Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Целеполагание в процессе управления




 

Миссия организации конкретизируется в целях всех областей деятельности, от которых зависит ее успех. Менеджмент определяет постановку целей как существенный компонент, играющий серьезную роль в деятельности фирмы, и служит выполнению системы целей. Организация и каждый ее работник должны знать, куда им идти, прежде чем, как туда попасть. Цели, по мере доведения до исполнителей, превращаются в задачи и более конкретизируются и детализируются. Целью может быть приобретение или сохранение каких-либо позиций.

Значение установления целей определяется в концентрации внимания ресурсов и сил на достижение желаемых результатов. Цель определяет структуру фирмы, а также характер внутренних и внешних связей. Цель оказывает помощь в выборе решения в случае наличия альтернатив, противостоять сиюминутным требованиям ситуации и людей.

Наличие целей увеличивает эффективность деятельности. Целеполагание в системе сокращает затраты на управление ею и препятствует ее неэкономическому усложнению.

Цель – это желаемое состояние объекта управления. Целеполагание присуще любой системе. Управление – это деятельность, направленная на достижение поставленных целей. Управление создает условия для этого, координирует и согласует совместную деятельность работников организации.

Цели становятся инструментом управления, когда они:

• определены и сформулированы;

• известны персоналу;

• приняты работниками. С помощью целеполагания менеджмент определяет траекторию дальнейшего развития организации, определяет, когда и чего она должна достигнуть. Наличие цели координирует общие действия через связь отдельных звеньев в единое целое. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие решения руководства.

Цели могут касаться следующих основных моментов:

• организационно-техническое развитие производства (повышение количества и (или) качества товара, увеличение производственных мощностей и т.д.);

• технологическое развитие (модернизация оборудования, изменение технологии производства);

• инновации (разработка инновационных изделий, конкретные сроки и характеристики реализации различных проектов);

• материальные ресурсы (экономия материальных ресурсов);

• производительность (повышение производительности труда работников);

• работа с покупателями (повышение скорости обслуживания клиентов);

• маркетинг, положение на рынке (увеличение доли, занимаемой на рынке);

• социальное развитие коллектива (улучшение условий труда, обучение персонала, стажировки на других предприятиях);

• управление организацией (изменение организационной структуры предприятия);

• финансовые ресурсы (увеличение заемного капитала, выплата дивидендов);

• социальная ответственность (участие предприятия в социальных мероприятиях, благотворительность для детских домов);

• охрана окружающей среды (установка очистительных сооружений);

• прибыль (увеличить рентабельность предприятия в будущем году на 1,5%). Представленный перечень приемлем для коммерческих организаций. Цели некоммерческих организаций разнообразны, вероятно, они будут больше направлены на социальную ответственность, но они также должны определяться. Цели должны быть установлены в любой области, в которой фирма желает работать и контролировать степень их достижения.

Цели обладают следующими свойствами: соподчиненность, развертываемость и соотносительная важность.

Свойство соподчиненности проявляется в обусловливании целей. Следовательно, цели управления формируются сверху вниз, от целей всей системы к отдельным ее элементам.

Цели могут быть охарактеризованы с точки зрения их содержания, объема, времени.

Развертываемость целей объясняется тем, что цели вышестоящего уровня детализируются в целях нижестоящего целями частного характера, задачами. Развертываемость целей может осуществляться по содержанию, времени, уровню. По содержанию, например, цели предприятия развертываются в цели отделов, цехов, подразделений. По времени – из долгосрочных (стратегических) на 5 лет и более в среднесрочные (от 1 до 5 лет) и краткосрочные (до 1 года) или тактические. По уровню разворачиваемость представлена в иерархической структуре целей – в «дереве целей».

Существует два типа формулировки целей: «точечная» и «траекторная». «Траекторная» – это представление целей в качественном виде, когда определена общая траектория развития организации. Примером могут служить повышение качества производимой продукции, расширение доли рынка. «Траекторная» формулировка целей большей частью подходит к стратегическим целям.

«Точечная» формулировка целей трактуется через достижение определенных количественных показателей – нормативов, коэффициентов, процентов. Например, повысить производительность труда на 15%, снизить нормы расходов материалов на 5%, снизить издержки производства на 15 руб./ед. Эти цели в большей степени тактические.

Все множество целей можно классифицировать, как представлено в табл. 2.1.

Таблица 2.1 - Классификация целей

 

Цели могут устанавливаться двумя способами: централизованно и децентрализованно. При централизованном подходе цели определяются верхним уровне управления и спускаются нижестоящим подразделениям. У этого подхода есть свои преимущества и недостатки. Преимуществом служит то, что деятельность всей организации направлена на достижение единой цели. Недостаток – возможное неприятие и отвержение цели низшими подразделениями.

При децентрализованном способе формулирования целей в этом процессе участвуют и нижестоящие уровни. Здесь может быть два варианта построения целей: сверху вниз и снизу вверх. В первом случае каждый из нижестоящих уровней определяет себе цели в соответствии с целями вышестоящего уровня. При втором подходе нижестоящие уровни устанавливают себе цели, а вышестоящие уровни формируют цели уже на основе целей нижестоящего уровня.

Для того, чтобы цели были воплощены в жизнь, необходимо выполнение ими следующих требований: цели должны формироваться из миссии, быть конкретными и измеримыми, гибкими, приемлемы, ориентироваными во времени, рациональными, достижимыми, краткими, множественными, направлены на концентрацию усилий и ресурсов.

Прибыль не может служить миссией предприятия, но существование цели организации – прибыль – вполне объяснимо. Наряду с миссией – удовлетворение каких-либо потребностей клиентов – прибыль может быть определена как цель нижестоящего уровня. Предприятие не может постоянно существовать без прибыли, если оно коммерческое. Прибыль является условием дальнейшего развития и совершенствования организации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 827; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.