КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии в протонаучной картине мира
Лекция 3. Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии в контексте развития исследовательских программ и картин мира План лекции 1. Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии в протонаучной картине мира. 2. Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии в классическом и неклассическом естествознании. 3. Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии в постнеклассическом естествознании. 4. Основные идеи и понятия общего естествознания. Понятие материи и сознания тесно связаны с понятием бытия. Проблема «осознания бытия в целом» связана, как отмечает немецкий философ и культуролог Карл Ясперс с завершением мифологической и началом совсем другой эпохи-эпохи рационального переосмысливания всей жизни человечества, включая и переосмысливание мифов как основополагающих смысловых структур того периода. К. Ясперс отмечает: «В это время были выработаны основные категории, посредством которых мы мыслим до сих пор, и были созданы мировые религии, опираясь на которые, люди живут и поныне». Благодаря описываемому процессу были поставлены под вопрос воззрения, нравы и положения, которые до этого ценились неосознанно. Все завертелось в водовороте и этот период, который с точки зрения концепции аналитического естествознания, можно назвать протонаучным, охватил эпохи античной натурфилософии и средневековой схоластики и раннего Ренессанса, т.е. с VI в. до н.э. и до второй половины XVI в. При этом было осознанно, что бытие есть единство субъективной и объективной реальностей, что нашло отражение в основных сегментах Мира (Универсума) в виде пересечения Логоса, Природы и Человека (см. схему 17).
Схема 17. Основные сегменты сферы Мира (Универсума). Мир - это все познанное, существующее; бытие физическое (материя, пространство, время) и духовное; форма существования - пространство событий. Наблюдаемую сторону Мира назовём Природой, чувственную сторону свяжем с Человеком (Субъектом) и, наконец, к познаваемой стороне Мира отнесём Логос, имеющий многозначность в переводах с греческого языка- это Разум, Слово, Отношение, Учение, первоначально обозначавший всеобщий закон, основу Мира. В отношении Субъекта к объектам Мира познаются и сущность, и ценность событий и явлений Мира. Истина- знание объекта, открывающее для субъекта возможность удовлетворения потребностей. Парные фундаментальные понятия: объективная и субъективная реальности и образуют двустороннее взаимодействие материи и сознания. При этом познающая система должна быть сложнее познаваемой. Субъективная реальность- это продукт деятельности человека, точнее его высокоразвитого сложного мозга. Высшая форма отражения мозгом человека окружающего мира в форме знания и передачи знания другим людям в форме слов, математических символов, кодов и т.д. связывается с сознанием. Познать в полном понятийном, эмпирическом и теоретическом смысле, что такое сознание весьма сложно и это затрудняет его терминологическое, а тем более понятийное определение. Более строго, по крайней мере, в классическом естествознании можно определить материю, как объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания, познаваемую и отражаемую им. Однако, в последнее время становится ясно, что не все доступно человеку в его ощущениях. Материя - бесконечное множество всех существующих в мире объектов, систем и структур, совокупность их свойств, связей и взаимодействий, отношений и форм движения. Она включает в себя не только непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые не даны человеку в его ощущениях. Итак, понятие материи не может быть рассмотрено в отрыве от понятий движения и взаимодействия. Мы рассмотрим развитие представлений о материи, движении и взаимодействии схематически, опираясь на историю естествознания и выделяя в ней фундаментальную идею эволюции физики. Отразим прежде всего представления о материи, движении и взаимодействии в протонаучной картине мира (см. схему 18). Внимательный и вдумчивый анализ протонаучной картины мира явно указывает, что, несмотря на умозрительный характер античной натурфилософии и средневековой патристики и схоластики, возникшие подходы к концептуальным научным программам, абстрактному моделированию и к рациональной методологии научного метода, особенно в концепции эмпиризма, явно задали последующее развитие классического, а в определенной степени и неклассического естествознания.
Схема 18. Протонаучная картина мира. (VI в. до н.э.- XVIв.)
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 2392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |