КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интеллектуальная сфера культуры и её связь с общим естествознанием
Итак, естествознание является важным центром развития и объединения культуры и науки. Их кооперативное взаимодействие образует современную коэволюционно-синергетическую модель целостности социокультурного пространства жизнеобеспечения и созидания в рамках интеллектуальной культуры личности.
Схема 2. Ключевые понятия интеллектуальной культуры личности.
Таким образом, интеллектуальная культура – это, с одной стороны, способность к непрерывному образованию, самообразованию и развитию, длящемуся всю сознательную жизнь человека, а с другой стороны, способность к разумным (рациональным) действиям, несмотря на неклассический разрыв между желаниями и убеждениями и самим действием. Само понятие интеллектуальной культуры заложено ещё мыслителями античной натурфилософии. Так Аристотель отмечал: v «Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мертвым». v «Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах». Аристотель называл человека «рациональным животным» и подчеркивал, что «назначение человека в разумной деятельности». В то же время надо понимать, что интеллектуальная культура личности, несмотря на высшую потребность человека творить совершенства, развивается в эволюционно-диалектическом противоречии между культурой и антикультурой, создавая культурологическую индивидуальность индивида в рамках как здоровых, так и аномальных потребностей, и задавая становление личности как в рамках социального идеала, так и социального лжеидеала. Более того, как отмечает видный американский философ и языковед Дж. Сёрль «не существует теории рациональности как и теории истинности…сущностью философии рациональности является деятельность рассуждения, целенаправленная деятельность сознательных личностей». Многое можно сделать, как в любой науке, в рамках как конструктивно-теоретических, так и эмпирических моделей. Это лишний раз подчеркивает особую роль моделей общего естествознания в интеллектуальной культуре личности и соответственно в эколого-социально-экономической синергетике (в данном контексте термин синергетика буквально означает сотрудничество, «коллективное действие») интеллектуальной сферы культуры современного общества. Образование, как процесс передачи ценностей, в том числе и качественно новых (инновационных) ценностей, новым поколениям, вводит дисциплинарный подход к сегментам интеллектуальной сферы культуры, который приведен в схеме 3. Схема 3. Интеллектуальная сфера культуры.
В постиндустриальной цивилизации в условиях глобализации резко усилилась роль информационо-коммуникативной культуры, которая наряду с повышением роли языкознания, информатики и прикладной математики все в большей степени взаимодействует со всеми выше приведенными (см. схему 3) сегментами культуры, усиливая их роль не только в образовании, но и повседневном профессиональном учете социально-эколого-экономических факторов природопользования, как глобального преодоления не только экономических, но и экологических кризисов и катастроф. Соответствующее взаимодействие информационно-коммуникативной культуры с другими сегментами интеллектуальной сферы культуры приведено в схеме 4.
Схема 4. Структура интеллектуальной сферы культуры. Классический и даже неклассический идеалы рациональности опирались на доминирование с XVII в. и до почти конца XX в. физико-математического идеала научности в рамках фундаменталистской парадигмы физического знания. Параллельно развивался гуманитарный идеал научности, в центре внимания которого активная роль субъекта в познавательном процессе. Особую роль он приобрел в переходном процессе от индустриальной к постиндустриальной цивилизации. Гуманитарно-художественная культура прежде всего в классическом и частично на основе принципа соответствия Н. Бора и в неклассическом идеале рациональности, в широком смысле отличается от естественнонаучной культуры, во-первых, субъективностью знания, во-вторых, образностью (нестрогостью) используемого языка, в-третьих, выделением (акцентированием) индивидуальных (субъективных) реальностей изучаемых явлений и объектов, в-четвертых, сложностью или даже невозможностью верификации или фальсификации.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |