КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 6 Основные понятия административного права
/. Понятие административного права, его предмет, источники, субъекты и принципы. Система административного права. 2. Характеристика административных правоотношений. Виды административно-правовых норм и их особенности. 3. Понятие административной ответственности и виды административных взысканий. 1. Административное право — это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием системы государственного управления. Слово «администрация» в переводе с латинского означает «управление», поэтому административное право называют управленческим. В широком смысле государственное управление близко к понятию исполнительной власти, хотя в более узком (строгом) смысле правительство является высшим органом государственного управления (см. лекцию I). Органы государственного управления характеризуются тремя основными признаками:. 1) наличием управленческого (административного) аппарата; 2) исполнительно-распорядительной деятельностью этого аппарата; 3) используемой при этом властью. Роль органов государственного управления заключается в том, чтобы обеспечивать согласованные действия людей в ходе их совместной рабо/ ты, направлять их действия на решение общих задач. Это касается функционирования как одного предприятия (учреждения), так и жизыа общества в целом. Функции органов государственного управления: 1) управление различными сферами экономики; 2) выполнение задач по социокультурному строительству; 3) обеспечение общественного порядка и государственной безопасности; 4) реализация внешней политики государства, развитие экономических и иных связей с другими странами. Предмет административного права: 1) отношения, возникающие в связи с функционированием систе- мы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации; 2) отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов государственного и муниципального управления; 3) отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественных объединений, коммерческих структур и т. д.). Источники административного права: 1. Конституция Российской Федерации. 2. Федеральные конституционные законы (в п. 2 ст. 114 Конституции РФ записано: «Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом»). 3. Федеральные законы, содержащие нормы административного права. 4. Указы Президента РФ, относящиеся к предмету административно-правового регулирования. 5. Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственного управления. 6. Кодифицированные акты (Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. (с изм. от 25 июня 1998 г.) — КоАП). 7. Приказы и постановления министерств и ведомств. 8. Законы, принимаемые представительными органами власти субъектов Российской Федерации. 9. Распоряжения и постановления органов местного самоуправления (т. е. городских и районных администраций). 10. Приказы руководителей государственных и негосударственных предприятий (учреждений). 11. Распоряжения в устной или письменной форме (чаще в устной) руководителей подразделений предприятия (учреждения). Субъекты административного права: 1. Федеральные органы исполнительной власти. 2. Органы местного самоуправления. 3. Предприятия и учреждения (государственные и негосударственные). 4. Общественные объединения (организации). 5. Государственные служащие (должностные лица). 6. Граждане. Принципы административного управления: 1. Принцип подчиненности и соответствующей подотчетности нижестоящих органов управления вышестоящим. 2. Принцип участия населения в управлении. Граждане участвуют в управлении государством через свободные демократические выборы своих представителей в органы власти. Участие граждан в управлении может осуществляться через общественные организации, трудовые коллективы, митинги, забастовки и другие массовые мероприятия, не запрещенные законом. 3. Принцип законности в управлении. Вся исполнительно-распорядительная деятельность административных органов власти должна осуществляться на основе закона и во имя исполнения закона. 4. Принцип федерализма проявляется во взаимоотношениях между цеп-тральными и региональными органами управления, которые должны работать в единой системе законодательства. Система административного права. Административное право делится на общую и особенную части. Общую часть административного права составляют нормы, регулирующие: 1) административно-правовой статус граждан (статус — это наличие определенных прав и обязанностей); 2) правовые основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления); 3) административно-правовой статус негосударственных организаций; 4) порядок применения норм административного права (какие государственные органы или должностные лица могут применять нормы административного права, какова компетенция этих органов и т. д.). Особенная часть административного права состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер управления. Особенную часть административного права составляют нормы, регулирующие: 1) обеспечение безопасности граждан, общества и государства (эти нормы в основном составляют содержание Кодекса об административных правонарушениях); 2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации (эти нормы в основном содержатся во внутриведомственных инструкциях и других подзаконных актах); 3) социально-культурную и благотворительную деятельность (это нормы, регулирующие деятельность отделов социального обеспечения, комитетов защиты малоимущих граждан, фондов помощи пострадавшим от стихийных бедствий и т. д.); 4) деятельность государственной администрации по организации и I осуществлению политических, экономических, культурных и иных связей с другими странами. 2. Административно-правовые отношения характеризуются тем, что в обязательном порядке одной стороной этих отношений выступает орган (субъект) исполнительной власти, который в соответствии с возложенными на него задачами реализует свои властные полномочия. Наличие властных полномочий (т. е. обладание исполнительно-распорядительными функциями) у одной из сторон является необходимым условием возникновения административных отношений. Особенности административно-правовых отношений: 1. Административные отношения не могут возникать между гражданами, если хотя бы один из них не наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом согласие другой стороны не обязательно, т. е. сторона, к которой предъявлено требование субъекта исполнительной власти, обязана выполнить это требование независимо от своего желания. Поэтому административные отношения называют власте- отношениями. Эта особенность определена внешними приоритетами государственно-управленческой деятельности и в конечном счете является главным условием функционирования всего административно-государственного аппарата. Если на каком-то этапе управления принцип «власть — подчинение» не срабатывает, значит, вся система государственного управления дает сбой, и встает вопрос о замене вышедшего из подчинения звена административной цепочки. 2. Неравенство сторон, так как управление всегда предполагает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле. Сторона, обладающая властными полномочиями, имеет доминирующее положение по отношению к другой стороне, не имеющей таких полномочий и находящейся в подчинении у первой. 3. Для возникновения административных отношений достаточно воли одной из сторон (а именно: стороны, которая обладает властными полномочиями по отношению к другой). Это резко выделяет административные отношения из всех других правоотношений, которые, как правило, возникают по взаимному согласию сторон. 4. Административные отношения по своей сути являются организационными, т. е. направлены прежде всего на организацию процесса правоис-полиения. В функциональном смысле это регулирующее воздействие на поведение всех, кто связан со сферой государственного управления. 5. Возникающие в административно-правовых отношениях споры, как правило, разрешаются во внесудебном порядке в отличие от споров, возникающих в гражданско-правовых, трудовых или семейных правоотношениях. Существует особый административный порядок обжалования действий должностных лиц, ущемляющих права граждан, хотя в последнее время наблюдается тенденция расширения круга административно-правовых споров, разрешаемых судом. 6. Если одна из сторон нарушит требование административной нормы, нанеся при этом ущерб другой стороне правоотношений, нарушитель будет нести ответственность не перед другой стороной, а непосредственно перед государством. Таким образом, под административно-правовыми отношениями понимаются управленческие отношения, в которых стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей. Государственное управление, в сфере которого складываются административно-правовые отношения, в конечном счете сводится к осуществлению функций, направленных на организацию совместной деятельности людей. Виды административных отношений многообразны. В зависимости от особенностей участников этих отношений выделяют отношения соподчиненных субъектов и отношения несоподчиненных субъектов. К несоподчиненному виду административных связей относится взаимодействие двух и более равнозначных и не находящихся в подчинении друг к другу субъектов исполнительной власти (например, взаимоотношения между министерствами).
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |