Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы систематизации законодательства




Кодификация — деятельность правотворческих органов государства по упорядочиванию, корректировке и переработке действующего зако-

нодатсльства в конкретной области общественных отношений с целью создания нового единого и логически непротиворечивого сводного нор­мативного акта. Обычно выделяют три вида кодифицированных актов: 1) основы законодательства; 2) кодексы; 3) уставы (положения). Наи­более распространенный вид — кодексы (например. Гражданский ко­декс, Семейный кодекс. Уголовный кодекс и т. п.). Кодифицированные акты рассчитаны на длительное регулирование общественных отноше­ний. Их принятие представляет собой шаг вперед в развитии законода­тельства.

Инкорпорация в отличие от кодификации представляет собой объе­динение действующих нормативных актов в сборники путем их репроду­цирования, т. е. без их переработки. Инкорпорация бывает:

а) хронологической, когда нормативные акты в сборниках расположе­ны в зависимости от времени их принятия (например, «Собрание актов Президента и Правительства»);

б) систематической, когда принятые, например, за истекший месяц нормативные акты группируются в сборниках по предметному призна­ку, т. с. по отраслям права.

Инкорпорация может быть официальной и неофициальной. Неофи­циальная инкорпорация — это внешняя обработка законодательства в це­лях создания справочников, сборников для отдельных категорий специ­алистов, работающих на предприятии, в учреждении, организации. На эти сборники нельзя ссылаться в процессе правотворчества и примене­ния права.

Иногда выделяют еще одну форму систематизации законодательства — консолидацию. Это объединение нескольких нормативно-правовых ак­тов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания. По форме консолидация близка к систематической инкорпорации, так как ничего нового в регулирование общественных отношений не вно­сит, но по сути консолидация близка к кодификации, так как консоли­дированный акт является сводным нормативным актом. Обычно консо­лидация законодательства используется там, где нет необходимости или возможности кодификации.

Каждая отрасль права имеет свою систему законодательства, т. е. си­стему источников права. Система законодательства также подразделяет­ся на отрасли законодательства. Обычно выделяют три отрасли законода­тельства:

1. Отраслевое законодательство. Содержит нормы только одной от­расли права. Например, трудовое законодательство содержит нормы только трудового права.

2. Внутриотраслевое законодательство. Содержит нормы лишь опреде­ленной части отрасли права. Например, в составе гражданского права можно выделить авторское законодательство, законодательство о пред­принимательстве и другие, которые являются внутриотраслевым зако-

подательством, так как регулируют отдельные области гражданско-пра­вовых отношений.

3. Комплексное законодательство (встречается редко). Содержит нор­мы, относящиеся к ряду отраслей, но входящие в отдельную самостоя­тельную отрасль права. Например, военное законодательство содержит частично нормы административного права и нормы ряда других отраслей права.

Таким образом, отрасль законодательства по форме может совпадать с отраслью права, но по содержанию отрасль законодательства уже, чем отрасль права.

3. Как было отмечено, непосредственным итогом правового регули­рования и конечным результатом действия права является правопорядок. Правопорядок основан на строгом и полном соблюдении законов всеми гражданами, т. с. на их правомерном поведении. Антиподом правомерно­го поведения является правонарушение.

Правонарушение представляет собой противоправное деяние (дей­ствие или бездействие), которое представляет определенную опасность для общества.

Признаки правонарушения:

Первым признаком правонарушения является общественная опас­ность. Она выражается не только в причинении вреда другому или дру­гим лицам, но и в самой возможности причинения вреда.

Вторым признаком правонарушения является противоправность. Про­тивоправным считается deuc/newe, запрещенное законом, или бездействие, если лицо должно было совершить определенные действия, предусмот­ренные законом, но не совершило.

Третьим признаком правонарушения является виновность. Это зна­чит, что правонарушением признается деяние, совершенное по вине конкретного лица, которое осознает, что совершает неправомерное дей­ствие, и руководит своими поступками. (Понятие и формы вины под­робно рассматриваются в лекции по уголовному праву.) Данный при­знак указывает на то, что понятие правонарушения применимо только к дееспособным лицам.

Четвертым признаком правонарушения является наказуемость. Это значит, что правонарушение влечет за собой применение мер государ­ственного воздействия к лицам, совершившим неправомерное деяние.

Таким образом, правонарушение— общественно опасное виновное дей­ствие или бездействие, которое противоречит нормам права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

Виды правонарушений. По степени общественной опасности пра­вонарушения подразделяются на два вида: проступки и преступления.

Проступки характеризуются меньшей степенью общественной опас­ности. К ним относятся административные и дисциплинарные проступки. Административные проступки — правонарушения, посягающие на

установленный законом порядок в сфере исполнительно-распорядитель­ной деятельности, а также посягающие на общественный порядок и спо­койствие граждан.

Дисциплинарные проступки — правонарушения, совершаемые в сфе­ре служебных отношений. Как правило, это деяния, посягающие на ус­тановленный распорядок деятельности определенных групп людей: ра­бочих, учащихся, военнослужащих и т. д.

Гражданские правонарушения— правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и связанных с ними неимущественных отношений, вы­ражающиеся В причинении вреда, невыполнении обязательств по дого­вору, нарушении авторских прав и т. д.

Преступления — правонарушения, отличающиеся большой степенью общественной опасности, влекущие за собой применение мер уголовно­го наказания. Поэтому понятие преступления относится к компетенции уголовного права.

Особую группу правонарушений составляют процессуальные правона­рушения. Они связаны с нарушением гражданами или государственными органами интересов правосудия или процессуальных прав одной из сто­рон, с которой правонарушитель состоит в правоотношении.

Можно выделить также международные правонарушения. Это проти­воречащие нормам международного права деяния субъектов междуна­родного права, приносящие ущерб или нарушающие права другого ана­логичного субъекта. Международные правонарушения подразделяются на международные деликты (например, нарушение международных торго­вых обязательств) и международные преступления (международный тер­роризм, геноцид, военная агрессия и т. д.).

Квалификация правонарушений представляет собой процедуру, в рамках которой необходимо ответить на четыре вопроса:

1. На какую область общественных отношений направлено неправо­мерное деяние?

2. Имеется ли причинная связь между противоправным деянием и наступившими вредными последствиями?

3. Является ли лицо, совершившее неправомерное деяние, дсликто-способным (дееспособным)?

4. Является ли лицо, совершившее правонарушение, виновным, и если да, то какова степень и форма его вины?

Ответив на эти вопросы, можно определить основные параметры правонарушения, которые называются юридическим составом правона­рушений. Элементами состава правонарушений являются: объект право­нарушения: объективная сторона; субъект правонарушения; субъективная сторона.

Таким образом, квалификация правонарушений есть не что иное, как определение элементов их юридического состава. (Наибольшую зна­чимость определение элементов состава правонарушения имеет при ква-

лификации преступлений, поэтому подробный анализ указанных эле­ментов предлагается в лекции по уголовному праву.)

Юридическая ответственность. Совершение тем или иным лицом противоправного виновного деяния, содержащего признаки правонару­шения, является основанием привлечения к юридической ответствен­ности. Юридическая ответственность является средством, которое бло­кирует или предотвращает противоправное поведение и стимулирует об­щественно полезные действия людей в сфере правового регулирования. В широком смысле юридическая ответственность понимается как отноше­ние лица к обществу, государству и другим лицам с позиции осознанно­го выполнения своих обязанностей перед ними. В более узком, специаль­ном смысле, юридическая ответственность понимается как реакция го­сударства на совершенное правонарушение. Реализация юридической ответственности на практике означает применение к правонарушителю мер государственного воздействия, содержащихся в санкциях правовых норм.

Признаки юридической ответственности:

1. Содержание юридической ответственности составляет государствен­ное принуждение, в котором государство в лице его компетентных орга­нов выступает как управомоченная сторона, а правонарушитель — как обязанная.

2. Юридическая ответственность характеризуется определенными ли­шениями, которые виновный обязан претерпеть. Лишение правонарушите­ля определенных благ является объективным свойством ответственности. Другими словами, юридическая ответственность представляет для пра­вонарушителя юридическую обязанность, которой для него до правона­рушения не существовало (например, обязанность уплатить штраф, не­устойку, возместить причиненный ущерб и т. д.).

3. Юридическая ответственность наступает только за совершившееся правонарушение. Это значит, что не подлежит юридической ответствен­ности лицо, заявившее о намерении совершить правонарушение, но не совершившее его. Аналогичным образом юридическая ответственность не применяется за неоконченное правонарушение, если оно не повлек­ло за собой причинение вреда. В юридической науке идут споры, какое правонарушение считать совершившимся. В необходимых случаях этот факт может устанавливаться в судебном порядке.

4. Применение мер юридической ответственности возможно лишь при соблюдении норм процессуального права (гражданско-процессуального права, уголовно-процессуального права, процессуальных норм, содержащихся в законодательстве об административных правонарушениях).

Юридическая ответственность является лишь одним из видов госу­дарственного принуждения. Наряду с юридической ответственностью к мерам государственного принуждения относятся:

— принудительно-обеспечительные меры (обыск, выемка, наложе­ние ареста на имущество);

— меры защиты (принудительное взыскание алиментов, признание гражданско-правовой сделки недействительной, обязанность выполне­ния решений суда о восстановлении на работе незаконно уволенного работника и др.).

Виды юридической ответственности соответствуют названиям от­раслей права, за нарушение норм которых предусмотрены соответствую­щие санкции. Обычно выделяют следующие виды юридической ответ­ственности:

1. Административная ответственность выражается в применении к правонарушителям мер административного воздействия (от предупреж­дения до административного ареста).

2. Дисциплинарная ответственность наступает вследствие нарушения дисциплины (трудовой, воинской, учебной и т. п.). Основными дисцип­линарными мерами являются замечание, выговор, увольнение с рабо­ты, исключение студента из вуза за систематическую неуспеваемость или за утрату связи с вузом, назначение вне очереди наряда по службе и др.).

3. Материальная ответственность заключается в возмещении имуще­ственного вреда, причиненного в результате неправомерных действий лица во время исполнения им своих служебных обязанностей. Как мате­риальная, так и дисциплинарная ответственность применяется в основ­ном в трудовом праве.

4. Гражданско-правовая ответственность наступает при нарушении имущественных и некоторых личных неимущественных прав граждан и организаций. Данный вид ответственности реализуется в установленных законом или договором мерах воздействия, влекущих для правонаруши­теля невыгодные последствия имущественного характера (например, возмещение убытков, уплата неустойки, возмещение вреда и др.). Цель гражданско-правовой ответственности — восстановление нарушенных имущественных прав.

5. Уголовная ответственность применяется к лицам, совершившим преступление.

Дисциплинарная и материальная ответственность в основном при­меняется во внесудебном порядке. Административная ответственность может применяться и по решению суда. Гражданско-правовая и уголов­ная ответственность применяется только в судебном порядке.

Более подробно виды юридической ответственности рассмотрены в соответствующих лекциях по конкретным отраслям права.

Литература

Алексеев С.С. Теория права. М.: Юридическая литература, 1996.

Комаров С.А. Общая теория государства и права. Учебник. 4-е изд., персраб. и доп. М.: Юрайт, 1998.

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосо­ванием 12 декабря 1993 г. М.: Юридическая литература, 1994.

Лазарев ВВ., Липень СВ. Теория государства и права. Учебник М • Изл-во СПАРК, 1998.

Лившиц Р.З. Теория права. М.: Изд-во БЕК, 1994.

MajibKo А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учеб пособ. 2-е изд., перераб. и доп. М,: Юристь, 1997.

Общая теория права. Учеб. пособ. / Под ред. А.С. Приголкина. М., 1996

Основы государства и права. Учеб. пособ. / Под ред. О.Е. Кутафина М ■ Юрист, 1997.

Основы права. Учебник/ Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юрист, 1996.

Основы права. Учебник/ Под ред. Д.П. Котова. М., 1998.

Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998.

Теория государства и права: В 2 ч. / Под ред. А.Б. Венгерова. М.: Юрист,

Теория государства и права. Учебник / Под ред. Г.Н. Манова. М/ Изд-во БЕК, 1995.

Теория государства и права. Учебник/ Под ред. В.М. Корельского. М,

Тема 2

Основы конституционного права ________ Российской Федерации

Лекция 5 Определяющие понятия конституционного права

/. Понятие конституционного права, его предмет, метод, субъекты и источники. Особенности норм конституционного права и конституционно-правовых отношений.

2. Сущность конституции. История развития отечественного кон­ституционализма и основные этапы конституционной реформы в Российс­кой Федерации.

3. Характеристика и содержание Конституции Российской Федерации.

1. Конституционное право — это отрасль права, которая устанав­ливает и закрепляет основы государственного устройства, обеспечивает соблюдение прав человека, регулирует порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности. Конституционное право является ведущей отраслью по отношению ко всем остальным от­раслям права, потому что, во-первых, общественные отношения, кото­рые регулируются нормами конституционного права, выражают наибо­лее важные стороны деятельности государства; во-вторых, конституци­онное право, ведущее по своему источнику — конституции; в-третьих, нормы конституционного права определяют основные принципы право­вого регулирования в целом, так как в конституции содержатся базовые нормы всех отраслей системы права. Эти нормы находят свое развитие и конкретизацию в специальных отраслях права. Именно поэтому счита­ют, что конституционное право составляет ядро системы права.

Предметом конституционного права является система общественных отношений, которые выступают в качестве господствующих отношений в обществе, характеризуют саму природу общества и государства, его политическую, экономическую системы, положение личности в обще­стве. Таким образом, предметом конституционного права являются:

1) отношения, характеризующие основы конституционного строя;

2) взаимоотношения личности с обществом и государством (основы правового положения личности, т. е. права и свободы граждан);

3) установление основ федеративного устройства и национально-государственных отношений;

4) вопросы организации государственной власти и органов местного самоуправления.

Метод конституционного права. Одним из способов конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод ввя­зывания. Именно в такой форме провозглашается ряд норм конституци­онного права (например, ст. 58 Конституции РФ: «Каждый обязан сохра­нять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»). В конституционном праве известен также метод дозволения, применяемый в основном к регулированию статуса граждан или для оп­ределения полномочий государственных органов (например, ст. 34 Кон­ституции РФ: «Каждый имеет право па свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запре­щенной законом экономической деятельности»). В конституционном праве применяется и метод запрещения (например, ст. 50 Конституции РФ: «Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступле­ние»).

Обязыванис и запрещение как методы конституционно-правового регулирования осуществляются на основе субординации, т. е. юридичес­кого воздействия на основе властно-императивных начал. Метод дозво­ления осуществляется на основе координации. Этот метод регулирова­ния заключается в том, что субъектам конституционных правоотноше­ний предоставляются права на собственные активные действия в преде­лах закона.

Субъекты конституционного права:

1) граждане;

2) предприятия, учреждения, организации (государственные и не­государственные);

3) государственные органы;

4) органы местного самоуправления;

5) общественные объединения;

6) территориальные образования. Источники конституционного права:

1) Конституция (Основной Закон);

2) федеральные конституционные законы;

3) федеральные законы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права (например, Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 (с изм. от 16 мая 1996 г.));

4) законы субъектов Федерации по вопросам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ);

5) подзаконные нормативно-правовые акты (Указы Президента, постановления Правительства и др.), содержащие нормы конституцион­ного права.

Особенности норм конституционного права:

1. Большинство норм конституционного права носит обобщенный характер. Они излагаются на уровне принципов. Например, ст. 2 Кон-

4?

ституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценнос­тью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражда­нина — обязанность государства».

2. Как правило, нормы конституционного права не обладают трех­членной структурой. В них есть гипотеза и диспозиция, но лишь несколь­ко статей Конституции РФ содержат санкцию.

3. Нормы конституционного права обладают высшей юридической силой по отношению к нормам других отраслей права. Они являются нормами прямого действия, т. с. должны применяться непосредственно без подтверждения нормами специальных отраслей права. Исключение составляют нормы международного права, которые имеют приоритет по отношению к нормам конституционного права с точки зрения свободы личности, прав человека и гражданина.

4. Нормы конституционного права носят учредительный характер, т. е. определяют правовой статус каждого субъекта конституционного права.

Особенность норм конституционного права в том, что применять их могут только государство или муниципальные органы. Граждане могут ими только пользоваться.

Виды норм конституционного права:

1) нормы-принципы (содержат наиболее общие положения правового регулирования (например, гл. 1 Конституции РФ);

2) нормы— исторические справки (эти нормы содержатся в преамбуле Конституции РФ и указывают па незыблемость существующих отноше­ний);

3) нормы программного характера (эти нормы содержат в себе уста­новки на перспективу развития общества);

4) констатирующие нормы (закрепляют существующие на момент принятия конституции отношения);

5) устанавливающие нормы (определяют порядок формирования ор­ганов государства и круг их полномочий, а также определяют основные права и свободы граждан).

Конституционно-правовые отношения — это общественные отно­шения, урегулированные нормами конституционного права или возник­шие на их основе связи между субъектами конституционного права. Спе­цифика конституционно-правовых отношений состоит в том, что боль­шинство из них выражает всеобщность прав и обязанностей, т. е. в этих отношениях могут участвовать либо все субъекты конституционного права, либо большие группы людей. Конституционно-правовые отношения об­разуют основу правового регулирования в сфере политической органи­зации государственной власти.

Конституционно-правовые отношения образуют систему конститу­ционного права, состоящую из совокупности правовых институтов, ко­торые располагаются в определенной последовательности и находятся во взаимодействии друг с другом.

Правовой институт конституционного права — это определенная часть конституционных норм, регулирующих отдельные разновидности обще­ственных отношений, составляющих предмет данной отрасли права.

4S

Конституционное право состоит из следующих правовых институтов:

1) государственного и общественного устройства;

2) правового положения личности в обществе (права и свободы граж­дан);

3) политического многообразия и многопартийности;

4) парламентаризма;

5) президентства;

6) гражданства и др.

Таким образом, система конституционного права характеризуется объективными критериями деления отрасли на отдельные структурные подразделения, в основе которых лежат реальные общественные отно­шения.

2. Сущность конституции. В каждую историческую эпоху общество имело свою особую структуру социальных связей и специфическое стро­ение образующих его элементов. Общество, взятое в единстве всех его сторон, находящихся во взаимодействии и взаимно влияющих друг на друга, имеет свою конструкцию, т. е. обязательно построено по опреде­ленной схеме. Подобная упорядоченная структура социальных связей, составляющих общественную систему на определенном этапе се истори­ческого развития, есть не что иное, как фактическая конституция об­щества.

Слово «конституция» имеет двоякий смысл. В первом смысле консти­туция понимается как строение, конструкция, фигура, телосложение, уст­ройство. Это и есть фактическая конституция, которая появляется вмес­те с возникновением самого общества.

Во втором смысле под конституцией понимается установление, за­крепление в письменном виде характера и специфики существующих обще­ственных отношений. В отличие от фактической конституции это юриди­ческая конституция. Таким образом, юридическая конституция есть от­ражение и закрепление в нормах права фактической конституции обще­ства.

Если существование фактической конституции исчисляется многи­ми тысячелетиями, то возраст юридической конституции гораздо более скромный — всего чуть более двухсот лет. Хотя сше в I—III вв. н. э. в отношении некоторых указов римских императоров употреблялся тер­мин «конституция», но в основном для того, чтобы подчеркнуть особую важность этих указов. Аналогичные акты конституционного (т. е. устанав­ливающего определенный правовой статус) типа существовали в эпоху средневековья. В 1215 г. в Англии была принята «Великая хартия вольно­стей». Но первые цельные юридические конституции связаны с возник­новением буржуазного общества и государства.

Первыми юридическими конституциями являются Конституция США (1787 г.) и Конституция Франции (1791 г.).

Конституция — это явление общественной жизни. Она в наиболее общем виде выступает как средство упорядочения и регуляции опреде-

ленной совокупности общественных отношений. Создание первых юри­дических конституций было вызвано необходимостью законодательного закрепления новых буржуазныхотношений, пришедших на смену фео­дальным, установления повой системы власти и системы взаимоотно­шений между людьми (основные права человека, равноправие граждан и т. д.). Но это лишь внешняя характеристика конституции как юридичес­кого документа.

По своей сущности конституция представляет собой политический и правовой документ. Как политический документ конституция пред­ставляет собой декларацию, провозглашающую основные ценности об­щества. Как юридический документ конституция является Основным Законом государства. Впервые на это указал Ф. Лассаль в работе «О сущ­ности конституции» (СПб: Изд-во В. Врублсвского, 1906). В этой же рабо­те указано, что юридическая конституция обладает двумя свойствами. С одной стороны, она является реальной, с другой — фиктивной. Реальной юридическая конституция является постольку, поскольку отражает дей­ствительное соотношение общественных сил в государстве. Юридичес­кая конституция фиктивна тогда, когда она неадекватно выражает соот­ношение политических сил в обществе, т. с. не соответствует фактичес­кой конституции. Это происходит тогда, когда юридическая конститу­ция долго не меняется или в нее вовремя не вносятся поправки.

Сущность конституции (здесь и далее имеется в виду юридическая конституция) заключается также в том, что се возникновение и разви­тие связано с изменениями определенного соотношения общественных сил. И наоборот, создание новой конституции приводит к движению и изменению общественных сил.

Особенность всех конституций состоит в том, что они всегда содер­жат в своих текстах как реальные, так и фиктивные положения. Ни одна юридическая конституция в мире не может быть только реальной. Тому есть две причины. Одна — объективная, так как в результате постоянного развития общества возникают новые социальные связи и отношения. И даже если какие-то положения па момент принятия конституции были реальными, то со временем они становятся фиктивными. Законодатель не может заранее предугадать будущие векторы социального развития и отразить их в тексте конституции. Другая причина фиктивности консти­туции — субъективная. Это значит, что законодатель сознательно закла­дывает в текст конституции положения программного характера, т. е. то, чего еще нет в реальной жизни, но что должно быть и к чему надо стре­миться. Иными словами, любая юридическая конституция представляет собой программу дальнейшего движения общества вперед, определяя его цели и задачи. Чем больше конституция содержит подобных фиктивных положений, тем в большей степени она является политическим, а не юридическим документом.

В юридической литературе имеется множество определений консти­туции. Общая суть их сводится к тому, что в идеале конституция пред­ставляет собой Основной Закон государства, выражающий действительное

соотношение общественных сил на определенном этапе исторического раз­вития.

Политико-правовые свойства конституции:

1. Конституция — это единый нормативно-правовой акт, а не свод законов. Хотя иногда функцию конституции выполняет определенная совокупность законов (например, в Великобритании).

2. Принятие повой конституции означает не окончание, а дальней­шее продолжение процесса нормотворчества, который приобретает чет­кую правовую основу. Конституция является нормативной базой этого процесса. После принятия повой конституции в государстве все законы, противоречащие положениям конституции, объявляются юридически ничтожными и не могут вызывать юридических последствий. Это свой­ство еще раз подтверждает положение о том, что конституция является Основным Законом государства.

3. Как Основной Закон Конституция РФ обладает верховенством. Это значит, что в рамках государства нет ни одного акта, который по юриди­ческой силе превосходил бы конституцию или имел бы с ней одинаковое правовое значение. Особое значение это свойство конституции приобре­тает в условиях федеративного государства, в состав которого входят субъек­ты, имеющие собственные конституции. Обычно в конституции федера­тивного государства оговариваются способы обеспечения ее верховенства. Упор при этом делается на политические способы, а именно:

а) политические консультации федеральных органов власти и орга­нов субъектов федерации;

б) принятие федеральными органами актов по отмене конституци­онных норм субъектов федерации, вступающих в противоречие с феде­ральной конституцией;

в) решение органов конституционного надзора (конституционного суда) по отмене неконституционных актов. Силовые способы подавле­ния сепаратизма в федеральных конституциях, как правило, не предус­мотрены.

4. Конституция обладает таким свойством, как легитимность, прояв­ляющуюся в двух аспектах:

а) конституция должна исходить от соответствующих органов, кото­рые вправе принимать конституцию;

б) в конституции должны закрепляться согласованные интересы и воля всех социальных групп, наций, народностей, образующих обще­ство. Именно в этом смысле конституция должна рассматриваться как средство достижения и поддержания гражданского мира и согласия в обществе, а не как орудие классовой и политической борьбы.

5. Конституция только тогда может быть актом прямого действия (т. е. ее нормы могут непосредственно применяться независимо от того, име­ются ли конкретные законы, детализирующие положения конституции), когда она в большей степени является юридическим, а не политическим документом.

6. Важным свойством конституции как нормативно-правового акта

является ее стабильность, устойчивость. Все другие законы могут часто меняться. Стабильность конституции состоит в том, что она рассчитана па длительный период, в течение которого нормы конституции являют­ся устойчивыми, так как отражают коренные, основополагаюшис отно­шения в обществе. Стабильность конституции обеспечивается также осо­бым, усложненным порядком внесения дополнений, поправок и изме­нений в ее текст.

7. Конституция в силу особой значимости является единственным нормативно-правовым актом, который может разрабатываться и прини­маться всенародно, т. е. путем всеобщего, прямого и тайного голосова­ния населения государства (путем проведения референдума).

История развития отечественного конституционализма. Практи­ка социальной жизни показала, что создание юридических конституций возможно двумя путями:

1) когда полностью меняется ведущая социальная сила общества (это связано прежде всего с совершением социальной революции, в резуль­тате которой на место одного класса приходит другой господствующий класс);

2) конституция может приниматься тогда, когда социальные группы находятся в состоянии сотрудничества или борьбы. В этом случае насту­пает компромисс между классами, партиями и иными социальными груп­пами.

В условиях российской государственности нашли отражение как пер­вый, так и второй путь создания и принятия конституции. Долгий пери­од своей истории Российское государство не знало конституции как Основного Закона. Монархическая форма правления не нуждалась в кон­ституционном регулировании общественных отношений до тех пор, пока не созрели для этого социальные предпосылки.

Первой Конституцией России явилась Конституция РСФСР, приня­тая 5 июля 1918 г. Ее создание было вызвано необходимостью законода­тельного закрепления победы нового общественного строя. Конституция устанавливала социалистические принципы организации государствен­ной власти (провозглашение диктатуры пролетариата, создание системы съездов Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и т. д.). Она также определяла задачи экономического развития общества (лик­видация частной собственности на землю, установление общественной собственности на средства производства). Конституция 1918 г. выполняла в большей степени роль политической декларации, а не Основного За­кона государства. В дальнейшем порядок разработки и принятия консти­туций России был связан с принятием и развитием конституций СССР.

Первая Конституция СССР была принята в 1924 г. Она отразила факт образования союза наций, что означало образование общесоюзной фе­дерации. В структуру Конституции СССР от 1924 г. вошли два документа: I) Декларация об образовании СССР; 2) Договор об образовании СССР. Эта Конституция уже не содержала положений о сущности государства и диктатуре пролетариата.

Вторая Конституция РСФСР была принята в 1925 г. Она юридичес­ки закрепила факт вхождения РСФСР в состав СССР и определила круг вытекающих из этого последствий.

Вторая Конституция СССР была: принята в 1936 г. Она провозгласи­ла окончательную победу социализма в Советском Союзе, отразила из­менения в структуре государственной власти, упразднила съезды Сове­тов, объявив высшим органом государственной власти Верховный Совет. Конституция содержала обширный перечень демократических прав и свобод, а также условия их реализации. Но во многих положениях эта Конституция была фиктивна, так как вопросы демократии отражались в ней в отрыве от реальной жизни и не соответствовали действительному положению прав человека, которые грубо попирались.

Третья Конституция РСФСР была принята в 1937 г. Она практичес­ки дублировала Конституцию СССР 1936 г. В отличие от союзной Кон­ституции она содержала лишь незначительные изменения с учетом рес­публиканского статуса РСФСР.

Третья Конституция СССР была принята 7 октября 1977 г. Это послед­няя советская Конституция. Она провозгласила построение в СССР раз­витого социализма и общенародного государства, а также образование единой социальной общности — «советский народ». В Конституции нашли свое дальнейшее развитие демократические права и свободы граждан, но она не содержала гарантий обеспечения этих прав. Эта конституция, как и предыдущие, носила противоречивый характер. С одной стороны, в ней закреплялись принципы народовластия, свободное, всестороннее разви­тие личности, с другой — провозглашалась руководящая роль одной партии (ст. 6 Конституции СССР), безраздельное господство государственной собственности, трудовая обязанность для всех граждан и т. д.

Четвертая Конституция РСФСР принята в 1978 г. Она зеркально отражала союзную Конституцию. Следует отмстить, что таким же обра­зом разрабатывались и принимались все конституции республик в соста­ве СССР.

К концу 80-х годов назрела необходимость обновления Конституции СССР, что было обусловлено следующими основными причинами:

1) демократизация политической системы, отказ от авторитарных форм политического властвования и провозглашение общедемократи­ческих принципов разделения властей, многопартийности, политичес­кого и идеологического плюрализма;

2) формирование новой экономической системы, переход от плано­во-директивной к рыночной экономике;

3) изменение социально-классовой структуры общества, возникно­вение новых социальных групп и классов (например, класса предприни­мателей).

Все это свидетельствует о том, что в конце 80-х — начале 90-х годов в нашем обществе сложилась новая фактическая конституция. Юриди­ческие конституции образца 1977—1978 гг. все больше становились фик­тивными. Это потребовало осуществления конституционной реформы.

Этапы конституционной реформы в Российской Федерации.

Первый (с 1989 г. по июнь 1990 г, т. е. по окончании работы I съезда народных депутатов РСФСР). С этого периода начали вноситься суще­ственные изменения в Конституцию РСФСР. Например, вместо единого Верховного Совета была образована двойная система высших органов власти: съезд народных депутатов и Верховный Совет (депутаты избира­лись населением, а члены Верховного Совета — съездом).

На I съезде народных депутатов РСФСР был поставлен вопрос о принятии новой конституции и была создана конституционная комис­сия. 12 июня 1990 г. Верховным Советом Российской Федерации была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Это доку­мент конституционного значения. В нем была поставлена задача укрепле­ния самостоятельности России в рамках Союза ССР. В дальнейшем кон­ституционное развитие Российской Федерации происходило в соответ­ствии с принципами и целями, провозглашенными этой декларацией.

Второй этап (июнь 1990 г. — декабрь 1991 г.). В Конституцию была внесена новая глава «О Президенте РСФСР», которая учреждала инсти­тут президентства и порядок избрания президента. Конституция напол­нилась новыми положениями о развитии местного самоуправления (были разделены полномочия между областными (краевыми) органами госу­дарственной власти и городскими (районными, поселковыми) органа­ми местного самоуправления). В этот период начался процесс свертыва­ния действия союзной Конституции, так как СССР все больше обретал черты конфедеративного государства. В связи с этим был разработан про­ект нового союзного договора, который предусматривал сохранение СССР на конфедеративных началах. Принять этот договор не удалось. Однако и после августа 1991 г. процесс реорганизации союзного государства не прекращался. В декабре 1991 г. на V съезде народных депутатов СССР в действующую союзную Конституцию были внесены изменения, опреде­ляющие принципы конфедеративного устройства Союза. Эти изменения по сути предопределили судьбу Конституции СССР, которая фактичес­ки прекратила свое действие как конституция федеративного государ­ства.

8 декабря 1991 г. было заключено Соглашение трех бывших союзных республик (России, Украины и Белоруссии) о создании Содружества Независимых Государств. С этого момента Конституция СССР полнос­тью прекратила свое действие. (Это было фактическое прекращение, а не юридическое, так как не был принят какой-либо правовой акт о пре­кращении действия этой Конституции.)

Третий этап (декабрь 1991 г. — сентябрь 1993 г.). Несмотря на прекра­щение действия Конституции СССР, Конституция РСФСР 1978 г. про­должала свое действие. На этом этапе встала задача формирования новой российской государственности как абсолютно независимого субъекта международного права. Россия становилась правопреемницей СССР. В Конституцию 1978 г. были включены новые положения о развитии су­дебной власти в соответствии с принципом разделения властей. Были 54

образованы Конституционный; СуаРоссийской Федерации, система ар­битражных судов, а также была введена процедура присяжных заседате­лей для судов обшей юрисдикции. РСФСР была переименована в Рос­сийскую Федерацию, приняты новый Герб, Гимн и Флаг Российской Федерации. Всего в Конституцию было внесено более 100 новых статей и поправок. Стало очевидным, что от прежней Конституции почти ничего не осталось, а значит, принятие новой Конституции становилось требо­ванием времени. С апреля 1993 г. началась разработка проектов новой Конституции Российской Федерации. По поручению Президента Кон­ституционная Комиссия съезда народных депутатов России разработала официальный проект новой Конституции. Однако у Президента он выз­вал возражения, так как проект предполагал установление в Российс­кой Федерации республиканской формы правления парламентского типа. Кроме того, группой депутатов съезда был разработан неофициальный проект новой Конституции, который носил просоветский характер. В этих условиях Президентом было сформировано Конституционное Совеща­ние для создания альтернативного проекта Конституции. В представлен­ных проектах проявились противоречия между исполнительной и зако­нодательной властью, что стало причиной конституционного кризиса, который достиг своего апогея в середине сентября 1993 г.

Четвертый этап (сентябрь — декабрь 1993 г.). На основании Указа Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 г. № 1400 (с изм. от 24 декабря 1993 г.) начался процесс формирования новых органов государственной власти. В соответствии с этим Указом было отменено действие целого ряда кон­ституционных норм, объявлено о роспуске и упразднении съезда Сове­тов, дано указание о разработке нового проекта Конституции РФ и оп­ределена дата проведения референдума о принятии Конституции РФ. Согласованный проект Конституции был разработан на Конституцион­ном Совещании, в котором участвовали лидеры крупных партий и дви­жений, а также представители всех субъектов Российской Федерации. Этот проект Конституции был вынесен на всенародное голосование 12 декабря 1993 г. и принят большинством голосов участвовавших в рефе­рендуме граждан.

С теоретической точки зрения можно спорить о легитимности Указа Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» и о правомерности действий соответствующих государствен­ных органов в период сентября — октября 1993 г., но с практической точки зрения эти споры лишены всякого смысла, так как Конституция РФ 1993 г. узаконила факт создания новых властных структур, юриди­чески закрепила форму государственного правления, основы государ­ственного устройства и форму политического режима в Российской Фе­дерации. Мы должны исходить из того, что Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г., является действующим Основным Законом государ­ства и выполнение конституционных норм есть главная обязанность всех граждан и органов государственной власти.

$3

3. Характеристика и структура Конституции Российской Феде­рации. Принятие новой Конституции Российской Федерации было пре­допределено логикой развития общественно-политической ситуации в России в последние годы. При разработке проекта новой Конституции РФ предполагалось, что она будет иметь характер Основного Закона го­сударства переходного периода от тоталитаризма к правовому государ­ству. Поэтому, хотя правовое государство в России еще не создано, ст. 1 Конституции РФ провозглашает Россию демократическим правовым го­сударством. Данное положение носит не просто программный (перспек­тивный) характер, но задаст параметры дальнейшего развития всей со­вокупности общественных отношений в России.

В связи с этим гл. 1 Конституции РФ 1993 г. называется «Основы кон­ституционного строя».

Конституционный строй — это система господствующих в обществе и закрепленных в Основном Законе государства экономических, право­вых и политических отношений, характеризующих принципы организа­ции и деятельности государственной власти, устанавливающая основ­ные права и свободы граждан как высшую ценность.

Принципы конституционного строя Российской Федерации означают:

1. Принцип демократизма: любое государство, стремящееся стать пра­вовым, непременно должно иметь демократический характер (ст.1 Кон­ституции РФ).

2. Принцип приоритета прав и свобод гражданина: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», и государство обязано призна­вать, соблюдать и защищать эти ценности (ст.2 Конституции РФ).

3. Принцип народовластия: «единственным источником власти в Рос­сийской Федерации является ее многонациональный народ» (ст.З Кон­ституции РФ). В силу этого принципа обеспечивается, во-первых, наро­довластие как основное выражение государственной власти в целом, во-вторых, суверенитет Российского государства как юридическое выраже­ние народного суверенитета.

4. Принцип федерализма: целостность и неприкосновенность террито­рии России не может быть поставлена под сомнение в связи с ее федера­тивным устройством (ст.4 Конституции РФ). Согласно этому принципу все законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ст.5 Конституции РФ). Прин­цип федерализма также означает, что лица, имеющие российское граж­данство, пользуются одинаковыми правами и имеют равный объем обя­занностей независимо от территории проживания, национальной при­надлежности и вероисповедания (ст.6 Конституции РФ).

5. Принцип закрепления Российской Федерации в качестве социального государства: основным направлением деятельности государства должно быть создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7 Конституции РФ).

6. Принцип единства экономического пространства устанавливает еди­ное экономическое пространство на всей территории Российской Феде­рации, разрешает свободное перемещение товаров и финансовых средств

в пределах государственных границ России. Этот принцип также провоз­глашает множественность форм собственности при их равной юридичес­кой защите (ст.8 Конституции РФ). Одним из отражений этого принципа является признание права частной собственности, в том числе и на зем­лю (ст.9 Конституции РФ).

7. Принцип разделения государственной власти: в Российской Федера­ции существует три ветви государственной власти (законодательная, ис­полнительная и судебная), которые выполняют свои функции самостоя­тельно соответствующими органами государственной власти: Федераль­ным Собранием, Правительством, Конституционным, Верховным и Выс­шим Арбитражным судами (ст. 10 и 11 Конституции РФ). При этом закреп­ляется наличие президентской власти. Являясь главой государства, Прези­дент Российской Федерации обеспечивает согласованное функциониро­вание и взаимодействие органов государственной власти (ст.80 Конститу­ции РФ). Согласно данному принципу гарантируется и признается само­стоятельность местного самоуправления, органы которых не входят в си­стему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ).

8. Принцип политического и идеологического многообразия: в Россий­ской Федерации разрешены создание и деятельность любых обществен­ных объединений, кроме запрещенных законом. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной (ст. 13 Конституции РФ).

9. Принцип закрепления Российской Федерации в качестве светского го­сударства провозглашает свободу совести и вероисповеданий, запреща­ет устанавливать или навязывать населению какие-либо религиозные вероучения в качестве официальной государственной религии (ст. 14 Конституции РФ). Согласно этому принципу государство не должно вме­шиваться в деятельность законных религиозных объединений и не может поручать им выполнение каких-либо государственных функций.

Конституция Российской Федерации 1993 г. широко определяет пра­вовой статус человека и гражданина. Этому посвящена гл. 2 Конституции РФ (ст. 17-64). Поскольку соблюдение и зашита прав и свобод человека является одним из основных принципов правового государства, данная глава Конституции РФ занимает центральное место и по сути включает в себя Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую Вер­ховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 г., которая пол­ностью соответствует всем международным актам о защите прав и сво­бод человека.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. прежде всего закрепля­ются личные права и свободы граждан: право на жизнь (ст.20); право на личную неприкосновенность (ст.22); право на личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст.23); неприкосновенность жилища (ст.25); право свободного выбора места жительства, пользования родным языком (ст.26, 27). Конституция Российской Федерации также закрепляет право граждан на судебную защиту; получение квалифицированной юри­дической помощи, пользование помощью адвоката (ст.45-48).

В Конституции Российской Федерации существенно расширены га-

рантии зашиты фаждан от судебного произвола. Ст. 49 Конституции за­крепляет принцип презумпции невиновности, согласно которому любое лицо считается невиновным в совершении преступления до тех пор, пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Ст. 21 Конституции запрещает применение пыток, на­силия и жестокого или унижающего человеческое достоинство обраще­ния.

Конституция Российской Федерации содержит важные процессуаль­ные нормы, касающиеся уголовного и гражданского законодательства (ст. 50-54).

Во второй главе Конституции Российской Федерации также закреп­ляются необходимые политические права и свободы граждан: свобода сло­ва, печати, собраний, митингов, демонстраций (ст.28—30); избиратель­ные права (ст.32, 60).

Экономические права и свободы граждан закреплены в ст.34—35 Кон­ституции Российской Федерации. В этих статьях провозглашаются юри­дические гарантии свободы не запрещенной законом экономической деятельности, предпринимательства и добросовестной конкуренции. В ст.35 Конституции провозглашается право частной собственности на имуще­ство, которого никто не может быть лишен, иначе как по решению суда. Ст. 36 Конституции конкретизирует ст.9, закрепляя право частной соб­ственности на землю и природные ресурсы. Свободное распоряжение способностью к труду, гарантии юридической защиты трудовых прав граж­дан содержатся в ст.37 Конституции РФ.

Важное место в Конституции Российской Федерации занимают со­циальные права граждан. В Конституции каждому гарантируется социаль­ное обеспечение по возрасту, инвалидности и в иных случаях (ст.39); защита государством материнства и детства (ст.38); право каждого чело­века на жилище (ст.40); право на бесплатную медицинскую помощь за счет средств страховых взносов (ст.41); право на бесплатное общее и сред­нее профессиональное образование, а также право получения высшего образования на конкурсной основе (ст.43); право на проживание в бла­гоприятной для здоровья экологически чистой окружающей среде (ст.42); и другие права.

Важным положением в Конституции РФ является разрешение граж­данам защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещен­ными законом. Граждане для защиты своих прав могут обращаться в суд, использовать средства массовой информации, создавать комитеты (об­щественные объединения) в свою защиту и даже могут использовать право необходимой обороны, если их жизнь и здоровье подвергаются непос­редственной опасности. Государство в свою очередь в соответствии со ст. 61-63 Конституции'РФ гарантирует гражданам Российской Федера­ции защиту и покровительство как на своей территории, так и за ее пределами. При этом наличие двойного гражданства (ст.62 Конституции РФ) у гражданина Российской Федерации не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского граж­данства.

Главной обязанностью граждан Российской Федерации является со­блюдение законов и норм, закрепленных во всех отраслях права. К числу конституционных обязанностей граждан также относятся: своевремен­ная уплата законно установленных налогов и сборов (ст.57 Конституции РФ); обязанность сохранять природу и окружающую среду (ст.58); обя­занность защищать Отечество (ст.59); обязанность родителей заботиться о детях, а равно обязанность совершеннолетних детей заботиться о не­трудоспособных родителях (ст.38); и ряд других обязанностей. Устанавли­вая для граждан обязанность защиты Отечества, ст. 59 Конституции пре­доставляет право замены несения военной службы на альтернативную гражданскую службу.

Во второй главе Конституции Российской Федерации содержится перечень условий, при которых в соответствии с федеральным консти­туционным законом могут устанавливаться ограничения прав и свобод граж­дан (ст.55). Ст. 56 Конституции РФ разъясняет, в каких целях на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных областях может вводиться чрезвычайное положение, а также содержит перечень прав и свобод, которые не подлежат ограничению в условиях чрезвычайного положения.

В целом вторая глава Конституции Российской Федерации не дает исчерпывающего перечня прав и свобод граждан. Однако отсутствие в Конституции Российской Федерации тех или иных общепризнанных в международных пактах и договорах прав и свобод не умаляет и не отри­цает их. Тем более, что в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Россий­ской Федерации, если международным' договором Российской Федера­ции установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то приме­няются правила международного договора.

Конституция Российской Федерации 1993 г. состоит из двух разделов.

В первом разделе кроме рассмотренных глав содержатся главы, по­священные федеративному устройству России (гл.З); Президенту Рос­сийской Федерации (гл.4); Федеральному Собранию РФ (гл.5); Прави­тельству'Российской Федерации (гл.6); Судебной власти и судебной си­стеме РФ (гл.7); местному самоуправлению в Российской Федерации (гл.8).

Гл. 1 и 2 Конституции Российской Федерации имеют определяющее значение для нормального функционирования государства и обеспече­ния его стабильности. Именно поэтому для пересмотра положений этих глав разработан особый порядок, предусмотренный в ст. 135 гл. 9 Консти­туции РФ. А именно: если за внесение изменений в указанные главы проголосует не менее трех пятых голосов от общего числа депутатов Го­сударственной Думы и членов Совета Федерации, то в соответствии с федеральным конституционным законом будет созвано Конституцион­ное Собрание. Затем, если Конституционное Собрание двумя третями голосов выскажется за внесение изменений в первую и вторую главы Конституции РФ, то эти поправки выносятся на всенародное голосова­ние. И лишь когда за изменения и поправки к указанным главам прого­лосует более половины избирателей, принявших участие в голосовании (при условии, что в голосовании приняло участие более половины изби-

ратслей), тогда поправки будут считаться принятыми. Аналогичным об­разом могут вноситься поправки в гл. 9 Конституции Российской Феде­рации. Для разработки и принятия проекта повой Конституции предус­мотрен такой же порядок. В отношении других глав Конституции Россий­ской Федерации предусмотрен и*юй порядок пересмотра содержащихся в них положений (ст. 136 Конституций РФ).

Второй раздел Конституции Российской Федерации содержит зак­лючительные и переходные положения. Эти положения содержат прави­ла о порядке и сроках замены действовавших конституционных институ­тов и органов государственной власти па другие, в соответствии с требо­ваниями Конституции РФ. Необходимость переходных положений сле­дует из того, что Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. предусматривает коренную ломку существовавших до ее принятия общест­венных отношений. Процесс этот требует времени и сопряжен с измене­ниями общественного сознания. Поэтому переходные положения пре­дусматривают период, когда нормативно-правовые акты, принятые до вступления в силу Конституции РФ 1993 г., будут обладать юридической силой и применяться в той части, которая не противоречит Конститу­ции Российской Федерации.

Литература

Коваленко А.И. Конституционное право Российской Федерации. М.: Артапия, 1995.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник. М.: Юрист, 1997.

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосо­ванием 12 декабря 1993 г. М.: Юридическая литература, 1994.

Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Под ред. В. А. Чеквсрнина. М., 1997.

Основы государства и права. Учеб. пособ. / Под ред. О.Е. Кутафина. М.: Юрист, 1997.

Основы конституционного права. Учебник / Под ред. В.Е.Чиркина. М.: Юрист, 1996.

ТемаЗ

Административное право Российской Федерации




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 2243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.