Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие кредитно-расчетных отношений в период хозяйственной реформы




Мартовский и сентябрьский (1965 г.) Пленумы ЦК КПСС определили принципы хозяйственной реформы, усилившие роль экономических рычагов в управлении советской экономикой. В связи с этим значительно внимание отводилось кредиту и расчетам - факторам укрепления хозяйственного расчета и осуществления контроля производства качественных товаров.

Совершенствования в области кредитования состояли в расширении объектов кредитования и повышении роли кредита в формировании оборотных средств. 17 декабря 1965 было принято постановление Совета Министров СССР «Об улучшении кредитования колхозов». В соответствии с ним авансы заготовительных организаций были заменены прямым банковским кредитованием колхозов. С 1966 года Государственный банк стал кредитовать колхозы по двум вариантам: по простым ссудным счетам и по специальным текущим (расчетным) счетам. При кредитовании по простым ссудным счетам погашение ссудной задолженности колхозы осуществляли с текущего счета за счет поступившей выручки в соответствии с их срочными обязательствами. При кредитовании по специальному текущему счету все платежи производились за счет ссуд открытых банком по специальному текущему счету. Вся поступающая выручка зачислялась на специальный текущий счет, автоматически погашая ссудную задолженность банку. Специальный текущий счет работал в режиме контокоррента. Если по счету образовывалось дебетовое сальдо, то это означало, что заемщик имеет задолженность по банковским ссудам. Кредитовое сальдо показывало, что колхоз располагает свободными оборотными средствами, находящимися в распоряжении Госбанка. Размер открытого кредита по специальному текущему счету определялся лимитом выдач или лимитом выходной задолженности. По сравнению с ранее действующей системой авансов, данная модель кредитования позволила приблизить момент возникновения потребности в ссуде и момент ее получения; установить прямое банковское кредитование, вместо косвенного через авансы заготовителей. Однако в связи с тем что механизм опытного кредитования не был отлажен и затянулся на многие годы, то это привело к нарушению границ кредитования, к не возврату кредитов многими заемщиками.

Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 4 октября 1965 года «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» были определены меры по повышению роли банковского кредита в развитии промышленности. Промышленные предприятия, не имевшие выраженной сезонности, стали кредитоваться по обороту товарно-материальных ценностей и затрат на заработную плату.

Кроме того, они имели возможность получать кредиты под сверхнормативные запасы товарно-материальных ценностей. При финансовых затруднениях им выдавалась льготная ссуда на заработную плату сроком до 30 дней без гарантии вышестоящей организации. Отмена таких гарантий повышала самостоятельность руководителей объединений в кредитных взаимоотношениях с банком. При возникновении недостатка собственных оборотных средств заемщик получал возможность воспользоваться льготной ссудой банка на восполнение недостатка собственных оборотных средств. При этом заемщик должен был представить банку реальные мероприятия по восполнению оборотных средств и возврату ссуды не позже чем через два года. Заменой ассигнования из бюджета банковским кредитом на покрытие недостатка собственных средств надеялись повысить ответственность заемщика за сохранность и рациональное использование оборотных средств, устранить иждивенческое настроение. Расширялась практика предоставления кредита на перераспределение оборотных средств между предприятиями. При временных финансовых затруднениях, возникающих в ходе производства и реализации товаров, они имели возможность получить льготную ссуду для расчетов с поставщиками (расчетный кредит) даже при наличии просроченной ссудной задолженности не превышающей 30 дней. Промышленные предприятия могли получить в банке кредит на затраты по внедрению новой техники, расширению товаров народного потребления сроком на 6 лет. Постановлением предполагалось проведение эксперимента по кредитованию промышленных предприятий на совокупную потребность в заемных средствах.

В области контроля изменились оценочные показатели. В соответствии с этим постановлением госбанк должен был осуществлять дифференцированный подход при кредитовании в зависимости от выполнения плана производства и реализации продукции, плана накоплений и сохранности собственных оборотных средств. Учитывалось выполнение предприятиями плана выпуска продукции в натуральном выражении по основной номенклатуре. Был установлен единый оценочный критерий деятельности предприятий, как для банка, так и для вышестоящей организации заемщика. Выполнение оценочных показателей давало возможность заемщику получить льготные ссуды. Существенно изменен порядок применения мер воздействия на предприятия не выполняющие оценочные показатели деятельности. Перевод на аккредитивную форму расчетов неаккуратного плательщика, запрет на использование неоплаченных товаров – эти меры получил право применить сам поставщик товаров. Что касается банка, то при невыполнении оценочных показателей заемщиком, он через 30 дней после предупреждения переводил его на режим особого кредитования. При данном режиме ограничивалось или прекращалось кредитование по отдельным видам ссуд, на 20% повышалась плата за пользование кредитом. Если через 6 месяцев после ввода особого режима кредитования деятельность не улучшалась, то выдача новых ссуд прекращалась, а ранее выданные кредиты предъявлялись к досрочному возврату.

Изменилась процентная политика, стало больше уделяться внимание стимулирующей роли процента. Проценты дифференцировались в зависимости от причин вызвавших спрос на ссуду. Плата за кредит стала относиться не на себестоимость продукции, а отчисляться за счет прибыли заемщика. Обычная ставка процента соответствовала уровню платы за фонды, однако, за пользование ссудами на выплату заработной платы; на временное восполнение недостатка собственных средств; пролонгированным и просроченным ссудам; на завершение разовых зачетов взаимной задолженности предприятий и др. – применялась повышенная процентная ставка.

В ходе осуществления реформы стало ясно, что банки слабо влияют на хозяйственную деятельность предприятий. Поэтому постановлением Совета министров СССР от 3 апреля 1967 года «О мерах по дальнейшему улучшению кредитования и расчетов в народном хозяйстве и повышению роли кредита в стимулировании производства» были определены дополнительные меры по совершенствованию кредитно-расчетных отношений. В частности:

1) уточнены объекты кредитования;

2) совершенствовались расчеты;

3) ужесточились меры экономического воздействия;

В области объектов кредитования произошло расширение их перечня. К ранее действующим объектам под сезонные запасы; под сверхнормативные запасы и затраты; на затраты по внедрению новой техники; затраты по увеличению производства товаров народного потребления были добавлены новые. К их числу относятся: сверхнормативные запасы, обусловленные переходом на выпуск новых изделий; выплата заработной платы сроком на 30 дней; временные нужды сроком на 60 дней.

В области расчетов ставилась задача расширения безналичного платежного оборота, развитие форм расчетов более полно отвечающих новым условиям хозяйственных связей поставщика и покупателя, способствующих укреплению платежной дисциплины, сближению момента получения продукции с моментом ее оплаты. Было разрешено вводить последующий акцепт платежных требований. Взыскание 5 % штрафа за необоснованный отказ от акцепта. Расширялась практика применения платежных поручений, чеков.

В области контроля повышалась на 20 % ставка за пользование кредитом к неаккуратным заемщикам, нарушавшим принципы кредитования; вводилась гарантия вышестоящего органа по ссудам под недостаток собственных средств; прекращалось полное кредитование заемщика через 6 месяцев после перевода на особый режим при отсутствии улучшений в работе. При этом наряду с досрочным возвратом ссуд, вся выручка направлялась в первую очередь на погашение просроченной ссудной задолженности.

В докладе Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина указывалось, что за годы реформы роль кредита возросла. С участием кредита формируется половина оборотных средств и заметная часть основных фондов. Значительную помощь кредитом государство оказывает колхозам, межколхозным организациям, потребительской кооперации и населению. Более 75 % платежей за товары и услуги осуществлялись с участием кредита.1

По итогам десятой пятилетки были достигнуты определенные успехи. В области кредитования объем кредитных вложений в народное хозяйство составил 148 млрд. руб. Доля кредита в формировании оборотных средств достигла уровня 45 %, в том числе: в промышленности – 45,4 %,; торговле – 62 %; сельском хозяйстве (без колхозов) – 38,4 %. Особенно значительной доля кредита была в отраслях легкой и пищевой промышленности с сезонными условиями производства. Объектом кредитования являлись расходы будущих периодов, сезонные затраты производства, товары отгруженные покупателям и др. Посредством кредита стимулировалось развитие производства, торговли; осуществлялись платежи по заработной плате, по обязательствам за товары и услуги. В организации денежного оборота кредитные операции замещали наличные деньги, что расширяло сферу безналичного денежного оборота, приводило к экономии издержек обращения. Этому способствовала высокая степень концентрации банковского дела, развитие филиальной сети банковских учреждений.

В данный момент кредитная система СССР включала систему Государственного банка СССР, систему Всесоюзного банка финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР), Банк для внешней торговли (Внешторгбанк СССР) с пятью заграничными банками. Государственные трудовые сберегательные кассы; кредитные кооперативы трудящихся (кассы взаимопомощи - КВП), государственные ломбарды.

Система Госбанка СССР объединила к концу 80-х годов 4479 конторы, отделения и агентства. В ее состав входила система сберегательных касс, включающая 80 тысяч сберегательных учреждений. Численность работников занятых в кредитной сфере составляла 345 тыс. человек. Ежедневно отделения госбанка совершали около 14,3 млн. операций, обслуживали более 600 тыс. юридических лиц, 117 тыс. индивидуальных заемщиков и 39 тыс. вкладчиков.1 Уставный фонд Госбанка СССР к 1987 году возрос до 3 млрд. руб.

Госбанк СССР занимал ведущее место в кредитной системе. Он выполнял эмиссионную функцию; функцию хранения денежных средств предприятий и организаций; функцию организатора денежного оборота страны; функцию краткосрочного кредитования, а также инвестиционную функцию в местах отсутствия учреждений Стройбанка; расчетно-переводную функцию и функцию кассового исполнения бюджета.

Стройбанк СССР аккумулировал денежные средства для капитального строительства. Занимался финансированием и долгосрочным кредитованием капитальных вложений; осуществлял краткосрочное кредитование строительных организаций и производил безналичные расчеты в строительстве.

Внешторгбанк занимался кредитованием внешней торговли; международными расчетами; выполнял валютные операции, организовывал корреспондентские отношения с зарубежными банками.

Сберегательные кассы выполняли сберегательную функцию; занимались размещением облигаций государственного займа и билетов денежно-вещевой лотереи; расчетно-кассовым обслуживанием населения по приему коммунальных и др. платежей.

Кредитные кооперативы (кассы взаимопомощи) Создавались по месту работы в целях предоставления краткосрочных потребительских ссуд членам коллектива.

Ломбарды функционировали в городах с целью выдачи краткосрочных ссуд под залог ценностей и личного имущества граждан.

К началу 1976 года краткосрочные и долгосрочные кредиты выросли против 1971 года в 1,5 раза и составили 178 млрд. руб. В промышленности каждый второй рубль оборотных средств формировался за счет кредита, в сельском хозяйстве, торговле и других отраслях народного хозяйства доля кредита была еще выше.

В торговле кредитование было направлено на расширение производства товаров народного потребления, на расширение ассортимента товаров, на развитие прогрессивных форм торговли и развитие прямых связей промышленности и торговли.

Разрабатывались и осуществлялись меры по более четкому разграничению ресурсов по краткосрочному и долгосрочному кредитованию; объектов кредитования в зависимости от характера кредитуемых затрат и сроков предоставления кредитов. Централизованное планирование потребности в кредитах осуществлялось на изучении показателей развития отраслей; более полной увязке отраслевых и территориальных планов; регулировании кредитов в зависимости от выполнения планов по мобилизации ресурсов, а также к перспективному планированию.

В области финансирования капвложений. Курс на интенсификацию и специализацию производства обусловил увеличение объема инвестиций, финансируемых и кредитуемых Госбанком и Стройбанком. Объем инвестиций увеличился в 1,6 раза по сравнению с предыдущей пятилеткой; на 48% возрос объем долгосрочных кредитов. Наряду с расширением кредитования инвестиций осуществлялся контроль за выполнением плана строительных работ и своевременным освоением проектных мощностей. В результате предпринятых мер уменьшилась доля строящихся объектов; сократился объем незавершенного строительного производства. Кредит использовался на покрытие затрат связанных с обновлением основных фондов действующих предприятий; затрат по модернизации, механизации производства, установке поточных и автоматизированных линий; расширению видов бытовых услуг; развитию сети предприятий службы быта; строительство кинотеатров; расширении средств телефонной связи и др.

Выросли кредиты на развитие сельского хозяйства способствующие укреплению его материально-технической базы, ускорению технического прогресса. Кредит на централизованные капитальные вложения возрос совхозам в 4.5 раза, колхозам в 1,7 раза, межколхозным предприятиям и организациям – 2,9 раза. Банковские ссуды использовались на мероприятия по строительству животноводческих комплексов, механизацию ферм; на развитие производственной базы межколхозной кооперации; на мелиоративные и ирригационные затраты.

Широко использовался долгосрочный кредит на расширение телефонной связи. Увеличилось долгосрочное кредитование капитальных затрат потребительской кооперации; на строительство оптовых баз и складов; на развитие материально-технической базы заготовок и переработки продукции растениеводства; строительство хлебопекарен, хлебозаводов, овощехранилищ и картофелехранилищ.

Были построены за счет кредиты 508 кинотеатров на 261 тыс. мест.

В структуре платежного оборота обозначились следующие изменения. Во-первых, возросла доля расчетов посредством акцепта, способствующая наиболее эффективному контролю за выполнением договорных обязательств (64%). Снизилась доля чековой формы расчетов и расчетов аккредитивами. Платежные поручения составили 29% и ограничились обслуживанием одногороднего платежного оборота. С целью обеспечения своевременных платежей широко стали выдаваться платежные кредиты. С целью компенсирования средств отвлеченных в расчеты стали выдаваться расчетные кредиты на срок документопробега.

Были упразднены децентрализованные расчеты в порядке зачета взаимных требований. Наряду с обеспечением строгости в совершенствовании расчетных операций[3] были предприняты меры по расширению сети абонентской телетайпной связи и увеличению перечислений через указанную сеть. Это имело большое значение для страны с такой территориальной протяженностью и переплетением межхозяйственных связей. Важным элементом организации расчетных операций являлось принятие Положения о расчетных документах в 1974 году, которым определены содержание и основные реквизиты расчетных документов, установлены правила и сроки их оформления.

В области контроля. Госбанк СССР провел мероприятия по усилению контроля рублем и повышению действенности дифференцированного подхода при кредитовании и проведении расчетов в зависимости от выполнения таких оценочных показателей как: выполнение производственного плана; состояние собственных оборотных средств; состояние запасов товарно-материальных ценностей; состояние расчетов. Предприятия, выполняющие оценочные показатели пользовались льготами при кредитовании. К предприятиям, нарушающим финансовую и кредитно-расчетную дисциплину, применялись меры экономического воздействия. К ним применялись не только санкции в виде частичного или полного прекращения кредитования, но и выдача ссуд под повышенные ставки. Новые кредиты или пролонгация старых предоставлялись на определенных условиях и при наличии обязательств содержащих реальные меры заемщика по устранению выявленных недостатков к определенному сроку. К нарушителям договорной дисциплины применялся перевод на расчеты с предварительным акцептом, а также накладывались штрафы за предъявление и оплату бестоварных документов в пределах 7% от суммы платежа. Проценты за пользование кредитом в большей степени стали зависеть от характера кредита, целевого использования кредита и от срока кредита.

В области внешнеэкономических связей. В международных расчетах СССР важную роль играли советские банки за границей, обеспечивающие интересы СССР. В 9 странах мира работали 10 советских банковских учреждений, в том числе 7 самостоятельных банков и 3 отделения. В Москве были открыты представительства 23 иностранных банка, поддерживающие контакты с Госбанком СССР и Внешторгбанком СССР. Внешторгбанк СССР в 1975 году поддерживал корреспондентские отношения с 1619 иностранными банками более 110 стран мира. Это позволяло Внешторгбанку и Госбанку развивать кредитно-расчетные отношения с иностранными клиентами, расширять валютно-кассовое обслуживание иностранных операций, а также усилить работу по привлечению, хранению и использованию валютных ресурсов советским государством, обладавшим валютной монополией.

Кредитные отношения по отраслям народного хозяйства с 1970 по 1986 годы развивались следующим образом:


Таблица 24-Кредитование банками отраслей народного хозяйства и населения

(остатки ссуд на конец года, млрд. руб)

           
Всего ссуд 126,2 204,0 342,5 521,3 452,6
В том числе:          
Краткосрочные ссуды, в том числе: 104,7 160,5 261,4 426,4 356,6
промышленность 33,9 48,6 71,4 105,5 108,7
Сельское хозяйство 8,6 25,5 57,6 82,3 84,5
Транспорт, 1,0 1,6 2,6 4,6 4,7
строительство 8,8 15,8 46,4 110,9 43,4
Снабжение и сбыт 8,5 11,7 15,6 22,2 23,6
заготовки 8,3 8,5 9,1 11,1 11,5
торговля 34,7 48,1 57,2 87,5 77,3
Долгосрочные ссуды 21,5 43,5 81,1 94,9  

 

В одиннадцатой пятилетке происходил рост кредитных вложений, но эффективность кредита не достигалась, поскольку производство товаров и услуг отставало от темпов кредитных вложений.

Снижение темпов экономического развития сопровождалось невыполнением заданий по производительности труда, по накоплениям, замедлением оборачиваемости оборотных средств, накопления неходовых и залежалых товарно-материальных ценностей. В результате ухудшилась структура кредитных вложений, ухудшилась платежная и договорная дисциплина.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании экономического механизма хозяйствования в аграрно-промышленном комплексе страны» от 20 марта 1986 года введен единый порядок кредитования колхозов и совхозов под материальные ценности и затраты производства.

В области организации расчетов. Постановлением Совета Министров СССР «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами» банкам поручено активнее использовать безналичные расчеты как средство контроля за соблюдением законности, за товарность расчетных документов. Рекомендовано вводить оплату товаров после приемки по качеству. Более 2/3 платежей осуществлялось с участием расчетно-платежных кредитов.

На января 1985 года за счет кредитов банк формировал 56,8 % всех оборотных средств народного хозяйства, в том числе в промышленности- 50,8 %, строительстве-75,3 %, сельском хозяйстве-60,9 %, в заготовках – 73,6 %, в снабжении и сбыте-68,6 %, в торговле- 60,1 %. Существенно вырос платежный оборот. В 1970 году по отношению к 1965 году.

Однако материальная и финансовая несбалансированность, возросший дефицит государственного бюджета, проедание предприятиями оборотных средств из-за убыточной деятельности, накопление избыточных запасов оборотных фондов привели к втягиванию кредита в непродуктивные затраты. Это осуществлялось путем предоставления займов Министерству финансов, кредитования убытков предприятий в виде отсрочек платежей, кредитованием недостатка собственных оборотных средств.


Контрольные вопросы

 

1. Назовите основные мероприятия национализации коммерческих банков. (3.1)

2. Опишите этапы перехода к банковской системе «Советского типа» в период 1917-1923гг. (3.1, 3.2)

3. Какая цель была объявлена в качестве приоритетной для коммерческой организации «Советского типа»?

4. В чем состоит отличие функций Государственного банка Российской империи и Государственного банка СССР? (3.1, 3.2)

5. Опишите структуру банковской системы в период НЭПа. (3.2)

6. Какие факторы повлияли на ликвидацию коммерческого кредита? (3.2)

7. В чем состоят особенности кредитных отношений в период НЭПа? (3.2)

8. Какие элементы рыночных отношений периода НЭПа не соответствовали задачам плановой экономики? (3.3)

9. Какие меры были приняты для устранения «параллелизма» в банковском деле? (3.3)

10. Назовите причины обусловившие необходимость проведения кредитной реформы 1930-1932гг. (3.4)

11. Приведите примеры изменений в механизме кредитования периода НЭПа и после кредитной реформы 1930-1932г. (3.2, 3.3)

12. В чем суть операций по финансированию капитальных вложений, осуществляемых банками в период с 1930-1965г.? (3.4)

13. Как совершенствовать кредитные отношения в предвоенный период? (3.5)

14. Какие принципиальные изменения внесло Постановление «О роли и задачах Государственного банка СССР»? (3.6)

15. Как изменились объекты кредитования в послевоенный период (3.6)

16. В состоит суть дифференцированного подхода при кредитовании в 50-е годы в СССР (3.6)

17. Какими причинами обусловлена реорганизация банковской системы в 1959 г (3.6)

18. Приведите примеры изменений в области контроля за деятельностью предприятий со стороны банковской системы в 1965-1967 гг (3.7)

19. Какие меры повлияли на совершенствование кредитования и расчетов в 1967-71 гг. (3.7)

20. В чем состоит специфика кредитной системы СССР 70-х годов (3.7)

21. Сравните операции кредитных организаций СССР в 70-е годы (3.7)

22. Взаимодействие предприятий и банков в советский период:характеристика расчетных, кредитных отношений (3.7)


Контрольные задания

 

13. Как трансформировалась деятельность банковской системы в период гражданской войны (12 баллов)

Задачей советской власти являлась:

а) реорганизация банковской системы на капиталистических началах;

б) реорганизация банковской системы на социалистических началах;

в) реорганизация банковской системы на рыночной основе.(8 баллов)

14. Национализация частных коммерческих банков.(12 баллов)

Декрет “О национализации банков” был принят:

а) 27 декабря 1917 г.;

б) 27 января 1918 г.;

в) 27 октября 1917 г.(8 баллов)

15. Превращение Народного банка в расчетно-кассовый орган госбюджета, этапы и функционирование(16 баллов).

Народный банк РСФСР был создан:

а) в 1917 г.;

б) в 1918 г.;

в) в 1919 г.(4 балла)

16. Формирование банковской советской системы: проблемы и дискуссии в экономической литературе (17 баллов)

Народный банк был упразднен:

а) 4 марта 1919 г.;

б) 20 января 1919 г.;

в) 19 января 1920 г.(3 балла)

17.Как характеризовал Ленин и его соратники банковскую систему советского типа(12 баллов)

Госбанк России был восстановлен:

а) 17 августа 1921 г.;

б) 12 октября 1921 г.;

в) 1 декабря 1921 г.(8 баллов)

18.Дайте сравнительную характеристику банковских операций Госбанка и кредитных организаций в 20-е годы (14 баллов)

Общество взаимного кредита привлекало:

а) средства государственных предприятий;

б) средства муниципальных организаций;

в) частные средства. (6 баллов)

19.Необходимость создания и специфика деятельности следующих кредитных учреждений:

1) Всекобанк;

2) Общество взаимного кредита;

3) Российский коммерческий банк;

4) Торгово-промышленный банк;

5) Коммунальные городские банки;

6) Дальбанк;

7) Украинбанк;

8) Среднеазиатский коммерческий банк;

9) Центральный сельскохозяйственный банк;

10) Центральный коммунальный банк.(16 баллов)

20.Российский промышленный банк был в 1924 г. преобразован в:

а) Промбанк;

б) Всекобанк;

в) Внешторгбанк.(4 балла)

21.Какие виды и формы кредита описывали экономисты в литературе 20-30х годов в СССР (17 баллов)

Преимущественной формой кредита в конце 20-х годов был:

а) банковский кредит;

б) коммерческий кредит;

в) государственный кредит.(3 балла)

22.Опишите трансформационные процессы в банковской системе в период НЭПа (16 баллов)

Проблема реорганизации банковской системы возникла:

а) в 1925 г.;

б) в 1926 г.;

в) в 1927 г.(4 балла)

23.Перечислите принципы кредитной реформы. Позитивные и негативные последствия кредитной реформы 30-х годов.

(13 баллов)

Что не предусматривала реформа 1930-32 гг.:

а) замена прямого банковского кредитования коммерческим кредитом;

б) автоматизм в расчетах;

в) кредитование предприятий “под план”.(7 баллов)

2.Опишите результаты четвертого этапа кредитной реформы (1 7 баллов

Проблема реорганизации банковской системы возникла:

а) в 1925 г.;

б) в 1926 г.;

в) в 1927 г.(3 балла)

3. В чем состоит суть изменений в деятельности кредитных организаций после реформы 1930-32гг (14 б)

В результате дискуссии “план или рынок” в России произошло:

а) образование одноуровневой банковской системы;

б) образование двухуровневой банковской системы;

в) ликвидация банковской системы.(6 б)

4. Как повлияла реформа на осуществление долгосрочных вложений (15 б)

Что не предусматривала реформа 1930-32 гг.:

а) замена прямого банковского кредитования коммерческим кредитом;

б) автоматизм в расчетах;

в) кредитование предприятий “под план”.(5 б)

5. Какими средствами была достигнута ликвидация автоматизма в расчетах (12 б)

Какие серьезные изменения были внесены в систему расчетов:

А)предоставлялся кредит под расчетные документы, внедрена аккредитивная форма оплаты, акцептная форма безналичных расчетов

Б)введены новые формы документооборота

В) внедрены санкции за нарушение оценочных показателей (8 б)

1. Охарактеризуйте формы расчетов, применявшиеся в период 1932-1941гг (6 баллов)

Дайте характеристику акцептной формы расчетов в предвоенный период:

А)срок платежа продлен до 10 дней

Б) используется зачет взаимных требований

В)используется в иногородних платежах, контроль осуществляется банком

Г)варианты а и в

2. Какие виды кредитов наиболее развиты в предвоенный период (5 баллов)

Определите основные направления кредитования в предвоенный период

А)кредитование готовой продукции

Б) кредитование по обороту всех стадий производства и реализации продукции

В) кредитование незавершенного производства

Г) варианты б и в

Д) сезонное кредитование (15 баллов)

3. В чем состоит специфика использования специального ссудного счета (14 баллов)

Определите положительные характеристики специального ссудного счета

А) возможность быстрого погашения ссуды путем зачисления выручки

Б)открытие счета под объект кредитования

в)возможность открытия нескольких ссудных счетов

4. Охарактеризуйте особенности кредитования по обороту и по остатку ТМЦ (18 б)

Какой метод кредитования был широко внедрен в 1939 году:

А)по обороту

Б)по остатку

В) оборотно-сальдовый метод (2 балла)

5. Объясните термины – кредитование по обороту постоянных запасов материальных ценностей, кредитование по остатку материальных ценностей (14 баллов)

В чем состояла особенность продвижения кредитования товарных запасов по обороту, чем отличалось от сезонного кредитования. Представьте ответ в виде таблицы (6 баллов)

1. Охарактеризуйте необходимость расширения объектов кредитования в послевоенный период в СССР (9 баллов)

Выясните объекты кредитования в послевоенный период:

А) кредиты сезонные

Б)кредиты по текущему обороту

В)кредиты на механизацию, мелиорацию земель

Г)кредиты на расширение предприятий

Д)б, в,г(11 баллов)

2. Определите, чем вызвана необходимость перестройки функций и операций Госбанка СССР в послевоенный период (4 балла)

Задачами Госбанка СССР в соответствии с Постановлением 1954года выступали:

А)развитие форм расчетов

Б)устойчивость банковской системы

В)ограничение эмиссии, строгий контроль за соблюдением режима кассовой и эмиссионной работы

Г)ужесточение контроля за деятельностью банков (16 баллов)

3. Объясните на примерах, как изменилась деятельность отделений Госбанка в послевоенный период, какие приоритетные направления в области кредитования, расчетов стали развиваться(8 баллов)

Изменения в деятельности отделений Госбанка в 1954 году были связаны с:

А)введением правил долгосрочного кредитования колхозов, плановыми показателями в расчетах и платежах, введением дифференцированного кредитования, очередности в платежах

Б)введением льготного кредитования

В)введением очередности платежей по расчетному счету (12 баллов)

4. С какими факторами и причинами связано введение очередности платежей(18 баллов)

Очередность платежей устанавливалась по

А)календарному принципу

Б)индивидуальному графику

В)по экономическому признаку (2 балла)

5. Какие изменения произошли в структуре банковской системы в 1959 году (5 баллов)

Представьте в виде схем процесс преобразований банковской системы в 1923г, 1930г, 1954г, 1959 г(15 баллов)

6. Какие преобразования способствовали развитию сберегательного дела в СССР(17 баллов)

В каком году система трудсберкасс была передана Госбанку

А)1959г

Б)1963г.

7. Разграничте операции Госбанка и Стройбанка в форме таблицы (6 баллов)

Какие из банковских операций не являлись операциями Госбанка СССР

А)проведение международных расчетов

Б)организация расчетов с иностранными государствами по кредитованию затрат при техническом содействии

В)финансирование капитальных вложений

Г)краткосрочное и долгосрочное кредитование

Д)организация расчетов (14 баллов)

1. Опишите особенности использования специальных ссудных счетов, специальных текущих счетов, контокоррентных счетов (13 баллов)

Чем определялся лимит открытого кредита по специальному ссудному счету:

А) лимитом ТМЦ

Б)лимитом выходной задолженности

В)потребностью в ссуде (6 баллов)

2. Какие изменения произошли в кредитовании после выхода Постановления «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства (5 баллов)

В чем состоит положительное влияние кредитования по обороту, под сверхнормативные запасы, затраты на зарплату (15 баллов)

3. Каковы предпосылки внедрения замены ассигнований из бюджета банковскими кредитами на покрытие недостатка в собственных средствах предприятиями (14 баллов)

На какой рок могли получить предприятия кредит на внедрение новых технологий. Как это сказывалось на развитии предприятия:

А) на 5 лет

Б)на 6 лет

В) на 15 лет

4. Опишите деятельность банковской системы, ее структурных элементов, пользуясь материалами учебника в период 1965-1976гг (14 балла)

Представьте в таблице операции Госбанка СССР, Стройбанка, Внешторгбанка, кредитных кооперативов до 1976 года (4 балла)

5. Объясните влияние централизованного планирования на деятельность банковской системы (16 баллов)

Докажите реальное разграничение между кредитованием и финансированием в период интенсификации производства (4 балла)

6. Какие контрольные функции были возложены на банки в период 70-х годов (7 баллов)

приведите примеры санкций, применявшихся банками при нарушениях финансовой и кредитно-расчетной дисциплины. Насколько влиятельны были подобные санкции (13 баллов)

6. Проанализируйте структуру кредитов в разных отраслях с 1970по 1986 гг (9 баллов)

Назовите причины неравномерности кредитования отраслей и снижения кредитных вложений (11 баллов)

 


Глава 9. Банковская система в условиях переходной экономики

 

В этой главе рассматриваются:

q Предпосылки, условия реализации банковской реформы 1987 года

q Операции специализированных банков

q Переход от банковской монополии к автономии в банковском деле

q Девальвационный этап развития банковского дела современной России

q Этап пирамид форвардных контрактов

q Период посткризистного развития банковского дела

 

9.1Введение

Эта глава является заключительной в истории исследования денежно-кредитной системы России. В ней раскрываются причины и предпосылки банковской реформы 1987 года. При изучении данного раздела следует обратить внимания на позитивные моменты, которые возникли в банковском деле перестроечного типа и те ошибки, которые негативно сказались на развитии экономики и денежно-кредитной сферы.

Центральным моментом в ходе осуществления реформы стал процесс трансформации Государственного банка СССР в ЦБ СССР, а после развала СССР в Банк России. В данном разделе излагается изменение деятельности и расширение самостоятельности пяти специализированных банков, созданных на базе советской системы государственного банка, Стройбанка, системы сберегательных касс и Внешторгбанка СССР.

В ходе перестройки советского банковского дела были предприняты меры по совершенствованию кредитования. В данной главе вы познакомитесь с механизмом кредитования по совокупности и порядком выдачи кредитов под отдельные объекты, не вошедшие в совокупный объект. В данный период проводился эксперимент по внедрению факторинга, который неплохо приживался до сохранения стабильных, устойчивых связей между хозяйствующими субъектами.

В третей части главы вы узнаете о истории формирования российской банковской системы переходного типа, которая возникла после развала СССР. Здесь излагаются как положительные моменты в банковской деятельности так и ошибки, просчеты допущенные при реорганизации банковской сферы.

Заключительным разделом данной главы является период посткризистного развития банковского дела России. В нем изложены последние мероприятия властей по обеспечению стабильности банковской сферы, снижению рисков и повышению доверия к банковской сфере. Сейчас вы являетесь свидетелями хода решения этой нелегкой задачи на практике, а после окончания обучения в университете можете быть ее созидателями, но для этого надо обладать глубокими познаниями, как истории, так и теории банковского дела. Надеемся, что изучение данного курса пополнит вашу копилку необходимых знаний высококвалифицированного специалиста.

 

9.2 Банковская реформа 1987 года

Несмотря на огромные послевоенные успехи, СССР стал терять темпы. Вместо совершенствования управления экономикой - его ориентации на цели потребительского рынка, повышения его гибкости для быстрого реагирования на изменения в научно-технической сфере и хозяйственной конъюнктуре, создания стимулов к высокопроизводительному труду усиливалась децентрализация управления народным хозяйством, стимулировался рост затрат и спекуляция товарами народного потребления.

С приходом М. Горбачева началась дискуссия по поиску экономической модели для СССР. Победила точка зрения рыночного социализма. Реформа по децентрализации управления была осуществлена под лозунгами самоокупаемости, самофинансирования и самоуправления.

В связи с реорганизацией управления экономикой была проведена банковская реформа. Советская банковская система, включающая систему Госбанка, систему Стройбанка и Внешэкономбанка была разрушена. Вместо трех банков было организовано шесть банков – Госбанк СССР, Промышленно-строительный банк СССР (Промстройбанк),Банк внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанк), Агропромышленный банк СССР (Агропромбанк), Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития СССР (Жилсоцбанк), Банк трудовых сбережений и кредитования населения СССР (Сбербанк).

На Госбанк СССР возлагалась разработка сводного кредитного плана и планов распределения ресурсов и кредитных вложений по всем банкам СССР. Первый сводный кредитный план был утвержден на 1988 год. Этот период отмечается «войной банков» за права мобилизации ресурсов, за установление более мягкой процентной ставки за централизованные ресурсы, за размеры уставных фондов коммерческих банков, отчислений в фонд регулирования кредитных ресурсов и по другим направлениям.

В марте 1989 года были определены порядок и условия перехода государственных специализированных банков на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. Госбанк СССР был обязан доводить до них контрольные цифры по объему кредитных ресурсов, размеру привлечения средств населения, объему поступлений и платежей в иностранной валюте по банковским операциям.

Сберегательное и кредитное дело организовывалось с помощью пяти специализированных банков, занимаясь традиционными банковскими услугами в автономном режиме. Отраслевым специализированным банкам было предоставлено право краткосрочного и долгосрочного кредитования. Предприятия закреплялись за банками и не имели права выбора в получении банковских услуг. В этой связи значительные кредитные ресурсы из Госбанка были переданы специализированным банкам.

На данном этапе банковской реформы Госбанк СССР лишился функции финансового контроля, надзора. Он остался эмиссионным банком без необходимых инструментов регулирования спроса и предложения денег. Госбанк занимался распределением ресурсов только на верхнем уровне, не имея возможности воздействия на выполнение кредитных планов.

Одновременно с расширением деятельности специализированных банков развивался процесс самоопределения и самоутверждения союзных республик, укрепления их суверенитета, создания своих национальных банков, независимых от Госбанка СССР, попытки перевода на собственную валюту.

В 1988-89 годах на базе министерского капитала стали создаваться коммерческие и кооперативные банки на базе Законов о кооперации и о предприятии. В декабре 1990 года принят Закон «О Государственном банке СССР» и «О банках и банковской деятельности», определившие новые банковские структуры. В соответствии с этими законами у Госбанка СССР появилась функция – организация работы с коммерческими банками различного направления. Он устанавливал для них экономические нормативы и следил за их соблюдением. Были образованы центральные (национальные) банки в союзных республиках.24 июня 1991 года был утвержден устав Центрального банка РСФСР (Банка России). Такого же рода Законы были приняты и в других союзных республиках.

В этих условиях деятельность Госбанка СССР была осложнена вследствие разрыва хозяйственных связей и единого денежного и валютного рынков. Такая перестройка банковской системы вызвала резкое увеличение издержек обращения банков в связи с увеличением банковского аппарата, ростом его заработной платы и организационных расходов. Обострилась проблема межбанковских переводов и межбанковских отношений, которая раньше решалась через систему МФО созданную советскими банкирами. Потребность в клиринговом банке возникла из-за роста числа хозяйствующих субъектов в результате децентрализации советской экономики. 20 декабря 1991 года Госбанк СССР был упразднен, все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Банку Российской Федерации.

 

9.3 Формирование банковской системы современной России

При осуществлении перехода от плановой к рыночной экономике были допущены серьезные просчеты, по мнению большинства экономистов к ним относятся:

Ø форсированная либерализация экономики;

Ø неоправданно быстрое снятие экономических ограничений. Разрешено все, что не запрещено;

Ø непоследовательность в проведении экономической политики, не сбалансированность отдельных ее элементов или сегментов. В частности оторванность банковской политики от промышленной политики.

Ø «мифами перестройки» стала монетаристская теория, основным инструментом которой стала «шоковая терапия». Предложенная модель включала последовательное и быстрое за 1-2 года или 500 дней функционирование потребительского рынка, достижение приемлемого уровня инфляции, снижение безработицы и обеспечение финансовой стабильности, переходящей в стадию экономического роста.

Однако вместо стабилизации к периоду 1992 года образовался системный кризис, продлившийся до 2000 года. Вместо роста получили падение производства. Для обеспечения нормальной хозяйственной деятельности предприятиям недоставало оборотных средств. Советская модель кредитования работала при минимальном запасе собственных оборотных средств. Переход на рыночную модель объективно требовал восполнения оборотных собственных средств до уровня нормальной потребности. Однако этого не произошло, а при этом даже минимальный запас собственных оборотных средств обесценился из-за отпуска цен. Поэтому лишившись облегченной советской системы кредитования предприятия не смогли выполнять свои обязательства по договорам, стал назревать кризис неплатежей. В 1992 году общая задолженность предприятий составила около 2,5 трлн. руб.1

В целях ликвидации кризиса неплатежей было принято постановление Верховного Совета РФ от 25 мая 1992 г. «О неотложных мерах по улучшению расчетов в народном хозяйстве и повышении ответственности предприятий за их финансовое состояние», в котором не предусматривались меры по устранению причины неплатежей, а предполагались косметические меры. В частности, предлагалось провести внутриотраслевой и межхозяйственные зачеты взаимной задолженности. Зачет позволяет решить проблему ликвидности, но не решает проблему недостатка оборотного капитала. С 1 июля 1992 года отменялись расчеты платежными требованиями, а также календарная очередность платежей и вводилось в действие новое Положение о безналичных расчетах в РФ. Замена одной формы очередности другой или одной формы расчетов другой не решала главного вопроса отсутствия необходимого количества оборотного капитала. Поэтому эти меры оказались не эффективными и не решили, а скорее обострили проблему неплатежей.

Возрос совокупный спрос на кредиты и одновременно участились случаи невозврата долгов банкам. Указанные обстоятельства обусловили высокий уровень рискованности кредитных операций, поэтому коммерческие банки сокращали портфель производственных кредитов, переключившись на спекулятивные операции.

Политика ЦБ России, направленная на снижение инфляции за счет ограничения кредитной эмиссии, на практике обернулась обострением кризисного состояния рынка ссудных капиталов. Стало очевидным, что осуществление монетаристской модели в условиях непохожей на западные страны стало невозможным. Падение производства достигло пика в 1998 году. После либерализации цен в 1992 году гиперинфляция обесценила основной и оборотный капитал, в 14 раз сократила возможности инвестирования как свидетельствуют подсчеты отдельных экономистов. Возник кризис неплатежей, вынудивший использовать экономических агентов квазиденежные инструменты. Главными недостатками их являлись локальность использования, низкая циркуляторность, мобильность, искажение меновых пропорций, обслуживание текущего хозяйственного оборота и непригодность для долгосрочного инвестиционного оборота. Это обусловило формирование неконтролируемых и нерегулируемых государством и банковской системой денежных потоков. Образование теневой экономики и легитимной хозяйственной деятельности. Последняя обслуживалась квазиденежными инструментами, а теневая преимущественно наличной рублевой или иностранной валютой. Растущие доходы теневой экономики выводились из хозяйственного оборота страны и не могли трансформироваться в легальные капиталообразующие инвестиции.

Банковское дело перестроечной России прошло в своем развитии ряд этапов:

1990-95 гг. – девальвационный этап банковского дела;

1996-1998 гг. - пирамида форвардных контрактов;

1999-2003 гг. – период посткризистного развития банковского дела.

На первом этапе развития банковского дела произошло разделение функций между ЦБ РФ и коммерческими банками. ЦБ РФ стал выполнять эмиссионную функцию, контрольно-надзорную функцию, международную и функцию денежно-кредитного регулирования. Функция кассового исполнения бюджета была передана казначейству. Проблема трансфертов была решена с помощью модернизации системы МФО в РКЦ. Эмиссионная функция разделилась на эмиссию денег ЦБ и частных денег коммерческих банков. При этом в структуре денежного обращения превалировали деньги ЦБ, а депозитные деньги коммерческих банков сокращались.

В структуре банковского дела сократилась доля кредитных операций, прекратилась инвестиционная деятельность, так как банки стали работать на рынке коротких денег. Развиваются спекулятивные операции на денежном рынке и финансовом рынке. По природе банковское дело это канал переброски сбережений в инвестиции. В России наблюдается падение уровня сбережений и инвестиций, а банковский бизнес продолжает быть рентабельным и привлекательным. Отсутствие индексации доходов населения на уровень инфляции. С одной стороны, инфляция сокращает доходы банков, а с другой стороны она является источником их обогащения. Богатство банков складывалось через превышение обогащения от инфляции над обесценением доходов от инфляции.

Нарушенная система трансфертов через МФО позволила задерживать денежные потоки и бесплатно пользоваться ресурсами. Проблема неплатежей, рынок ликвидности и кредитный рынок заметно сузились. В итоге родовые функции банка замещаются спекулятивными операциями на финансовом рынке. Финансовое посредничество рыночного типа не развивается. Оно заменяется прямым бюджетным финансированием. Ресурсы бюджетов и банков сосредоточены в центре. Поэтому территориальные финансовые рынки не возникли. Доходы банковского бизнеса данного периода формировались за счет бесплатного доступа к ресурсам казны, размещаемых банками на платной основе; перераспределения добавленной стоимости из реального сектора в банковский сектор, торговли ресурсами страны на внешнем рынке.

Прекращение мультипликации платежных средств не способствовало росту кредитных ресурсов, создавало проблему ликвидности не только для предприятий, но и для посредников. Дефицит ликвидности замещается суррогатными инструментами, приостановка воспроизводственного процесса снизила потребность в переброске ресурсов от сберегателей к инвесторам. Рынок банковских услуг замер.

. Банковская реформа 80-х годов предполагала решение следующих задач:

Ø Коммерциализация банковского дела;

Ø Переход от объекта к субъектам кредитования;

Ø Разгосударствление банковского дела;

Ø Создание конкурентной рыночной среды в банковском бизнесе;

Ø Повышение качества инвестиций;

Ø Приток иностранного капитала в экономику России;

Ø Капитализация банков;

Ø Концентрация и централизация банковского капитала

В итоге первого этапа банковской реформы в России наблюдается следующая картина на рынке ссудных капиталов:

Ø Монополизм отдельных банков, отсутствие здоровой банковской конкуренции. Конкуренция трансформировалась в «войну банков»;

Ø Дефицит инвестиций продолжает усиливаться;

Ø Банки стали каналом перелива капиталов из регионов в центр, из страны за границу;

Ø Недокапитализация и маломощность банков;

Ø Децентрализация и декапитализация банковского капитала;

Ø Банки обросли безнадежными долгами, сомнительными сделками, политической и инсайдерской зависимостью, на рынке к ним высокое недоверие;

Ø Законодательство отстает от приватизации банковского дела и не способствует защите интересов вкладчиков. Количество банков сократилось и объем конкурентов стал меньше;

Ø Предложение банковских продуктов снизилось, но возросла доля спекулятивных услуг;

Ø Отсутствие контроля и надзора за рынком;

Ø Банковская среда агрессивная, конфликтная и высоко рискованная.

С1991-1994 гг. в поволжском регионе выделился Автовазбанк, западносибирском – Сибирский торговый банк, северо-западном –северный торговый банк. южно-уральском – банк Южный Урал и т.д. Активы региональных банков росли по мере роста инфляции. В 1994 г. снижение инфляции обусловило снижение активов региональных банков. Региональные банки лишились прямого доступа на финансовые рынки в связи с приходом на смену пирамиде инфляции пирамиды ГКО и ОФЗ. С 1994 г. вступает в действие пирамида валютных спекуляций до октября 1995 года. Завершился этот этап кризисом банковской ликвидности. Таким образом, децентрализация и декапитализация экономики обусловили рост числа мелких банков и незначительное количество средних и крупных банков. Предприятия получили свободу выбора банков, свободу открытия нескольких счетов, но лишились свободы получения кредитов на производственные цели, которые из-за дороговизны и отягощенности условий стали недоступны многим потенциальным заемщикам. На смену оперативным схемам кредитования по специальному ссудному счету или контокорренту пришли немобильные, «ростовщические» схемы, сделавшие кредит недоступным для многих производителей

Второй этап До 1995 г. на рынке преобладает Уральский регион – за счет ВПК, а затем его потеснила Сибирь за счет добычи нефти и газа. С 1995 года сформировались такие финансовые центры как Северо-запад, Москва и Западная Сибирь. Происходит перераспределение собственности от государственных учреждений к частным структурам, первоначальное накопление капитала и вывоз его из страны. Финансовый сектор стал насосом выкачивания свободных денежных ресурсов из реального сектора экономики. Рост бартеризации и натурализации экономики. Спад производства и увеличение доли убыточных предприятий, снижение реальных доходов населения. Банковское дело периода переходной экономики характеризуется противоречивостью, нестабильностью, непрозрачностью. Эта ситуация была обусловлена следующими факторами:

- переход от планово-социалистической системы к рыночно капиталистической, содержанием которого является первоначальное накопление капитала. Действующими лицами являлись социалистическая номенклатура, не являвшаяся собственником юридически, но фактически распоряжавшаяся ею, теневики и криминалитет, трудящиеся. Номенклатура возглавляла приватизацию, инициировала и руководила данным процессом. Трудящиеся не были собственниками народного богатства, политически не организованы. От высокой степени концентрации и централизации в банковском деле перешли к мелким и средним банкам. Число отделений банка по стране сократилось. В банковском бизнесе России обозначились пять типов банков:

1) система московских банков, возникла за счет централизации бюджетных и отраслевых ресурсов страны в Москве, поскольку финансовые потоки через банки и бюджет перетекали в столицу;

2) региональные банки, возникли на базе региональных ресурсов и соответствуют структуре экономики соответствующего региона;

3) система сберегательного банка, преобразование Сбербанка периода перестройки;

4) система государственных банков, возникшая на основе реорганизации спецбанков и создания новых банков, оставшихся в государственной собственности. Обновленные старые банки стали играть роль системообразующих банков

5) система корпоративных банков – олигархические банки, возникшие на базе министерского и ведомственного капиталов.

- противоречия в развитии реального и финансового сектора. В реальном секторе наблюдается спад, а в финансовом рост за счет перераспределения ресурсов через рынок спекулятивных операций. Российский банковский капитал не имеет частной ссудной основы. Банковская система сформировалась не как порождение реального сектора, а как паразит на реальном секторе. Генезис банковского капитала имеет казенное происхождение. Источник – скрыто приватизированные финансово-кредитные ресурсы страны. В перестроечное время сотрудничество государства с банками трансформировалось из прямого, в советское время, в косвенное. Это нашло отражение через централизацию государственных финансовых ресурсов, обслуживание финансового хозяйства государства, операции с ценными государственными бумагами, учредительство государства в банковском капитале, трастовые услуги государству. Влияние государства на управление активами и пассивами банковской системы;

- противоречия в развитии отдельных сегментов финансово-кредитной системы. Платежный кризис, рост налично-денежного оборота и сокращение безналичных платежей, распространение бартера, долларизация страны, рост залоговых кредитов и исчезновение бланковых кредитов на российском кредитном рынке. Рост просроченных кредитов. Ориентация банков на получение быстрой сверхприбыли.

- Неравные стартовые условия в деятельности отдельных банков. Наличие монополистов на рынке. В итоге возникла неравномерная конкуренция. Борьба между конкурентами идет не за банковские продукты, а за доступ к ресурсам. Банки, имевшие доступ к дешевым ресурсам находятся в более выгодном положении;

- Игнорирование кредитования реального сектора экономики и увлечение спекулятивными операциями на денежном рынке или на финансовом рынке.

- Ориентация банков на крупных клиентов и игнорирование интересов мелких.

- Не заинтересованность в информационной открытости и контроле со стороны общества за деятельностью банков. Непрозрачность банковского бизнеса ослабляет рыночные позиции аутсайдеров, ограничивает возможности профессиональных специалистов, повышает недоверие к банкам, растет асимметричность информации, обостряется проблема ложного выбора. Банковский бизнес становится рискованным и ненадежным.

- Слабый банковский надзор. Лицензирование и контроль банковской деятельности имеют дело с политическими рисками. Мотивы приобретения банковской лицензии в условиях переходной экономики: использование чужих денег на цели собственного процветания; корпоративная монополия; ограничение конкуренции за счет лоббирования собственных интересов, участие в борьбе за политическую власть. Предоставление права на банковскую деятельность – это форма политической доверительности в отличие от финансовой самостоятельности и ответственности за риски в рамках рыночных сделок.

- Непоследовательность реформ, неразвитость отдельных сегментов рынка;

- противоречия в распределении собственности, слияние бизнеса и власти;

- С формированием финансовой пирамиды финансовые потоки стали концентрироваться в центре. Потенциал московских банков стал расти быстрее региональных. Финансовые потоки стали уходить из регионов. Пока банки работали на пирамиде инфляции, региональные банки не уступали московским и,может быть, даже обходили их. Затем пирамида инфляции трансформировалась в финансовую пирамиду. Эти пирамиды сконцентрировали потоки денег в Москве, где проходили аукционные торги. Региональные банки не получали доступа к этим ресурсам. Стали наблюдаться центробежные потоки денег из регионов в центр. Банки перекачивают денежные капиталы не по горизонтали на нужды предприятий, а по вертикали на обслуживание пирамиды. В итоге развитие региональных банков вытесняется экспансией московских банков, активы которых подходят как на опаре от спекулятивных операций, а не от вложений в реальный сектор экономики. Региональные банки банкротятся, не выдержав конкуренции. Эта конкуренция была не совершенной, привела к монополии в банковском деле нескольких спекулятивных банков, которые рухнули после краха финансовой пирамиды.

Третий этап. (Период с 1999-2003 гг.). Государственная политика по отношению к банковской системе данного периода ставила задачи:

1) Обеспечение стабильности банковского бизнеса;

2) Преодолений последствий финансового кризиса 1998 года;

3) Расчистка рынка от обанкротившихся кредитных организаций;

4) Создание основ законодательства о банкротстве и реструктуризации кредитных организаций и практики его применения;

5) Восстановление до кризисного уровня показателей банковского дела.

Позитивные тенденции в российской банковской системе изменяется модель участия банков в экономической жизни. Банки стали более кредитоориентированными: в промышленности доля кредитов и займов в финансировании оборотного капитала достигла 12,4% (против?,6% в 1997 году). Восстановились докризисные показатели банковской системы. Около 75% банков по итогам 2001года наращивали свои активы. Около 90% банков по итогам 2001 года были прибыльными и относились к финансово устойчивым. Темпы роста банковских активов в 2001 году почти в 3 раза превышали темпы роста ВВП.

Негативные тенденции российского банковского дела: сохраняется разрыв между банковским бизнесом и реальным сектором экономики. Банковские ресурсы не трансформируются в инвестиции. Источниками инвестиций являются собственные средства предприятий (72%) и бюджетные средства 5 %.Кредитный портфель в 2,5 раза ниже потенциального. Банковская система ограничена возможностями, инертна, наблюдается. отсутствие банковских инноваций. Пассивы краткосрочны. Основная доля кредитов концентрируется в экспортоориентированных отраслях. Значительная часть банков ориентирована на валютную ликвидность. Высока степень зависимости банков от экспортных отраслей. Банки выступили в качестве ведомых, а не ведущих экономического роста в 1999-2001 годах. Перелив капитала из сырьевых секторов в обрабатывающие сдерживается «связанным» и закрытым характером кредитования внутри финансово-промышленных групп. Внутригрупповые кредиты составляют примерно 40-45% кредитного портфеля банковской системы. На рынке ограниченный набор банковских продуктов. Российская банковская система может в ближайшее время столкнуться с паузой роста, связанной с необходимостью перегруппировки сил и выработки новых моделей поведения.


Контрольные вопросы

 

1. Чем была обусловлена реформа банковской системы в 1985-1989 гг.

2. Как трансформировались функции Госбанка СССР на разных этапах банковской реформы 80-х годов

3. В чем суть составления сводного кредитного плана

4. В чем специфика обслуживания банками предприятий в конце 80-х годов

5. В чем заключается основное отличие специализированных банков конца 80-х годов в сравнении с спецбанками НЭПа и реформы 1959г

6. Дайте характеристику каждому этапу реформы банковской системы

7. Насколько реалистично было внедрение хозрасчета и самофинансирования в банковской системе

8. Как повлиял развал СССР на процесс реформирования банковской системы

9. В состояла специфика функционирования первых коммерческих банков, опишите их функции, операции, взаимодействие

10. Особенности конкуренции в банковском бизнесе в конце 80- х, начале 90-х годов

11. Опишите общесистемные факторы кризиса 1995 г

12. Какие меры были приняты Правительством для улучшения расчетов в 90-е годы в РФ, оцените их эффективность

13. Трансформация банковского дела в период реформ в 90-е годы в РФ

14. как изменились функции ЦБ РФ и коммерческих банков в 90-годы

15. Охарактеризуйте рынок ссудных капиталов, его элементов в конце 80-х годов в России

16. Чем обусловлена неравномерность, многоярусность банковской отрасли в 90-е годы в РФ

17. Какие антикризисные меры предпринял ЦБ РФ в период кризиса 1998 г

18. Охарактеризуйте состояние банковской отрасли накануне кризиса 1998 г

19. Какие законодательные акты регулировали процессы реструктуризации банковской системы в кризисный период 1998-2002гг

20. Назовите экономистов, аналитиков, исследующих проблемы функционирования банковской отрасли в посткризисный период

21. Основные законодательные изменения в посткризисный период

 


Контрольные задания

 

1 Постановление №821 от 6 октября 1987 г., его суть и влияние на структуру банковской системы России.(12 баллов)

В каком году началась реформа по переходу банковской системы России к рыночной экономике:

a) 1985 г.;

b) 1987 г.;

c) 1989 г.;

d) 1991 г.(8 баллов)

2 Основные ошибки, допущенные при переходе банковской системы к рыночной экономике (18 баллов).

Сколько специализированных банков было организовано в ходе данной реформы:

a) 3;

b) 4;

c) 5;

d) 6.(2 балла)

3. Охарактеризуйте взаимоотношения банков и клиентов в дореформенный период и после реформы 1989 года (14 баллов)

Каким образом осуществлялось банковское обслуживание предприятий:

a) предприятия закреплялись за определенным банком;

b) предприятия сами выбирали обслуживающий банк.

4. В виде таблицы представьте функции и операции специализированных банков (15 баллов)

Что являлось основой деятельности государственных специализированных банков с 1989 года:

a) государственное кредитование;

b) хозрасчет и самофинансирование;

c) централизованное распределение средств.(5 баллов)

5. Назовите причины изменений в деятельности Центрального банка и специализированных банков(12 баллов)

Когда был утвержден устав Центрального банка РСФСР:

a) 1 января 1991 г.

b) 24 июня 1991 г.

c) 20 декабря 1991 г.

d) 10 января 1992 г.(8 баллов)

6. Как изменились кредитные взаимоотношения банков и предприятий в 80- годы (14 баллов)

Советская модель кредитования работала:

a) при минимальном запасе собственных оборотных средств;

b) при максимальном запасе собственных оборотных средств.(6 баллов)

7.В чем причина обращения банков к спекулятивным операциям (17 баллов)

Основными операциями коммерческих банков рассматриваемого периода были:

a) производственное кредитование;

b) потребительское кредитование;

c) спекулятивные операции.(3 балла)

8.Постановление №821 от 6 октября 1987 г., его суть и влияние на структуру банковской системы России.(12 баллов)

В каком году началась реформа по переходу банковской системы России к рыночной экономике




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.392 сек.