакомство и изучение членов коллектива. Происходит дружеское сближение людей в соответствии с их интересами и склонностями. В общих чертах складывается неофициальная структура коллектива, образуется актив, может образоваться и пассив. Возможно, при определенных условиях будет образована и группа дезорганизаторов. Руководителю необходимо тщательно проанализировать' причины возникновения такой группы и индивидуальные мотивы, по которым в нее попали те или иные работники. Характерная особенность данного этапа состоит в том, что руководитель может управлять коллективом и предъявлять к нему требования не только лично, но и через неформальных лидеров. На третьем этапе сознательность и активность работников достигают приблизительно одинаково высокбго уровня, подчиненные хорошо понимают своего руководителя и без административного нажима выполняют свои обязанности. Руководитель и неформальные лидеры уже не вступают по отношению к остальным членам коллектива как "внешняя сила", поэтому их требования воспринимаются как естественные и понятные для всех членов коллектива. Характерная черта данного этапа - достижение гармонического сочетания групповых (организации) и личных интересов. Вполне очевидно, что коллектив в своем развитии одни этапь может проходить быстрее, другие медленнее. Бывают случаи когда он "застревает" на одном из этапов и даже распадается Распадение коллектива происходит, когда менеджер не обла дает достаточными навыками руководства, исповедует анти коллективные взгляды, подбирает неподходящих сотрудников не умеет распределять обязанности и терпимо относится к плохил межгрупповым отношениям. Когда руководителю не удается превратить группу в квали фицированный и результативный коллектив, говорят, что такой менеджера ограничивает низкое умение формировать группу. Таким образом, рыночная экономика требует от ме неджера: способности управлять собой; разумных личных ценностей; четких личных целей; постоянного личного роста (развития); навыков решать проблемы; изобретательности и способности к инновациям; способности влиять на окружающих; знания современных управленческих подходов; способности обучать подчиненных; способности формировать и развивать трудовой коллектив.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |