Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастные особенности планирования карьеры




ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРЫ

Каждому достаточно развитому, образованному человеку свойственно планировать свое будущее. Конечно, представления об этом будущем в планах значительно варьируются в зависимости от многих объективных и субъективных обстоятельств, но, как правило, ближайшие два-три года жизни планируются достаточно подробно. В рыночных условиях действует правило «Не спланируешь ты – спланируют тебя»

Влиянию факторов планирования подвержены длительность охватываемого периода, детализация разработки и объекты жизненных планов, а также факторы планирования деловой карьеры, каквозраст, образование, место жительства, жизненный опыт, активность жизненной позиции, характер.

 

 

 

Возраст влияет на динамизм, устойчивость и вариантность планов. В юношеском возрасте жизненные планы отличаются неустойчивостью, частой сменой целей и средств их достижения. Одновременно эти планы рассчитываются на длительные сроки. Последнее, пожалуй, наиболее характерная особенность юношеских жизненных планов.

В юношеских жизненных планах в основном представлены этапы жизненного пути. Хуже,
а порою и вовсе смутно, представлены средства достижения жизненных целей. Это можно отнести к существенным особенностям планов как мотивов деятельности.

Нередко такая неотчетливость представлений о средствах достижения намеченных целей является причиной кризисных явлений в жизни молодых людей, неправильной, поспешной оценки событий и окружающей действительности. Для примера можно сослаться на кризисные ситуации, возникающие при непоступлении в престижное высшее учебное заведение или при распределении на работу в отдаленный, необжитой район. В этом случае цели и основывающаяся на них личная перспектива рисовались в сознании детально, образно, картинно, средства же достижения планировались менее отчетливо. При неудачном использовании планируемого средства достижения цели юноша или девушка склонны расписаться в несостоятельности своих планов на будущее. При крушении планов создается своеобразный “жизненный вакуум”, толкающий молодых людей на случайные, импульсивные жизненные решения или на довольно длительное бездействие.

Смутное представление о средствах реализации своей мечты, отраженной в планах на будущее, особенно мечты об интересной работе, о самореализации в труде, связано в целом с весьма смутным представлением сложного мира профессий и с еще более смутным представлением о реальных профессиональных ценностях, организационных условиях, в частности о механизме должностного или квалификационного роста, сложившихся социальных, административных и психологических нормах.

Все это следствие недостаточной осведомленности о реальных условиях труда и производства. Но незнание как субъективная причина недостатков планирования своей трудовой судьбы обычно не осознается самими молодыми людьми. Напротив, причины видятся в объективных обстоятельствах, таких, как недооценка коллективом или руководством способностей специалистов, организационных правилах, неперспективности деятельности и т.п. Конечно, может иметь место и все это, но настораживает то, что при оценках причин неподтверждения планов, как правило, преобладают объективные факторы. На мой взгляд, организации и коллективы действительно причастны к неудачным последствиям личностного планирования, и, чаще всего, в том, что этими личными планами молодых людей слабо интересуются, не проводят работы по их коррекции в соответствии с действительным содержанием труда, задачами и потребностями предприятия.

К особенностям жизненных планов юношей и девушек можно отнести их частую сменяемость. При этом причиной неустойчивости планов нередко являются факты случайные. Изменение плана нередко приводит к пересмотру жизнедеятельности, работы, местожительства, т.е. неизбежно ведет за собой какие-либо реальные изменения отношений к различным социальным объектам, в которые включена личность как деятель.

Жизненные планы людей старших возрастов можно отнести к одноцелевым. Они в меньшей степени вариантны, но зато выгодно отличаются по разработке средств достижения целей (существующие в природе и обществе предметы или действия, включенные в систему целенаправленной деятельности и обеспечивающее получение определенного результата). Во-первых, средства выстроены в стройную систему, и, во-вторых, средства дублируются. Поэтому люди старших возрастов способны настойчивее реализовывать сформированные ими жизненные планы. Главный недостаток жизненных планов людей старших возрастов - ограничение планируемого периода, причем эта особенность начинает замечаться после тридцатипятилетнего возраста, когда человек еще полон жизненных сил. С чем связана эта особенность? Одной из причин можно считать определенное смещение установок на основные движущие силы достижения будущего. В юношеском возрасте эти движущие силы связываются с факторами личностного подхода, такими, как способности, энергичность, знания и т.п. В зрелом возрасте движущие силы начинают чаще увязываться с внешними факторами: подходящие условия, сложившаяся обстановка, достигнутый к тридцати пяти годам профессиональный уровень развития, семейное положение и т.п. Благодаря смещению представлений о движущих силах достижения будущего, человек может серьезно изменить ценностные ориентации, а, вместе с тем, при хорошо организованной помощи в планировании будущего, в частности при хорошо организованной и принципиально поставленной работе с кадрами, установки такого рода могут как раз способствовать повышению социальной и трудовой активности. Иначе, чем определеннее будут представляться внешние обстоятельства, от которых зависит его будущее, тем более действенными мотивами будут планы на будущее.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.