Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научный метод познания




Терминологическое определение науки буквально означает знание. Наука- исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование действительности. Итак, наука- это производство знаний и их предметно-практическое использование в производсвенно-практической деятельности человека.

Первым периодом становления научных знаний была «пранаука» древних цивилизаций Востока, что дало возможность формировать знания в новой, димифологизированной форме на основе особой системы обозначений и терминологии, используемой и в школьном обучении (около 3000 г. до н.э.), например, шумерской письменности (сначала иероглифы, затем клинопись).

Античная цивилизация (VI в. до н.э.- II в. н.э.) стала первым этапом второго периода становления научных знаний и обусловила переход от «пранауки» в стадию «протонауки». Первое и главное различие между ними в том, что знание в «протонауке» базируется на доказательстве. Высшая цель познания- познание логоса, мудрости, единства мира. Оформляется математический идеал научности, способствующий поиску истинности знания, а также наука о доказательствах и законах мышления- логика и вводится классификация наук. Осью и вершиной античной «протонауки» стала не только логика и классификация наук Аристотеля, но и выдвижение им концепции рационального (разумного), хотя и чисто умозрительного познания действительности.

Второй этап в развитии «протонауки» связан с эпохой средневековья с V по XV вв., в которой оформляется требование полного подчинения науки мировым религиям. В теории познания появляются новые принципы: 1) креационизм (учение о сотворении мира Богом); 2) принцип богооткровенности (Бог даёт знания через откровения достойным); 3) провиденциализм (учение о подчинении человека сверхъестественной судьбе-провидению); 4) эсхатология (учение о конце мира). Средневековье сыграло особую роль в развитии абстрактного мышления в поисках отношения общего к единичному и породило, прежде всего, в христианской религии представление об абсолютной, божественной, объективной истине, доступной знанию через концепцию любовного (эмпирического) познания мира, сотворенного Богом.

В эпоху Средневековья зарождается элитная университетская наука, а наряду с ней возникает низкая ремесленная наука. В обществе повышается престижность и социальная значимость практических знаний. Третий этап протонауки относят к XIV –XVI вв., когда появляются предпосылки превращения познания в опытное научное знание. Обусловлено это было тем, что именно в Средневековье развитие технологии опережало научное познание. Были созданы плуг и книгопечатание, а также такие технические инновации, как производство пороха и различные механические устройства, а также новые материалы и технологии в строительстве и устремленный ввысь архитектурный стиль «готика». Особое место в системе знаний занимают алхимия и астрология. С одной сторону, они не совместимы с христианством, а с другой - имели некоторые точки соприкосновения с рациональными формами знаний.

На пути к классической науке происходит дифференциация трех основных ветвей мировой культуры – религии, философии и науки. Завершая эпоху «протонауки» и создавая условия для становления собственно науки, XVI в. играет особую роль в становлении физико-математических и естественных наук. Обозначилась философская модель науки, которая в значительной степени, пройдя периоды классической (XVII –XVIII вв.) и неклассической (конец XIX в.-XXв.) и став постнеклассической наукой (XXIв.) сохраняет основные свои тенденции и функции. Основаниями для такой модели являются следующие методологические положения:

1. Наука - это саморазвивающияся процесс, где средой самодвижения выступает культура (вторая природа), а целью и содержанием выступает первая природа.

2. Наука формирует научную реальность, имеющую определенный физический смысл. По содержанию она выступает как картина объективной реальности, будучи по форме условной и исторически ограниченной моделью.

3. Целью науки и высшей ценностью является поиск истины о явлениях и закономерностях окружающего нас мира живой и неживой природы, о роли и предназначении человека на Земле и в Космосе. Истина всегда относительна, так как наши знания объективно обусловлены пределами субъективного мышления и реального эксперимента. Истина как результат деятельности человеческого мышления объективна по содержанию, но субъективна и конкретна по форме. Более того, И. Пригожин назвал переход от объективного рассмотрения изучаемых явлений, объектов, процессов и событий мира природы со стороны к некоторому субъективистскому воззрению исследователя, находящегося внутри неравновесной открытой системы окружающего мира, расцветом происходящей сейчас научной революции.

4. Наука есть возведение сущего в идею. Идеи всегда существуют в паре, в виде альтернатив. Состояния науки в которых возникает потребность выбора между идеями, могут быть представлены как точки бифуркации (критического состояния) флуктуаций, а процесс выбора описан в терминах синергетики – науки о самоорганизации, как процесс преодоления неопределенности.

5. Усиление математизации науки, в том числе не только естественных, но и гуманитарных и социально-экономических наук, оперирование информационно-математическими кодами как объектами.

Итак, методологические положения философской модели науки обуславливают обобщенное определение науки как особого рационального способа познания мира, основанного на эмпирической проверке или математическом доказательстве.

Выделяют три основные ипостаси науки: отрасль культуры, способ познания мира, социальный институт.

Научный метод познания мира опирается на основные функции и модели науки. Под «функцией» будем понимать способ действия, проявление активности системы, общий тип решаемых задач.

Многообразие наук проявляется в системном многообразии их функций и в нелинейной функциональной их взаимозависимости, обуславливающей дифференциацию наук. В то же время очевидна необходимость эволюционно-синергетического «сотрудничества» наук, т.е. интеграции наук на основе принципов системного подхода, кооперативного взаимодействия и глобального эволюционизма.

Б.М. Кедров все функции науки выделил в три группы соответственно трем сторонам познавательной деятельности субъекта: эмпирической (от греч. emperia - опыт), теоретической (от греч. theoria - исследование) и предметно-практической. К эмпирической группе относятся следующие функции: собирательная (установление фактов, их накопление), описательная (изложение фактов), систематизаторская (первичная группировка опытного материала, приведение его в определенный порядок). Теоретическая группа включает в себя объяснительную функцию, функцию обобщения (с целью раскрытия законов науки и проникновения в сущность изучаемых явлений), функцию прогнозирования (разведывательную функцию) и др. Предметно-практическая группа функций отражает производственно-практическую деятельность человека.

Пренебрегая нелинейной взаимозависимостью функций науки, выделяют эмпирические и теоретические методы. В то же время сохраняется определенное своеобразие эмпирических и теоретических методов конкретных наук. Мы будем опираться на систематизацию официальных методов в обобщенной методологии науки.

Кроме того эмпирические и теоретические методы зачастую пересекаются, в частности, в индуктивном и гипотетико-дедуктивном методах познания. В.Г. Разумовский, обобщая высказывания таких выдающихся ученых, как А. Эйнштейн, М. Планк, М. Борн и др., представил гипотетико-дедуктивный метод в циклической взаимосвязи следующих процедур: обобщение фактов à выдвижение гипотезы и построение абстрактной модели à вывод теоретических следствий à экспериментальная проверка этих следствий.

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования.

Пересечение эмпирических и теоретических методов научного познания привело к выделению универсальных общенаучных (общелогических) методов, а также особенных эмпирических и особенных теоретических методов. Мы дадим определения методов познания, исходя из основания всякой реальности – связи элементов (см. схему 5).

 

Схема 5. Ключевые понятия научного метода.

 

Общенаучные универсальные методы: v Анализ – рассмотрение элементов связи. v Синтез – рассмотрение элементов в их связи (единстве). Соединение ранее выделенных при анализе элементов объекта в единое целое. v Сравнение – выделение сходных элементов. v Обобщение – вывод на основании сходства элементов. v Аналогия – на основе сходства объектов в одних принаках заключают об их сходстве и в других признаках. v Моделирование – изучение каких-либо объектов с помощью моделей с дальнейшим переносом полученных данных на оригинал. Модели – «суррогаты», образы, представления о них, заменяющие в конструктивно-теоретических и эмпирических исследованиях реальные объекты, явления и процессы. v Абстрагирование – выделение определенной связи элементов или определенных свойств. Близок к приёму идеализации. v Индукция – выведение связей из частных наблюдений (противоположна дедукции); относится чаще к сфере эмпирического знания. Умозаключение от частного к общему. v Дедукция – выведение связей из более общих связей. Вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества. Умозаключение от общего к частному; относится чаще к сфере теоретического знания. v Классификация -метод научного познания, который объединяет в один класс объекты, максимально сходные друг с другом в существенных признаках.
Особенные эмпирические методы: v Наблюдение (рассмотрение) – поиск связи элементов в объекте.Чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира. v Описание – фиксирование данных наблюдения или эксперимента с помощью определенных систем обозначения. v Измерение – определение основных характеристик связи элементов в объекте и самого объекта с помощью измерительных приборов. Продукт измерения – именованное число – есть результат сравнения двух вещей (изучаемой и меры), а не атрибут одной вещи. Измерения, в процессе которых непосредственно получают число, являющееся значением интересующей нас величины, называют прямыми. Косвенные измерения опираются на ряд величин, полученных в прямых измерениях и связанных с интересующей нас величиной какой-либо функциональной зависимостью. Ни одно измерение не может быть выполнено абсолютно точно. Неточность называют погрешностью результата измерения. Специальные средства измерения, обеспечивающие «перевод» невоспринимаемых свойств или отношений вещей на язык человеческих органов чувств, называют измерительными приборами. v Эксперимент – проверка наличия связи. Наблюдение, описание и измерение в специально создаваемых условиях, что позволяет установить наличие связи при повторении условий. Активное, целенаправленное, «строго контролируемое» воздействие исследователя на объект.  
  Особенные теоретические методы: v Идеализация – сведение однородных непосредственных связей к опосредованной связи, понятию. Прием теоретического метода научного мышления, направленный на формирование из чувственно конкретного представления об объектк познания его предельно абстрактной мысленной модели, т.е. модели, включающей только те его свойства, которые необходимы и достаточны для решения определенной задачи или множества однотипных задач. v Формализация – сведение разнородных связей к знаковым отношениям (схемам, таблицам, формулам и т.д.). Построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых явлений, оперирующее знаками (формулами). v Теоретическое моделирование – замена непосредственных связей понятийными и знаковыми системами (абстрагирование, идеализация, формализация). v Систематизация – выявление полноты связей. Это решающий метод и конечная форма научного познания. Прием научного мышления, состоящий в приведении разрозненных элементов в систему на основании уяснения их свойств и отношений между ними.

 

Установление ложности какого-либо положения называется фальсификацией. Концепция фальсификации была установлена К. Поппером в XX в., согласно которой считается, что утверждение является ненаучным, если не предложен метод его фальсификации. Именно этот критерий часто помогает осуществить демаркацию, т.е. провести границу, между научными и псевдонаучными высказываниями. Для демаркации науки и псевдонауки важным является и верификация теории, т.е. установление адекватности предлагаемой теоретической схемы тем реальным явлениям, которые эта схема должна отражать. В то же время не теряют своего значения и общенаучные принципы всех идеалов (моделей) рациональности естественнонаучного мышления.

В естествознании характерной чертой естественнонаучного познания является экспериментальная функция естественных наук. Экспериментальная функция задает единство (целостность) теории, эксперимента и практики и тесное пересечение естественнонаучной и технологической культур. Опора на материально-техническую базу эксперимента и непрерывный труд на основе пересечения эмпирических и теоретических методов научного познания – характерная черта выдающихся учёных – представителей естественных наук и только на этой основе возможно проявление озарения («инсайта») и интуиции. Именно для «естественников» характерно и определение интеллекта, как рационального (разумного) познания Мира (Универсума).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.