Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кибернетические и специфические принципы управления




Понятие и содержание менеджмента

МЕНЕДЖМЕНТА

Тема 1. СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И ИНФРАСТРУКТУРА

ВВЕДЕНИЕ

СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

 

Конспект лекций

 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

Тема 1. Сущность, принципы и инфраструктура менеджмента 4

Тема 2. Целенаправленность управления и стратегический менеджмент 25

Тема 4. Моделирование ситуаций и разработка управленческих решений 42

Тема 6. Связи с общественностью как способ гармонизации отношений

организации и социума 53

Тема 11. Управление организацией в многонациональной среде 67

Словарь терминов 90

Литература 96

Контрольные вопросы по темам 100


Менеджмент – это наука устоявшаяся, имеющая свои законы, принципы, функции, формы и методы изучения предмета исследования – управленческой деятельности. Последние два столетия в России содержание и закономерности функционирования менеджмента изменились. Поэтому для специалистов управлению стало актуальным изучение особенностей современного менеджмента, основанного на принципах рыночного ведения хозяйства. Основными учебниками можно назвать: М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури «Основы менеджмента», О.С. Виханский, А.И. Наумов «Менеджмент» и В.Р. Веснин «Основы менеджмента».

С незнакомыми терминами, используемыми в тексте лекций, можно ознакомиться в словаре терминов.


 

 

 

Управление организацией предстает в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по установлению целей, а также по формированию и использованию ресурсов организации для решения стоящих перед ней задач. Менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации по достижению конечных целевых показателей, а включает в себя только те действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением к осуществлению производственных и других видов деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности и т.п.

Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно целенаправленную и производительную группу (Питер Друкер).

Управление есть перевод системы в новое состояние путем воздействия на ее переменные (Стаффорд Бир).

Понятия «управление» и «менеджмент» не однозначны.

Менеджмент – это интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими через постановку целей и разработку способов их достижения.

Менеджмент – это группа лиц, осуществляющих в рамках организации управленческие функции – планирование, организацию, регулирование, мотивирование и контроль деятельности, направленной на достижение целей организации.

Менеджмент представляет собой совокупность научных знаний и практического опыта руководства организацией. Менеджмент как наука имеет свои законы и закономерности, предмет и методы его изучения, формы и принципы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.

Менеджмент имеет место тогда, когда хозяйствующий субъект полностью свободен, функционирует в условиях рынка и ориентируется на его нужды и потребности, независимо от того, ставит ли он своей непосредственной целью получение прибыли или нет.

Отличие управления и менеджмента заключается в том, что:

1) управление реализуется во многих системах (биологических, математических, социальных), менеджмент – исключительно в социально-экономических и производственно-хозяйственных системах;

2) управление протекает на всех уровнях экономики страны, а менеджмент – только на низовом уровне конкретных организаций, учреждений, предприятий;

3) менеджмент более характерен для рыночной экономики.Менеджмент в большей мере реализуется в условиях высокой неопределенности, ему присущи инновации,

повышенная степень риска.

Целями менеджмента являются:

• обеспечение выполнения организацией ее основного предназначения;

• проектирование и установление взаимодействия между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации;

• разработка стратегии поведения организации в изменяющемся окружении;

• обеспечение служения организации интересам тех лиц и учреждений, которые контролируют ее;

• выполнение функции основного информационного звена связи организации с окружением;

• формальная ответственность за результаты деятельности организации;

• официальное представление организации в церемониальных мероприятиях.

Для эффективного функционирования менеджмента должна быть создана организация, в которой осуществляется деятельность менеджеров. Из всего многообразия определения понятия «организация» можно выделить следующие:

1) процесс, посредством которого создается и сохраняется структура управляемой или управляющей системы;

2) совокупность взаимоотношений, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместного труда;

3) группа людей с общими целями.

Чтобы считаться организацией, трудовое формирование должно отвечать следующим требованиям:

• наличие не менее двух людей, которые считают себя частью этой группы;

• существование по крайней мере одной общей цели;

• наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели. Можно обозначить следующие общие характеристики организации: наличие ресурсов, разделение труда (горизонтальное и вертикальное), зависимость от внешней среды, наличие подразделений, необходимость управления.

Под внутренней средой организации понимают ситуационные факторы внутри организации. Так как организации представляют собой созданные людьми системы, то их внутренние факторы в основном являются результатом управленческих решений. По сути, это хозяйственный организм организации, ее структура.

Все составляющие организации М.Х. Мескон объединил в пять внутренних переменных: цели, структура, задачи, технология и люди.

Цели являются основополагающим моментом в организации. Люди для того и объединяются в организации, чтобы реализовать свои цели, мечты. Задача управления состоит в том, чтобы увязать индивидуальные цели сотрудников с общей целью организации и обеспечить их комплексное выполнение. Основу структуры составляет совокупность обособленных видов деятельности, направленных на достижение тех или иных целей организации. Перед каждым подразделением ставятся задачи. Задача, в свою очередь, – это совокупность рабочих функций, действий, которые должны быть осуществлены в определенной форме в рамках ограниченного периода времени. Форма реализации задач представляет собой технологию – сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации и людях.

Постановку целей, формирование структуры, уровень новизны технологии, скорость реализации задач осуществляют люди. Любой сотрудник в организации обладает своим потенциалом, характером, способностями. Люди объединяют все внутренние переменные организации и являются центральным, ведущим фактором любой модели управления. Изменение одного из названных элементов обязательно изменяет другие элементы. От того, насколько умело руководитель соединит все внутренние переменные организации, зависит результативность ее функционирования.

Внешняя среда организации. Ни одна организация не может функционировать изолированно, вне зависимости от внешних ориентиров. Внешняя среда – это условия и факторы, возникающие за рамками организации независимо от ее деятельности, так или иначе воздействующие на нее. Все факторы внешней среды можно объединить в две группы:

1) факторы прямого воздействия – это факторы, которые напрямую, сразу оказывают воздействие на организацию, это микроокружение. Например, клиенты, поставщики, партнеры, акционеры, конкуренты, профсоюзы;

2) факторы косвенного воздействия – это факторы, которые оказывают опосредованное воздействие на организацию, через другие факторы и с течением времени, это макроокружение. Пример: общество, банки, политика, технология (внешняя), нормы общественной жизни, рынок рабочей силы.

Следует помнить, что одни и те же факторы для одних организаций являются прямыми, для других – косвенными и даже для одной и той же организации в одно время – прямыми, в другое – косвенными. М.Х. Мескон внешнюю среду характеризует как:

• Подвижную. Под подвижностью понимается скорость изменения в окружении организации.

• Сложную. Сложность характеризуется количеством факторов, на которые организация вынуждена реагировать, и уровень вариантности каждого фактора.

• Неопределенную. Функция количества информации, которой располагает организация относительно определенного фактора во внешней среде, и степень уверенности в этой информации называется неопределенностью внешней среды.

• Отличающуюся взаимосвязанностью факторов. Здесь оценивается степень воздействия одного фактора на другие.

Модель организации как открытой системы, взаимодействующей с внешней средой представлена на рис. 1.1.

На входе организация получает от окружающей среды информацию, капитал, трудовые ресурсы и материалы. В процессе преобразования организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Если организация управления эффективна, то появляются дополнительные выходы – прибыль, увеличение доли рынка, объемов продаж, реализация социальной ответственности, удовлетворение работников, рост организации и т.п.

 

Рис. 1.1 - Организация как открытая система

 

Любая организация представляет собой единство двух подсистем управления – управляемой (объект управления) и управляющей (субъект управления). Взаимоотношения между управляющей и управляемой системами – это отношения между людьми. Объект управления – это часть организации или организация в целом, на которую направлено управляющее воздействие. Субъект управления – это лицо или орган, осуществляющий управленческое воздействие, направитель управленческой деятельности. Сигнал, направленный от органа управления на объект управления и влияющий на выходную величину системы, называется управляющим воздействием.

Чтобы взаимодействие между субъектом и объектом управления было эффективным, необходимо выполнение ряда условий, а именно, они должны:

• соответствовать друг друга по размерам, сложности, структуре, иначе они не смогут понять друг друга в процессе работы, реализовать свои потенциальные возможности;

• обладать относительной самостоятельностью;

• осуществлять между собой двустороннее взаимодействие, основанное на принципах обратной связи;

• быть заинтересованы в четком взаимодействии.

Система управления – это взаимосвязанное единство субъекта и объекта управления, представленное в определенных организационных моделях. Это тоже система, которая состоит из таких элементов, как вход, процесс, выход, и совокупности взаимосвязанных звеньев – структуры управления и принципов и методов управления.

Системы управления могут быть трех видов:

1) разомкнутые – это системы, которые используют в управленческом воздействии только информацию о входе;

2) замкнутые – это системы, в которых управленческое воздействие основывается на информации о выходе, значении управляемых величин;

3) комбинированные – совмещают принцип разомкнутой и замкнутой систем.

Определенная последовательность выполнения и повторяемость одних и тех же видов работ по управлению каким-либо объектом называется циклом управления.

Управленческий труд – это вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности как отдельных участников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом.

Сложность управленческого труда обусловлена следующими факторами:

• масштабом, количеством и структурой решаемых проблем, связей между ними, разнообразием применяемых методов, организационных принципов;

• степенью новизны принимаемых решений, объемом требуемых изменений в состоянии объекта управления, поиском нетрадиционных подходов к ним;

• степенью оперативности, самостоятельности, ответственности, рискованности принимаемых решений.

Специфическими особенностями управленческого труда являются: умственный труд работников, косвенное, опосредованное участие в создании материальных благ, предметом труда является информация, средством – организационная и вычислительная техника, результатом труда – управленческое действие и, конкретно, – управленческое решение.

Управленческий труд существует в трех основных формах:

1) эвристический, который сводится к совокупности действий по анализу и изучению проблем организации и разработке различных вариантов решений, в основном стратегического характера;

2) административный – предполагает текущую координацию и оценку деятельности подчиненных;

3) оперативный – направлен на техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией.

В результате увеличения объемов и сложности управленческого труда возникла необходимость объективного его разделения, главной целью которого является специализация работников на выполнении отдельных видов работ, операций и процедур. Разделение управленческого труда может быть горизонтальным и вертикальным.

Горизонтальное разделение труда – это качественная и количественная дифференциация и специализация трудовой деятельности, расчленение общего производственного процесса на частное, непрерывное обособление различных видов труда со специализацией производства и исполнителей. Например, специализация труда начальников различных отделов – планового, экономического, маркетингового и т.д.

Вертикальное разделение труда – это разделение управленческого труда по уровням иерархии управления. Отдельным руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые в свою очередь координируют работу менеджеров более низкого уровня, и т.д. до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала – людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное развертывание разделения труда и образует уровни управления.

Высший уровень управления организацией может быть представлен председателем совета директоров, президентом, вице-президентом, правлением. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, вырабатывает политику организации и способствует ее практической реализации. Руководство среднего уровня управления обеспечивают реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение. Низовой уровень управления представлен младшими начальниками. Это руководители, находящиеся непосредственно над рабочими и другими работниками. Это могут быть мастера, бригадиры, контролеры и другие администраторы, ответственные за доведение конкретных заданий до непосредственных исполнителей.

 

 

Менеджеры организации осуществляют управление на основе исходных положений и правил, которыми и являются принципы. Принципы рисуют «линию» поведения руководителя любого уровня. Принципы управления можно определить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей при выполнении ими функций управления.

Принципы управления вырабатываются теорией и практикой, вбирая в себя достижения различных социально-экономических и точных наук. Знание и владение принципами управления предоставляет возможность решать множество проблем при формировании методического аппарата для конструирования системы управления. Данный подход, тем не менее, позволяет учитывать специфику конкретных организаций, особенности различных структурных подразделений на разных уровнях управления в условиях высокой технической оснащенности.

Принципами становятся закономерности, повторяемые в большом количестве положительных результатов решения управленческих задач.

Все принципы менеджмента целесообразно сгруппировать в две группы – общие (кибернетические) и частные.

Кибернетические принципы взаимосвязаны и отражают целостность системы принципов в единстве их проявления в любой системе управления.

Общие принципы включают в себя:

• принцип преобразования информации;

• целенаправленность в управлении;

• принцип обратной связи;

• закон необходимого разнообразия (закон Эшби);

• принцип внешнего дополнения;

• принцип иерархичности и адаптивности. Принцип преобразования информации. В основе управленческого труда лежит информационная природа.

Весь процесс управления заключается в сборе информации, ее переработке и оказании управленческого воздействия в виде распоряжения, приказа, заданий на объект управления в качестве вторичной информации. Управление – это переработка информации, получаемой на входе в субъект управления, в информацию, получаемую из него на выходе.

Целенаправленность в управлении. Каждая производственно-хозяйственная система как совокупность производства и управления создается для достижения определенных целей. Управление предприятием способствует достижению поставленных перед организацией целей. Состав и структуру любой системы можно определить только после установки целей и определения процессов и средств, необходимых для достижения целей.

Принцип обратной связи. Управленческое воздействие на объект управления считается эффективным в том случае, если в системе существует обратная связь. В сущности, это сигналы, выражающие реакцию объекта управления на управляющее воздействие.

Обратная связь выполняет контролирующую, регулирующую и защитную функции. Обратная связь должна быть непременным атрибутом системы управления, так как через нее идет информирование управляющей подсистемы о результатах функционирования объекта управления, об эффективности управляющих воздействий, о характере и размере отклонений от планового состояния. Этот механизм имеет возможность корректировать направление и характер управленческого воздействия. В процессе обратной связи в субъекте управления происходит накопление опыта теории управления, что обеспечивает эффективность процессу управления, делает его гибким, адаптивным.

Закон необходимого разнообразия (закон Эшби). Этот закон заключается в том, что системы управления должны обладать необходимым разнообразием в соответствии с потребностями управляемой системы. То есть субъект управления должен быть не менее разнообразен, чем объект управления. В данном случае разнообразие – это возможные варианты структуры, связей, поведения системы, складывающиеся в процессе ее внутреннего развития и изменения воздействия окружающей среды.

Закон необходимого разнообразия сформулировал У.Р. Эшби, поэтому этот закон еще часто называют законом Эшби.

Исходя из закона Эшби, сложные, большие производственно-хозяйственные системы должны иметь не менее сложный аппарат управления, иначе управляющая подсистема не будет соответствовать организации (объекту управления), отвечать ее потребностям, стимулировать развитие. В свою очередь, в некрупных организациях орган управления должен быть небольшим, так как аппарат управления, превышающий потребности системы, будет для нее неэффективным, дорогостоящим.

Принцип внешнего дополнения. Принцип внешнего дополнения появился одновременно с развитием кибернетики, математического моделирования. Практическая апробация теоретических математических моделей поведения и деятельности систем, процессов, производственно-хозяйственных организаций показала, что в реальности они могут давать сбои. Возникшие проблемы требуют стороннего вмешательства. Принцип гласит о том, что протекание сложных и очень сложных процессов невозможно смоделировать, исключая внешние дополнения, которые не должны быть составной частью самой модели, но должны оказывать положительное воздействие на систему. Целью данных внешних дополнений является корректировка математической модели. Примерами внешних дополнений могут быть конкурентная борьба, формирование запасов, отбор персонала при приеме на работу.

Принцип иерархичности и адаптивности. Принцип иерархичности заключается в создании многоступенчатой структуры управления, которая состоит из нижнего уровня управления и органов руководства.

Нижний уровень (первичные звенья) управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Те, в свою очередь, подчиняются и контролируются органами следующего уровня. Цели и задачи перед низшим уровнем устанавливаются органами более высокого по иерархии органа управления.

Принцип адаптивности заключается в том, что при изменении отдельных элементов микро- и макросреды предприятия система управления должна продолжать функционировать и выполнять поставленные цели.

Способность реагировать на изменения внутренней и внешней среды, приспособление к этим изменениям называется гомеостазом. В связи с этим для проявления и развития принципа адаптивности важное значение приобретает совершенствование коммуникационных связей в организации.

При изменении внутренней или внешней среды предприятия система управления не должна изменяться значительным образом. Устойчивость фирмы определяется, прежде всего, уровнем качества стратегии и способностью управления быстро реагировать на происходящие изменения, приспосабливаемостью системы управления к изменениям во внешней среде.

Процесс менеджмента должен быть не только устойчивым, но и мобильным, изменяться в соответствии с требованиями потребителей продукции и услуг или клиентов.

Специфические принципы управления. В российской теории управления специфические принципы управления сформулировал еще В.И. Ленин. Многие из них имеют силу и в настоящее время, а при смене типа экономики на рыночный значимость их лишь подтвердилась.

Одним из основных специфических принципов менеджмента является принцип научной обоснованности управления. Данный принцип предполагает научное предвидение, планируемые преобразования в организационной, экономической, социальной структуре организации. Смысл данного принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов. Наука должна превратиться высокопроизводительную силу.

Закон обеспечения необходимого числа степеней свободы системы управления. Управляемые системы (регион, предприятия, цехи) обладают исключительным многообразием содержания направлений и условий деятельности. В каждом конкретном случае законы развития производства и управления проявляются различным образом. Система управления должна обеспечить все необходимые степени свободы управляемых систем и процессов. Для этого она должна быть не только достаточно гибкой, обладать необходимыми внутренними ресурсами, но и определенной устойчивостью и жесткостью.

Обеспечение необходимого числа степеней свободы достигается универсальностью законодательных актов. Число степеней свободы управляющих систем ограничивается рамками принятых в стране законов, нормами исполнительной власти, международными и национальными нормами, обычаями, обыкновениями.

Число степеней свободы управляющей системы всегда должно превосходить число степеней свободы управляемой системы, иначе управляющая система, так или иначе, может стать тормозом в развитии управляемой системы.

Принцип органической целостности объекта и субъекта управления. Управление – это непрерывный процесс воздействия органа управления на объект управления. Эти две подсистемы управления должны представлять собой комплексную, единую систему, имеющую вход, связь с внешней средой и обратную связь.

Значимым принципом управления можно назвать принцип сочетания функциональной специализации и универсализации. Его сущность состоит в том, что к каждому объекту управленческой деятельности есть особенный и индивидуальный подход, соответствующий направленности и особенностям его деятельности. Преподавателями вуза нельзя управлять так же, как рабочими металлургического завода, а сотрудниками крупного магазина, как вокально-инструментальным ансамблем.

Но так как везде в принципе наблюдается управление людьми, то основа у них должна быть общей, единой, универсальной вне зависимости от того, какой категорией людей приходится управлять.

В основе любого управленческого процесса должен лежать принцип последовательности. То есть все планируемые и осуществляемые действия по управлению должны быть расположены во времени и в пространстве в строго определенной последовательности. Недопустимо, например, разработка маркетинговой политики, а затем изучение рынка. Возможно, что последовательность управленческих действий будет повторяться, т.е. находиться в определенной цикличности с некоторыми промежутками времени.

В зарубежной и отечественной теории управления разными авторами приводится более 30 принципов управления. При этом в ходе общественного прогресса отдельные принципы управления, характерные для планового типа экономики, потеряли свою значимость, например принцип демократического централизма. Но сформировались новые принципы управления, адекватные рыночной системе хозяйствования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.