КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
Структура и содержание самостоятельной работы студентов Технологии формирования научно-исследовательской деятельности Комбинированные технологии Игровые и имитационные технологии Неигровые технологии, технологии проблемного обучения Традиционные технологии Формы и методы обучения Эффективная реализация обозначенных в программе задач требует особое внимание уделять отработке терминологической базы. Для этого необходимо использовать такие формы работы как коллоквиумы, интенсивные диалоги внутри группы, терминологические диктанты. Введенный в программу реферат дает возможность отрабатывать категориальный аппарат и навык объяснения происходящих процессов в рамках различных научных парадигм. Следует обратить внимание на развитие у студентов навыка использования значительных объемов литературы при работе в жанре реферата. Формы и методы работы: · лекции, · консультации, · семинарские занятия, · лабораторные занятия. · интерактивные лекции с использованием современных информационных средств; · выступление с докладом, сообщением по реферату, · решение психологических задач, · разбор конкретных ситуаций. · мозговой штурм, · дискуссия. · элементы психологического тренинга, · оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ. • курсовое проектирование (курсовая работа или реферат). Эффективное изучение курса требует активной самостоятельной работы студентов, при этом аудиторные занятия являются методическим каркасом. Организуя самостоятельную работу, следует ориентироваться на предложенные кафедрой списки литературы и вопросы для обсуждения на семинарах. При изучении курса особое внимание следует уделить усвоению терминологической базы. Виды самостоятельной работы: • проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой; • подготовка конспектов выступлений на семинаре; • составление аналитических таблиц, схем; • решение задач; • подготовка презентаций; • подготовка к тестированию, контрольной, проверочной работе; • подготовка к коллоквиуму; • написание рефератов, курсовых работ.
Самостоятельная работа студентов является важной и неотъемлемой частью освоения курса «Общая и экспериментальная психология» в части экспериментальной психологии. Необходимость самостоятельной работы во многом определяется тем, что содержание дисциплины и формируемые ей компетенции предполагают не только информационную осведомленность о видах, формах и методах организации исследовательских процедур, но и формирование соответствующих навыков, понимания сути и логики организации эксперимента в различных сферах психологического знания. В процессе освоения второй части программы (Экспериментальная психология) используются также следующие виды и формы самостоятельной работы студентов: § Конспект эмпирической психологической статьи (направлен на оценку сформированности навыков выделения основной и релевантной научной информации из отчетов об экспериментальном исследовании) § Письменный анализ эмпирической статьи (направлен на оценку сформированности умений, связанных с обнаружением ограничений экспериментальных исследований в части их внешней, внутренней и операциональной валидности) § Устный доклад с рецензией на экспериментально-психологическое исследование, представленное в эмпирической статье (направлен на оценку умений, связанных с пониманием основных существенных ограничений конкретного экспериментального исследования и планированием конструктивного преодоления этих ограничений на основе научно обоснованных методов и технологий, а также на оценку степени владения пройденным понятийным аппаратом и теоретическим материалом курса)
При этом перечисленные формы самостоятельной работы применяются к основным разделам курса и подразделяются по основным типам эмпирических исследований в психологии: конспект, анализ и доклад с рецензией на статью с результатами: § «Истинного» эксперимента § Квазиэкспериментального исследования § Корреляционного исследования § Психолого-педагогического (формирующего) эксперимента § Лонгитюдного эксперимента
Предложенные формы самостоятельной работы студентов работают на формирование заявленных центральных для данной дисциплины компетенций (ОК-9, ОПК-1, ОПК-2, ПКПП-2). Так, на компетенцию ОК-9 («способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания») направлены все предложенные формы самостоятельной работы, причем формирование этой компетенции происходит в данных формах последовательно: от конспекта статьи («схватывающего» основную сущность проведенного исследования и формирующего навыки отбора наиболее существенной научной информации и наиболее релевантных исследовательских результатов) – к написанию письменного анализа эмпирической статьи (предполагающего выход на уровень понимания способов достижения научного знания, а также препятствий и ограничений, которые могут возникнуть во время реализации этих способов) – к устному докладу с рецензией, моделирующему деятельность научного сообщества и выходящего на уровень конструктивного разрешения возникающих в процессе реализации научного исследования ограничений и противоречий. Компетенция ОПК-2 («готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях») формируется в своем базовом выражении: по мере прохождения программы курса у студентов формируется фундаментальное понимание принципов применения методов исследования, в дальнейшем же на основе этого понимания компетенция будет «достраиваться» в таких дисциплинах, как «Практикум по экспериментальной психологии». Компетенция ПКПП-2 («готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи») формируется в процессе осознания ограничений экспериментально-психологических исследований и тех следствий, которые эти ограничения имеют для социальной сферы и этики. Предполагается, что соответствующие аспекты анализа будут включены и в схему анализа эмпирической статьи, и в доклад-рецензию с обзором эмпирического психологического исследования.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |