КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные идеи и понятия общего естествознания
Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии в постнеклассическом естествознании Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии в классическом и неклассическом естествознании Становление классического, а в значительной мере и неклассического естествознания явно связано с процессом становления, развития и смены физических картин мира. В современном естествознании принято выделять механистическую, электромагнитную и квантово-полевую картины мира, которые задали классическую и неклассическую стратегии естественнонаучного мышления (см. схему 16) и определили физический идеал научности классического и неклассического естествознания. Становление эпохи механистического естествознания связывают с гелиоцентрической картиной мира (Н. Коперник). Важную роль сыграл научный метод теоретической физики, выдвинутый Г. Галилеем, «который состоит в том, чтобы с помощью идеализаций выразить сущностную основу физических процессов и взаимодействий, используя конструктивные теоретические модели, изобразить в теории структуру сущностных связей и отношений природы»; способ действия самой природы. Идея о том, что мир- это движущая материя, была господствующей в то время. Французский ученый Р.Декарт говорил: «Дайте мне материю и движение, и я построю весь мир». Первый рабочий чертеж новой картины мира выполнил И. Кеплер. В книге «Новая астрономия» в 1607 г. он привел два своих закона движения планет: 1. Каждая планета движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце. 2. Радиус-вектор планеты за равные промежутки времени описывает равные площади.. 3. В 1618 г. Кеплер обнародовал третий закон планетных движений: Квадраты периодов обращения любых двух планет вокруг Солнца относятся как кубы больших полуосей их эллиптических орбит. Решающий же шаг в понимании причин этого порядка сделал И. Ньютон. В основном своём труде «Математические начала натуральной философии», опубликованном в 1687г., И. Ньютон в чрезвычайно лаконичной форме обобщил весь предшествующий опыт человечества в изучении движений в понятии механического движения. Оформилась механистическая картина мира (см. схему 18), вклад в которую вносили многие ученые, создав как аналитическую (Л. Эйлер, Ж. Лагранж, У. Гамильтон и др.), так и небесную (П. Лаплас и др.) механику. В рамках просветительско-понятийной парадигмы движения механистическая картина мира стала ядром научно-исследовательской программы классического естествознания.
Схема 19. Механистическая картина мира. (XVII-XVIII вв.)
Следующим этапом в познании материи, движения и взаимодействия явилась электродинамика М. Фарадея и Дж. Максвелла, на создание которой повлияли идеи взаимодействия континуализма и динамизма. Классическая электродинамика- это теория электромагнитного поля, осуществляющего взаимодействие между электрическими зарядами, как неподвижными, так и равномерно и ускоренно движущимися. Электромагнитные волны, т.е. распространяющиеся в пространстве с конечной скоростью (скоростью света) электромагнитные колебания, обусловили реализацию информационно-коммуникативного взаимодействия всего человечества. Оформилась электромагнитная картина мира (см. схему 20), которая способствовала становлению релятивистской исследовательской программы и зарождению неклассического естествознания.
Схема 20. Электромагнитная картина мира. (XIX в.- начало XX в.)
Механическая и электромагнитная картины Мира, как мы уже отмечали, взаимосвязаны с классической стратегией естественнонаучного мышления (см. схему 16) и предопределили мозаичность образа Мира в классическом естествознании. Однако, уже в электромагнитной картине мира наблюдается кризис классического естествознания и появляются ростки неклассического естествознания в статистических законах макросостояния, в трактовке различных форм движения на основе концепции близкодействия, т.е. наличия переносчиков различных форм взаимодействия, а также в теории относительности. Теория относительности пересмотрела концепцию абсолютного пространства и времени, а понятие относительности стало одним из основных в современном естествознании. Неклассическая стратегия естественнонаучного мышления (см. схему 16) и соответственно новые представления о материи, движении и взаимодействии окончательно оформились в квантово-полевой картине Мира (см. схему 21), которая стала рассматривать в единстве корпускулярные и волновые свойства материи, все физико-химические формы движений и фундаментальные физические взаимодействия.
Схема 21. Квантово-полевая картина Мира. (XXв.)
Несмотря на то, что классическое и в значительной мере неклассическое естествознание опираются на методологический рационализм физики и физический стандарт доказал свою эвристичность при создании многих теорий современной науки, стремление придать ему всеобщий характер вызывает законные возражения. Так, возникают серьёзные трудности при распространении этого стандарта на биологическое знание. Ещё более серьёзные трудности возникают при распространении этого стандарта на социально-гуманитарное знание. Материалистическая диалектика в лице Ф. Энгельса (1820-1895) даёт классификацию форм движения материи (механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное). Эти формы движения являются предметом изучения разных наук. Сами же науки Энгельс подразделяет на три группы: науки о неживой природе, науки, изучающие живые организмы, и исторические науки. Классификацию форм движения материи существенно модифицировал Б.М. Кедров с учетом научных открытий XX века. В его классификации механическое движение не представляет собой особой формы движения (как у Энгельса), а выступает одним из видов физического движения в макромире. В микромире действуют другие процессы: квантово-механические. Квантово-механическое движение действует не только в физической, но и в химической форме движения материи. Кроме того, Б.М. Кедров выдвинул идею о наличии геологической формы движения, действующей на уровне космических процессов. В настоящее время возникает вопрос о возможности использования методологического рационализма, оформившегося в современной физике, для науки в целом и прежде всего в постнеклассическом естествознании.
Главную идею постнеклассического естествознания, задавшую и постнеклассическую стратегию естественнонаучного мышления (см. схему 16), в яркой образной форме выразил «наставник преподавателей физики» американский физик – теоретик Р. Фейнман. Он писал, что «…если наш ограниченный ум ради некоторого удобства, разделяет этот стакан вина, эту Вселенную на части – физику, биологию, геологию, астрономию, психологию и т.д. – помните, что природа об этом не знает! Так что давайте сольём всё это воедино (например, в постнеклассическом естествознании – вставка наша), не забывая о его предназначении». Итак, на первый план выходит синтетический метод основоположника кибернетики Н. Винера и системный подход к сложно структурированным объектам на основе инновационной трансдисциплинарности современной физики. Именно на фундаментальной основе инновационной трансдисциплинарности физики было создано междисциплинарное направление в современном естествознании – синергетика как совокупность наук о взаимопроникновении Порядка и Хаоса и изучении общих закономерностей процессов самоорганизации в открытых неравновесных системах. Оформляется современная физическая исследовательская программа – единая теория поля в рамках объединения всех известных взаимодействий. Происходит синтез всех форм движения материи в единой эволюционной форме на основе принципа глобального эволюционизма. Эволюцию представлений о материи, движении и взаимодействии в современной постнеклассической картине Мира мы представили в схеме 22. Особо хотелось бы подчеркнуть социопрактическую направленность постнеклассического естествознания в рамках эколого-социально-экономической синергетики природопользования.
Схема 22. Постнеклассическая картина Мира (XXI в.)
Панорама современного естествознания, фрагментарно отраженная в схемах 14, 15, 16, 19-22 явно указывает на взаимодействующие процессы в познании Природы. С одной стороны, происходит дифференциация и специализация естественных наук, которую вряд ли оправданно снижать в утилитарно-прикладном, предметно-производственном плане их взаимосвязи с научно-техническим прогрессом. Более того, специализация, дифференциация знаний служат и интегрирующим фактором в системе наук, создавая «переходные, пограничные науки» (типа физической химии, биохимии, биогеофизики, астрофизики и т.п.). С другой стороны приходится констатировать, что «время энциклопедистов либо безвозвратно ушло, либо ещё не наступило», и в формировании интеллектуальной культуры личности трансдисциплинарность приобретает принципиальную ценность, что обусловливает, в частности, проблему построения общего естествознания как целостной совокупности основных естественных наук. И наконец, экологическая стратегия жизнеобеспечения и созидания целостной культуры человеческой цивилизации и коэволюционная синергетическая парадигма современной «понятийной сетки» рассмотрения Мира (Универсума) ставит на повестку дня объединение всех сегментов интеллектуальной сферы культуры. При этом особое значение приобретает понимание, что естественные и гуманитарные науки имеют общую методологию познания, основанную на идеях эволюции, системности и самоорганизации. В рамках экологической сферы Природа – это совокупность всех взаимодействующих объектов и явлений живой и неживой материи, образующих естественную среду существования человека. В глобальном естественнонаучном понимании Природа – это весь материальный, энергетический и информационный мир Вселенной. Несмотря на то, что «Природа не знает о том, что наш ограниченный ум ради некоторого удобства разделяет эту Вселенную на части – совокупность естественных наук», мы в дальнейшем упростим познание современного естествознания, задав предметную структуру общего естествознания. Мы зададим структуру общего естествознания, выделив физику, включая в неё астрофизику и космологию, химию, науки о Земле в обобщённой геологии, и биологию как совокупность наук о живой природе. Очень часто в структуре общего естествознания пытаются выделить «лидера» среди естественных наук. На наш взгляд, искать в сфере общего естествознания науку – лидера естествознания в общем плане неоправданно в силу как их всё возрастающей междисциплинарности, так и интегрирующей трансдисциплинарности. Изобразив сферу общего естествознания в виде взаимодействия основных естественных наук (см. схему 23), мы подчеркнём их кооперативно-синергетическое взаимодействие в общем естествознании, опирающемся на основополагающую концепцию коэволюции природных систем и человека.
Схема 23. Сфера общего естествознания
Интегрирующую функцию, наряду с синергетикой, выполняют и другие отрасли знания: экология, философия, математика, кибернетика и теория информации, а в определённой степени, и современная физика. Можно также выделить основные понятия и идеи общего естествознания, приведённые ниже: v Система – множество элементов или объектов, заданных отношениями между ними. Но эти отношения не обязательно имеют характер связи, взаимодействия между ними. v Структура – множество элементов или объектов с определённым отношением связи, взаимодействия между ними. v Хаос – состояние, в котором не образуется устойчивых во времени структур, отсутствуют согласованные направленные процессы. v Порядок – состояние, в котором имеются согласованные (устойчивые) направленные движения и «запоминаемость» определённых конфигураций. v Беспорядок − состояние, промежуточное между порядком и хаосом, в котором развивается «склероз» в «запоминаемости» определённых конфигураций и(или) хаотизация согласованных (устойчивых) направленных движений. v Симметрия – свойство объектов сохранять определённые характеристики при преобразованиях. v Дисимметрия – элементы симметрии, которые отсутствуют как в объекте, так и в его окружение; понижение симметрии при взаимодействии объектов (природных систем) или объекта и его окружения. v Асимметрия – понятие, противоположное симметрии, т.е. характеризует свойство объектов не сохранять определённые характеристики при своих преобразованиях. v Вселенная регулярна и предсказуема. v Все упорядоченные (детерминированные) движения можно описать одним набором механических законов. v Энергия не исчезает. v При всех превращениях энергия переходит из более полезных в менее полезные формы. Это приводит в закрытых природных системах к росту энтропии – меры беспорядка, в открытых диссипативных системах возможно как возрастание, так убывание и даже сохранение энтропии, т.е. возникает взаимопроникновение Хаоса и Порядка. v Всё состоит из атомов. vФундаментальные физические взаимодействия задают развитие природных систем и структур на основе дисимметрии – двусторонности связи симметрии и асимметрии. vВсе: материя, энергия, квантовые характеристики частиц – выступают дискретными величинами, и нельзя измерить ни одну из них, не изменив её. В системном подходе к общему естествознанию важную роль играют понятия интегративности, целостности и иерархичности систем и объектов. v Иерархия – расположение частей объекта или элементов целостной системы в порядке от высшего к низшему (или наоборот) v Интегративность – образование новых свойств объекта при соединении его частей в целое, или новых свойств системы при определенных отношениях между элементами. v Целостность – внутреннее единство объекта или элементов системы, независимость от окружающей среды: объективный критерий гармонии, достигается подчинением структурной организации объекта, законам, определяющим образование форм живой природы и форм кристаллов. В общем случае системный подход оперирует как системными, так и структурными законами, задавая как феноменологический, функциональный, макроскопический, так и механизмический, субстанциональный, микроскопический, фундаментальный подходы при изучении объекта как системы. Литература. 1. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. Интернет-тестирование базовых знаний: Учебное пособие/ В.В. Горбачев, Н.П. Калашников, Н.М. Кожевников.-СПб.: Издательство «Лань»,2010, с. 22-41 2. Суханов А.Д. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/А.Д. Суханов, О.Н. Голубева.- М.: Дрофа, 2004, с. 76-93. 3. Кожевников Н.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособие, 4-е изд.. испр./ Н.М. Кожевников.- СПб.: Издательство «Лань», 2009, с. 42-62. 4. Наследников Ю.М. Концепции современного естествознания/ Ю.М.Наследников, А.Я.Шполянский, А.П.Кудря, А.Г.Стибаев.-Ростов-на-Дону: ДГТУ 2008-350с. [электронный ресурс № ГР 15393,2010]. Режим доступа: http://de.dstu.edu.ru/., с.79-84, 87-92. 5. Наследников Ю.М. Концепции современного естествознания: Учеб.-метод. пособие/ Ю.М. Наследников, А.Я. Шполянский, А.П. Кудря, А.Г. Стибаев.- Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2007, с.32-36, 38-40.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 2215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |