Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распространение методики взаимного обучения в начальной школе Англии. Педагогическая концепция Джона Локка




Деятельность и педагогические взгляды Яна Амоса Коменского. Трактовка Коменским принципа природосообразности воспитания, разработка классно-урочной системы, принципов и методов обучения.

Изменения в организации образования в XVII – XVIII вв. Зарождение идей всеобщности обучения, обучения на родном языке, значимости естественнонаучных знаний, идеи посещения школы как гражданской обязанности.

ТЕМА 3.5. Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII – XVIII веках.

В преддверии Нового времени (XVII – начало XVIII в.) элементы новых социальных отношений, иные подходы к пониманию роли и места человека в мире, к воспитанию и обучению послужили причиной для постепенного осуществления перехода от богословско-религиозных взглядов к светским. По свидетельству многих историков, XVII век был временем расцвета рационализма и индивидуализма, выразившихся в соответствующем осмыслении природы человека и воспитания. В этот период возрастает роль образования, что также находит существенное отражение в педагогической мысли. Новая педагогическая мысль стремилась основывать свои выводы не на вере, а на данных экспериментальных исследований. Всё более очевидной становится роль естественнонаучного, светского образования. Ярким примером указанных тенденций может служить творчество ряда мыслителей.

Английский учёный Френсис Бэкон (1561 – 1626) выделил педагогику как самостоятельную науку. Целью научного познания он считал освоение сил природы путём исследования, эксперимента, поддерживал значимость принципа природосообразности процессов познания и воспитания.

Немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571 – 1635) стремился сделать обучение лёгким и приятным; настаивал на том, что обучение детей следует осуществлять на родном языке; предложил методику одновременного обучения чтению и письму; сформулировал такие дидактические принципы, как: природосообразность, последовательность обучения, обучение без принуждения, опора на индукцию и опыт, от известного к неизвестному, В своей работе «Всеобщее наставление» В. Ратке приводил мысль о создании демократических учебных заведений, подчёркивая необходимость педагогических знаний для каждого человека как условия счастливой жизни. В. Ратке создал новую науку – методологию образования. Им также были установлены критерии, по которым следовало строить научные педагогические исследования и содержание образования; сформулированы педагогические требования в духе Нового времени: особе внимание обучению родному языку в начальной школе; превращение школы единого общего языка в основу системы школьного образования. Учёным был расширен предмет дидактики как науки о формировании личности.

Новый взгляд на природу человека был изложен французским философом Рене Декартом (1596 – 1650), который воспринимал природу как некий механизм, законы которого можно постичь лишь разумом. Р. Декарт полагал, что если окружающая человека природа подчинена универсальным законам механики, то человек не только материальная, но и мыслящая, духовная субстанция, производная от Бога. Следовательно, в процессе воспитания необходимо учитывать этот дуализм сущности личности. По мнению Р. Декарта, в процессе воспитания необходимо преодолевать издержки детского воображения, при котором предметы и явления представляются не такими, какие они есть на самом деле. Будучи убеждённым в нравственном и интеллектуальном вреде детского эгоцентризма, учёный советовал прилагать максимум усилий для развития у учащихся способности к самостоятельным суждениям, к верному осмыслению собственных поступков и окружающего мира.

Среди педагогов начала Нового времени особое место принадлежит Яну Амосу Коменскому (1592 – 1670), который впервые дал ответы на многие вопросы, поставленные новой эпохой в деле просвещения, и вошел в историю образования и педагогической мысли как основатель природосообразной педагогики.

Родился Я.Коменский в Чехии (Моравия, местечко Комне) в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Первоначальное образование получил в братской школе, затем продолжил учёбу в латинской школе, Герборнской академии, Гейдельбергском университете. С 1614 года – Коменский учитель в братской школе в Пшерове. В результате репрессий, обрушившихся на протестантов во время тридцатилетнего крестового похода Ватикана в Западную Европу (1618 – 1648), Я.А. Коменский вместе с общиной, в которой он к тому времени был избран проповедником и руководителем братской школы, вынужден был покинуть родину и вести жизнь скитальца. Почти двадцать лет провёл он в эмиграции, в основном в Польше, выезжая в Англию, Швецию, Венгрию, Нидерланды. Свои последние годы Коменский провел в Голландии, в Амстердаме.

Во время польского периода эмиграции Коменский попробовал осуществить реформу латинской школы; в Швеции трудился над подготовкой учебников для шведских средних школ; в Венгрии являлся консультантом по вопросам организации первоначального обучения. И в каждой стране он создавал свои педагогические труды.

В Польше (г. Лешно) он преподавал в гимназии и закончил работу над своим известнейшим трактатом «Великая дидактика» (1632), написал несколько учебников: «Открытая дверь языков и всех наук» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), подготовил первое в истории руководство для семейного воспитания детей дошкольного возраста – «Материнская школа» (1632).

Изданные в доступной форме энциклопедические знания о природе и обществе были размещены в «Пансофии», над которой Коменский работал в Англии. В 50-е годы XVII века, находясь в Венгрии, Я.А. Коменский дал научное обоснование принципов пансофической школы; учебный план, распорядок дня были изложены им в трактате «Пансофическая школа» (1651).Также в этой стране Коменский написал первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов. Стремясь оживить процесс преподавания и пробудить в детях интерес знаниям, педагог применил метод драматизации учебного материала и написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Амстердаме учёный продолжил работу над трудом, начатым ещё в 1644 году, «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором разработал гуманную и демократичную программу по улучшению жизни общества.

Как истинно верующий человек, Я.А. Коменский считал, что мир – это создание Бога, и земная жизнь является подготовкой к последующей жизни. Однако этим он не сужал значение земных возможностей человека, его значения в этом мире. Причина кроется в воздействии на мировоззрение учёного идей эпохи Возрождения, проявившихся в его гуманистических воззрениях. Для Коменского человек – это совершенное творение природы, чудесный микрокосм, который при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса может подняться в своей образованности и духовности на самую высокую ступень, чтобы служить человечеству. «Благополучие рода человеческого» – вот основная цель жизнь человека в понимании Я. Коменского, а основная цель воспитания – всестороннее развитие личности, «сделать людей мудрыми по разуму, пристойными в своих поступках и набожными сердцем».

В процессе воспитания Я. Коменский выделял три основные задачи:

– познание себя и окружающего мира (умственное воспитание);

– управление собой (нравственное воспитание);

– стремление к Богу (религиозное воспитание).

Все эти задачи объединены великим чувством гуманизма. В связи с вышеизложенным, школу Я. Коменский называл мастерской гуманности, «где проявляют любовь и уважение к детям, где соперничают интересы и таланты, искореняются нравственные недостатки, раскрываются природные задатки детей». Воспитанию вообще, как фактору формирования личности, Я. Коменский отводил главную роль: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путём правильного воспитания стали добрыми – это зависит от нас». Не отрицая наличие у ребёнка прирождённых индивидуальных особенностей, Я. Коменский вместе с тем провозглашает равенство всех людей от природы, необходимость наиболее полного умственного и нравственного развития всех без исключения.

«Учить всех всему» – центральный тезис его педагогической концепции. Этот демократизм, или пансофизм, Я. Коменский понимал, как объединение всех приобретённых цивилизацией знаний и донесение их через школу на родном языке до всех людей независимо от их расовой принадлежности.

Второй важнейший тезис, или принцип «Великой дидактики» – природосообразность. Я. Коменский одним из первых пришел к пониманию объективных закономерностей, существующих в окружающей природе, к связи их с закономерностями существования человеческой личности и учебно-воспитательного процесса. На многочисленных примерах растений, животных, птиц педагог показывает, что в природе всё разумно, целесообразно, все процессы происходят в определённое время, последовательно, постепенно. Поэтому устройство школьной жизни «надо перенимать у природы, уверен Я. Коменский. «…и как только это будет осуществлено, созданное будет протекать также легко и свободно, как легко и свободно протекает всё в природе».

Согласуя сформулированные им основные принципы воспитания со всеобщими законами природы, учёный обращается прежде всего к окружающей среде. А при обосновании возрастной периодизации, школьной системы, индивидуальных особенностей и правил обучения, он ссылается и на прирождённые черты человека. Позднее его последователи (Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервег и др.) будут развивать принцип природосообразности непосредственно в этом смысле, имея в виду природные возрастные особенности детей. На принципе природосообразности основываются: понятие о сути процесса воспитания, возрастная периодизация, вопросы организации обучения, дидактические принципы, методика обучения и др.

Возрастная периодизация и система школ. В становлении личности Я. Коменский выделял четыре возрастных периода, которым присущи свои особенности физического и психического развития ребёнка. Каждому из периодов соответствует своя школа:

– детство (весна) – от рождения до 6 лет – материнская школа;

– подростковый возраст, отрочество (лето) – от 6 до 12 лет – школа родного языка;

– юность (осень) – от 12 до 18 лет – латинская школа, гимназия;

– зрелость, возмужалость (зима) – от 18 до 24 лет – академия.

В период детства происходит быстрый рост и развитие внешних чувств ребёнка, в связи с этим материнская школа (дошкольное воспитание под руководством матери)должна заложить основы физического, нравственного и умственного развития, то есть сформировать у ребёнка первоначальные представления об окружающей среде, о природных явлениях, о предметах домашнего обихода; приучить к труду; воспитать такие нравственные качества, как: трудолюбие, доброжелательность, терпеливость, правдивость, стремление к справедливости, а главное, любовь к людям. Я. Коменский в «Материнской школе» даёт конкретные рекомендации по кормлению, режиму, организации игр, посильного труда детей.

Подростковый возраст характеризуется развитием внутренних чувств, силы представления и памяти с исполняющими органами – рукой и языком – путём чтения, письма, рисования, пения, счёта, измерения, запоминания различного материала и т.п. заслуга Я. Коменского заключается в том, что он значительно расширил содержание обучения, дополнив традиционный курс начальной школы основными понятиями из географии, геометрии и природоведения, пением и ручным трудом. Но самое главное заключалось в том, что обучение обязательно должно было осуществляться на родном языке, что делало начальную школу доступной для всех детей. Такие школы, по мнению педагога-гуманиста, должны были открываться повсеместно.

Содержание обучения в латинской школе, которая соответствовала третьему возрастному периоду – юности, – было направлено на развитие у учащихся «понимания и суждения обо всём материале, собранном чувствами». Происходило это с помощью таких предметов, как диалектика, грамматика, риторика, а также при помощи естественных наук и искусства. И в гимназии Я. Коменский расширил круг традиционно изучаемых предметов, дополнив «семь свободных искусств» физикой, географией, историей, родным и одним иностранным языком. В этот временной период педагог также предлагал последовательное изучение по классам каждого из предметов, начиная с грамматики (грамматический класс) и завершая риторикой (риторический класс).

Академия, которая предназначалась для самых способных юношей, была призвана развивать «преимущественно то, что относится к области воли, в частности, способности, которые учат сохранять гармонию». Эти качества формировались, по мнению ученого, в процессе изучения богословия, философии и юриспруденции. В итоге, Я. Коменским была сформирована преемственная система образования, потому что каждое из звеньев этой системы отличалось от другого только формой, а не содержанием.

По-новому подошёл Я. Коменский и к вопросам организации школьного обучения. В XVII веке в основной массе школ не практиковалась коллективная форма обучения. Учитель занимался с каждым учеником индивидуально, несмотря на то, что находились они все одновременно в одном помещении и в одной учебной группе (классе). Определённого времени приём в школу, единой продолжительности занятий, понятия учебного года и многого другого не было. Значительная часть элементов коллективной организации обучения имела место только в братских школах. Исходя из принципа природосообразности, Я. Коменскому удалось доказать эффективность и экономичность коллективной работы в классе. Созданная им в XVII веке новая модель школы позволяла охватить обучением большое количество детей, что давало возможность удовлетворить потребности общества в грамотных рабочих и реализовать в образовании принцип демократизма.

Принцип природосообразности был положен Я. Коменским и в основу таких понятий, как «учебный год», «учебная четверть» и др. Он настаивал на одновременном приёме детей в школу осенью, завершении занятий в конце весны, на введении школьных каникул, на строгой организации учебного дня. Основной формой организации учебной работы считался урок. Я. Коменским были разработаны точные указания по его планированию и проведению. В структуре урока педагог выделял опрос учащихся по изученному ранее материалу, объяснение нового материала, его закрепление, домашнее задание. Все вопросы организации обучения наиболее полно были раскрыты Я. Коменским в трактате «Законы хорошо организованной школы».

Педагогическая система Я. Коменского основывается на конкретных дидактических принципах, которые он теоретически обосновал, исходя из закономерностей окружающей природы и природы ребёнка.

Принцип наглядности трактуется Я. Коменским как познание при помощи органов чувств. Знаменитое «золотое правило дидактики» гласит: «Всё, что только возможно, дать для восприятия чувствами: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, принадлежащее вкусу – вкусом, доступное ощущению – путём осязания, прикосновения Если какие-нибудь предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». Средствами наглядности являются сами предметы и явления, а при невозможности их наблюдать – картины, модели, рисунки. Заслуга учёного заключается в том, что он не только впервые теоретически обосновал эффективность наглядного обучения, но и на основе этого принципа разработал свои совершенные для того времени учебники, в первую очередь «Мир чувственных вещей в картинках».

Одной из закономерностей обучения является признание самостоятельности воспитанника в познании и освоении мира, поэтому его воля и собственная деятельность, активность являются главными составными компонентами педагогического процесса. Педагог призывает всеми возможными способами возбуждать у учащихся интерес к познанию, стремление к учёбе. Схоластике и догматизму средневекового обучения гуманист противопоставляет принцип сознательности активности учащегося в процессе обучения: «Знать – это значит понимать вещь через познание причин».

Принцип сознательности дополняется принципами систематичности и последовательности. Эти принципы предусматривают изложение материала в виде основных положений, объяснение его последовательности, чтобы он не представлялся хаосом и чтобы изучение нового было подготовлено предыдущими занятиями: «всё необходимо изучать последовательно, акцентируя внимание в каждый момент только на чём-то одном», «всё, что должно быть изучено, пусть сначала предлагается в общем виде, а потом по частям», «идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, от конкретного к абстрактному, от лёгкого к сложному, от общего к частному».

Принцип прочности, как показатель полноценности знаний, возникает в дидактической системе исходя из предыдущих принципов. Для достижения результата прочного усвоения материала педагог придавал большое значение упражнениям и повторению пройденного материала, выделяя последние в структуре урока отдельными компонентами. Соединение Я. Коменским упражнений и повторения с принципом сознательности и активности учащихся отличало его систему обучения от традиционной. Все обоснованные Я. Коменским принципы определяют согласованную с закономерностями природы методику обучения.

Много внимания в своих работах Я. Коменским было уделено роли учителя в формировании личности ученика, оценке труда преподавателя. Учёный определил строгие требования к учителю, призывал государственные органы защищать права педагога, повышать его авторитет. По мнению Я. Коменского, преподаватель должен был быть образованным и трудолюбивым, являться примером для учеников в добропорядочности, религиозности, отеческом отношении к воспитанникам.

Я.Коменский, осознавая заложенную в воспитании огромную преобразующую силу, создал стройную систему всеобщего образования в соответствии с закономерностями природы и возрастными индивидуальными особенностями развития детей, тем самым заложив основы научной педагогики. Сформулированные им педагогические принципы были положены в основу теории обучения; созданные им учебники содержат в себе материал, содержание и значимость которого для образования невозможно переоценить; его рекомендации по организации обучения и сегодня успешно применяются в школьной практике.

 

В XVII – XVIII вв. принцип сословности образования, в соответствии с которым лучшие школы предназначались для детей дворянства и духовенства, становится все более ощутимым фактором снижения интеллектуального потенциала нации. Попытки реформировать школу на светских началах наталкивались на противостояние церкви, остававшейся духовным и организационным центром школьного дела.

Основным видом учебного заведения в системе школьного образования становится школа классического типа. Её приоритетом является пересмотр содержания образования в пользу предметов естественнонаучного цикла. Например, в Англии во второй половине XVII века «Королевским обществом» во главе с Р. Бейлем были созданы учебные заведения, в которых давались практические полезные знания и умения. Многовековые устои феодальной школы начали разрушаться. Увеличивается приток в школы детей из третьего сословия (крестьян и горожан). Усилилось влияние светского образования, что выразилось в расширении программ «мирских дисциплин», в успешном соперничестве общинных школ с церковными.

Однако в целом начальная школа не справлялась с поставленными перед ней задачами. Основная масса населения, прежде всего крестьяне, оставалась неграмотной. Правящие классы пренебрегали просвещением народа. В Англии в конце XVIII века на 1712 жителей в среднем приходился только 1 учащийся.

Существенные изменения в систему организации школ начального обучения в Англии внесли представители движения Реформации. В этой стране на протяжении XVII – XVIII вв. под эгидой англиканской церкви создавались благотворительные, воскресные и школы взаимного обучения для бедняков. Уровень подготовки в этих учебных заведениях элементарного образования был очень низким: лишь некоторые ученики могли с трудом читать тексты религиозного содержания на родном языке.

Школы взаимного обучения, или белл-ланкастерские, или просто ланкастерские получили свое название от имени двух английских педагогов, впервые применивших новую систему обучения в начальной школе в конце XVIII века. Особенность данной системы заключалась в том, что она позволяла одному учителю с помощью группы наиболее подготовленных учащихся вести параллельно обучение большого количества детей. В методике обучения основное место занимала работа по тщательно подготовленным многочисленным таблицам и схемам.

Творчество английского философа и педагога Джона Локка (1632 – 1704) сыграло заметную роль в развитии новых идей воспитания и обучения подрастающего поколения. В его трудах, прежде всего в философском сочинении «Об управлении разумом» (1690) и педагогическом трактате «Мысли о воспитании» (1693), ярко выражены важные передовые устремления того времени, представлены идеи светского, обращенного к жизни образования.

Родился Дж. Локк в семье судебного чиновника, образование получил в Вестминстерской школе, а затем в Оксфордском университете, где позднее преподавал греческий язык и риторику. В связи с определенными политическими обстоятельствами ему пришлось провести несколько лет в семье графа Шефтсбери в качестве домашнего врача и воспитателя его детей.

Дж. Локк был прекрасно знаком с трудами выдающихся философов и естествоиспытателей своего времени, увлекался трудами Р. Декарта, Ф. Бэкона, И. Ньютона. Представления философа о воспитании складывались в контексте его философских воззрений и собственных наблюдений. Дж. Локк по-своему подошел к решению коренных вопросов педагогики: о факторах развития личности и роли воспитания, о цели, задачах и содержании образования, о методах обучения. Им были также разработаны приёмы и способы развития мышления личности.

В своём известном философском труде «Об управлении разумом» («Опыт о человеческом разуме») Дж. Локк поверг критике теорию «врождённых идей», разработал учение о происхождении знаний из чувственного опыта. Душу, разум новорожденного он сравнивал с «чистой доской», или tabula rasa, которая заполняется представлениями, принципами в результате воздействия окружающего мира на органы внешних чувств – единственный источник познания. Это учение Дж. Локка о происхождении знаний и идей из чувственного опыта вооружило буржуазию на борьбу против широко распространенных в то время утверждений о врожденности идей, «рыцарских качеств», способностей к управлению государством, особых прав знати на образование. Свои взгляды на процесс обучения и воспитания Дж. Локк изложил в педагогическом трактате «Мысли о воспитании».

«Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых становятся тем, что они есть: добрыми или злыми, полезными или нет, благодаря воспитанию, – писал Дж. Локк. Задачей воспитания он считал воспитание джентльмена, «молодого человека дворянского происхождения, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно». Джентльмен должен получить физическое, нравственное, умственное и трудовое образование, но не в школе, а обязательно дома, у хорошо образованного, умного, солидного воспитателя. А школа именовалась «сборищем дурно воспитанных мальчиков».

Конечную цель воспитания английский педагог видел в обеспечении «здорового духа в здоровом теле» («вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире»). Все составляющие процесса воспитания должны находиться в тесной взаимосвязи. Но при этом существуют определённые приоритеты. Так, умственное развитие должно подчиняться формированию характера. Нравственность джентльмена Дж. Локк ставил в зависимость от воли и умения сдерживать свои желания. Становление воли, по его мнению, происходит, если ребёнка с детства приучают стойко переносить трудности. Для этого необходимо использовать систему закаливания, учить воспитанника переносить усталость, невзгоды, различные перемены. Дж. Локк подробно обосновывал значение строго режима в жизни юного джентльмена, давая советы о его одежде, пище, прогулках занятиях спортом. «Джентльмен должен быть воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом».

В список учебных дисциплин и занятий были включены латинский и французский языки, арифметика, геометрия, география, история, танцы, фехтование. Преподавались и «профессиональные» предметы: бухгалтерия, юриспруденция, стенография и др. – будущий предприниматель должен уметь вести коммерческие дела. Получившему такую подготовку юноше необходимо было также преподать навыки социального поведения – «хорошие манеры и знание света».

Дж. Локк являлся убеждённым сторонником целесообразности социальной (сословной) детерминации школьного образования. В связи с этим он предлагает различные варианты получения образования: полноценное воспитание джентльменов, выходцев из дворян, и ограниченное поощрением трудолюбия и религиозности воспитание детей из неимущих слоёв общества.

Поскольку важнейшими задачами воспитания, по Дж. Локку, считались выработка характера, развитие воли и нравственное дисциплинирование, основными средствами воспитания становились не рассуждения, а пример, среда и окружение ребёнка.. «Примите за несомненную истину, что какие бы наставления ни давали ребёнку, какими бы мудрыми уроками благовоспитанности ни пичкали его ежедневно, наибольшее влияние на его поведение будет всё-таки оказывать компания, в которой он находится, и образ действий тех, кто ходит за ним», – подтверждает свою точку зрения педагог.

«Детей нельзя воспитывать правилами, которые ускользают из памяти. Если вы считаете необходимым приучить их к чему-нибудь, укорените это посредством практики всякий раз, как представится случай, и, если возможно, сами создайте этот случай, - советует Дж. Локк. – Воспитание привычек должно начинаться с самого раннего возраста. Нельзя добиться положительных результатов грубостью, наказаниями, необходимый результат дадут только ласковые слова, как бы случайное внушение, сделанное в форме напоминания о том, что дети забыли».

Для правильного направления всего воспитательного процесса, по мнению педагога, следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребёнка. Дж. Локк вступал противником телесных наказаний, считая, что «рабская дисциплина создаёт и характер раба». Но в исключительных случаях телесные наказания им всё же допускались: в случаях упорного нежелания ребёнка проявлять послушание.

Большое значение Дж. Локк придавал и религиозному воспитанию, делая акцент на том, что главное – не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и почтение к Богу, как высшему существу. Программа воспитания, разработанная Дж. Локком, решительно порывает со средневековыми традициями. Знаниям, по мнению автора, следует придать практический характер.

Также педагог рекомендовал, чтобы воспитанник занимался каким-либо ремеслом или сельскохозяйственным трудом, садоводством. Необходимость трудового воспитания юного джентльмена он мотивировал тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремёсел может пригодиться деловому человеку в будущем как предпринимателю. Также труд, по его мнению, «предотвращает вредную праздность».

Воспитатель, занимаясь с ребёнком, должен пробуждать его интерес к учению, развивать его любознательность. Необходимо также формировать у детей понимание и способность к самостоятельным суждениям. Обучение, по мнению Дж. Локка, – это процесс формирования общественных и нравственных устоев личности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 2040; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.