КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История естествознания в контексте трансдисциплинарных стратегий естественнонаучного мышления
Развитие естествознания за прошедшие с появлением натурфилософии две с половиной тысячи лет сопровождалось последовательной сменой, как отмечено в предыдущем задании, протонауки, классики, неоклассики и постнеоклассики. При этом фундаментальную роль в классике и даже неоклассике играли физические картины мира: механистическая, электромагнитная, квантово-полевая и единая теория поля. В постнеоклассике на первый план вышла современная эволюционная картина мира, включившая в себя и единую теорию поля. Видный российский философ М.К. Мамардашвили показывает, что «онтология ума с опорой на физический образ мышления есть рациональность или идеал рациональности». Он же доказывает, что «классический идеал рациональности, который задаёт и классическую стратегию естественнонаучного мышления КСЕМ (см. схему 16), и взаимосвязан с пространственной объективизацией знания о физических телах, мы покупаем ценой нашего непонимания сознательных явлений».
Схема 16. Трансдисциплинарные стратегии естественнонаучного мышления.
Неклассический идеал рациональности, который задаёт и неклассическую стратегию естественнонаучного мышления (НСЕМ) (см. схему 16), оформляется в квантово-полевой картине мира в неклассическом понятии состояния, включающего в себя и объект (микрочастицу или совокупность микрочастиц) и окружение, в том числе и исследователя. Неклассическое понятие состояния затем было распространено на все структурные уровни материи. Флуктуационно-неконтролируемое воздействие на объект со стороны окружения предопределило весь образ неклассического естествознания. Разрушается «главная иллюзия, конечно,- это пустое пространство между нашим якобы бесплотным взглядом и его видимым объектом». В естествознании материализуются и объединяются пространство и время, в физике структурируется «физический вакуум». Постнеклассический идеал «рациональности в действии», который задает и постнеклассическую стратегию естественнонаучного мышления (ПСЕМ) (см. схему 16), оформляется в современной эволюционной картине мира и в переходе от стратегии дисциплинарного, предметного, научного знания к проблемно-ориентированным, инновационным формам научной деятельности. Изменяется характер решаемых современной наукой проблем, они все больше носят комплексный характер, имеют социально-практическую значимость. Возрастает роль биоэтики и социальной этики, как формы осознания социально-философского понятия общей судьбы в социокультурном аспекте совместного (общественного) проживания в общей коммунальной квартире человечества на планете Земля.
Литература. 1. Наследников Ю.М. Концепции современного естествознания/ Ю.М.Наследников, А.Я.Шполянский, А.П.Кудря, А.Г.Стибаев.-Ростов-на-Дону: ДГТУ 2008-350с. [электронный ресурс № ГР 15393,2010]. Режим доступа: http://de.dstu.edu.ru/., с. 30 –79, 85 – 86. 2. Наследников Ю.М. Концепции современного естествознания: Учеб.-метод. пособие/ Ю.М. Наследников, А.Я. Шполянский, А.П. Кудря, А.Г. Стибаев.- Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2007, с.25-31, 36-40. 3. Суханов А.Д. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/А.Д. Суханов, О.Н. Голубева.- М.: Дрофа, 2004, с. 20 – 41. 4. Кожевников Н.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособия, 4-е изд.. испр./ Н.М. Кожевников.- СПб.: Издательство «Лань», 2009, с. 42-62. 5. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. Интернет-тестирование базовых знаний: Учебное пособие/ В.В. Горбачев, Н.П. Калашников, Н.М. Кожевников.-СПб.: Издательство «Лань»,2010, с. 12-22.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |