Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование минимизации и защиты от рисков




Задача планирования — выявить возможные риски на пути реа­лизации предпринимательской деятельности и разработать ме­тоды защиты от их влияния. Этот раздел очень важен, так как и инвесторы (кредиторы), и сам предприниматель должны знать, с какими проблемами может столкнуться предприятие и как предприниматель предполагает выйти из данной ситуации. При написании данного раздела следует осветить следующие основ­ные моменты:

1. Дать общую оценку возможных рисков. Необходимо четко представлять степень рискованности предпринимательского проекта — либо это невысокий риск с небольшой прибылью, или это рискованные капиталовложения при высоком уровне прибыли. Возможно использование известных методов оценки риска, среди которых статистический и экспертный методы, а также их комбинации.

Привести перечень возможных рисков с указанием вероят­ности их возникновения и ожидаемого ущерба от этого. По ис­точнику возникновения различают риск: хозяйственный; связанный с личностью человека; обусловленный природны­ми факторами. По причине возникновения риски делят на обусловленные: неопределенностью будущего; непредсказуе­мостью поведения партнеров; недостатком информации. По характеру проявления риски разделяют на политические и ком­мерческие (технические и рыночные).

3. Указать организационные меры по профилактике и нейт­рализации рисков, особенно в случае форс-мажорных обстоя­тельств, таких как колебания курсов валют, забастовки, меж­национальные конфликты, принятие новых нормативных ак­тов или смена общегосударственного курса. Среди мер снижения риска выделяют эффективное прогнозирование и систематическое планирование деятельности фирмы, страхо­вание и самострахование, хеджирование фьючерсных сделок, выпуск опционов, диверсификацию. Коммерческие риски, как правило, принимают на себя инвесторы или же они страху­ются путем заключения долгосрочных контрактов на постав­ку сырья, материалов или необходимого оборудования. Ши­роко применяются на стадии строительства новых объектов заключение контрактов «под ключ», где подрядчик несет пол­ную ответственность за сдаваемый в эксплуатацию объект. Технические риски могут быть застрахованы соглашением о генеральном управляющем проекта, при котором один из инвесторов, имеющий наиболее высокий уровень техничес­кой экспертизы и опыт в подобного рода проектах, несет полную ответственность за текущую эксплуатацию объекта. Политические риски труднее поддаются оценке и страхова­нию. В большинстве случаев политические и региональные рис­ки принимают на себя специальные организации, т. е. финан­сово-кредитные институты, специализирующиеся на страхо­вании подобного вида рисков.

4. Представить программу страхования от рисков.

5. Рассчитать затраты на минимизацию рисков.

Деятельность предприятия, так или иначе, связана с рис­ком, и задачей руководства предприятия является снижение риска. Для этого используются различные способы, которые можно подразделить на две группы — внешние и внутренние (рис.16.2.).

 

 

Рис. Методы снижения рисков

Диверсификация это распределение капиталовложений меж­ду разнообразными видами деятельности, результаты которых между собой непосредственно не связаны. Предприятие, неся убытки по одному виду деятельности, может получить прибыль по другому. Диверсификация позволяет повысить устойчивость предприятия к изменениям в предпринимательской среде.

Страхование это передача определенных рисков страховой компании. Для снижения степени риска используются имуще­ственное страхование и страхование от несчастных случаев. Пер­вое может иметь следующие формы: страхование риска подрядно­го строительства, страхование оборудования, страхование грузов и др. Второе включает страхование общей гражданской ответ­ственности и страхование профессиональной ответственности. Широко используется и такой вид страхования, как хеджирова­ние — страхование цены товара от риска либо нежелательного для производителя ее падения, либо невыгодного для потреби­теля увеличения.

Лимитирование предполагает установление лимита — опре­деленных сумм расходов, продажи товаров в кредит, вложения капитала и т.п.

Резервирование средств на покрытие непредвиденных расхо­дов предполагает установление соотношения между потенциаль­ными рисками и размерами расходов, необходимых для преодо­ления последствий этих рисков. В общем случае резерв использу­ется для финансирования дополнительных работ, компенсации непредвиденных изменений материальных и трудовых затрат, накладных расходов и других затрат, возникающих в процессе осуществления проекта.

Распределение риска предполагает его разделение между учас­тниками проекта. Рост размеров и продолжительности инвести­рования, внедрение новых технологий, высокая динамичность внешней среды увеличивают риск проекта. Способом разделения риска является операция факторинга. В практике зарубеж­ных банков развитие факторинговых операций связано главным образом с потребностью отдельных поставщиков в ускоренном поступлении платежей, которые представляются сомнительны­ми. Как правило, в этих ситуациях имеет место риск неуплаты претензий плательщиком. Банк, выкупивший такие претензии, может понести убытки. Операции факторинга относятся к опе­рациям повышенного риска. Размер комиссионного вознаграж­дения зависит как от степени риска (уровня «сомнительности» выкупаемого долга), так и от длительности договорной отсроч­ки. В некоторых случаях он доходит до 20% от суммы платежа.

Суммируя все сказанное выше, можно сделать вывод, что общими в хозяйственной практике являются три основных принципа снижения риска:

• не рисковать больше, чем позволяет собственный капитал;

• не забывать о последствиях риска;

• не рисковать многим ради малого.

Остановимся подробнее на нескольких способах уменьшения рисков. Основной способ минимизации риска — это страхова­ние. Страхование предпринимательских рисков представляет со­бой отношения по защите имущественных интересов физичес­ких и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

В принципе страхование относится к методу передачи риска посредством заключения контракта в роли трансфера в данном случае выступает страхования компания. Кроме этого, из всех форм передачи риска страхование более всего отвечает идеаль­ным условиям, предъявляемым к трансферу риска. Однако, учи­тывая огромную роль, которую играет страхование в современ­ном бизнесе, данный вид трансфера выделяется в отдельный метод минимизации риска.

Для покрытия потерь предпринимательские фирмы получают ресурсы от страховых организаций быстрее, чем из любого дру­гого источника, за исключением ресурсов внутри самого бизне­са. Следует отметить, что данный метод минимизации риска имеет ряд ограничений:

• в первую очередь — это цена. Иногда премия, запрашиваемая страховщиком за принятие на себя риска, превышает ту цену, которую страхователь полагает разумной за трансфер данно­го риска;

• другим ограничением использования страхования является не возможность застраховать некоторые виды рисков, так как они не принимаются к страхованию. Так, если вероятность наступления рискового события очень велика, страховые фир­мы либо не берутся страховать данный вид риска, либо вво­дят непомерно высокие платежи.

Цена и ограниченность страхования прямо связаны между собой, так как страхователь принимает на себя тот риск, потери от которого он может оценить.

Страхуемый вид риска характерен для таких чрезвычайных ситуаций, когда существует статистическая закономерность их возникновения, т. е. определена вероятность убытка. Отметим, что с помощью страхования можно минимизировать практически все имущественные, а также многие политические, кредитные, коммерческие и производственные риски.

За рубежом в зависимости от специфики деятельности фир­мы могут быть застрахованы риски не только прямого, но и кос­венного ущерба, такие как: риск ошибки работника фирмы и мошенничества; риск убытков от болезни или смерти руководи­теля, ведущего специалиста фирмы; риск разглашения коммер­ческой тайны и др. В России страхование подобных рисков пока развито слабо.

Решив обратиться в страховую компанию, предприниматель­ская организация должна иметь в виду, что лучший вид страхо­вания — это не один страховой контракт «от всего», а комплек­сная система защиты организации. Эта система зависит от спе­цифики работы и специализации предприятия, но в общих чертах должна выглядеть следующим образом:

• во-первых, страхование имущества и имущественных цен­ностей, то есть зданий, сооружений, оборудования, готовой продукции на складах и т.п. от всех возможных несчастных случаев, предусмотренных страховым договором;

• во-вторых, страхование грузопотоков, то есть всех грузов, которые предприятие получает и которые отправляет;

• в-третьих, страхование ответственности, которое включа­ет в себя общегражданскую ответственность (риск загрязне­ния окружающей среды) и ответственность работодателя пе­ред работниками (риск получения работником увечья при не­счастном случае на производстве);

• в-четвертых, страхование персонала, т. е. страхование пред­
приятием жизни сотрудников, страхование на случай времен­
ной нетрудоспособности или инвалидности.

Поскольку объектом страхования могут стать имущество, жизнь и здоровье людей или ответственность предприятия или его сотрудников перед третьими лицами, выделяются три отрас­ли страхования: имущественное, личное и страхование ответ­ственности. Первые две получили свое развитие давно, а третья является новой для России, однако российские страховые ком­пании относительно быстро осваивают страхование новых для отечественных предпринимателей рисков.

При выборе стратегии страхования в первую очередь следует выяснить, какие риски доступны для страхования. Затем с пред­ставителем страховой компании обсудить ставки страховых взно­сов, далее, исходя из имеющихся средств, специализации ком­пании и других внутренних факторов, определить, какие риски страховать, а какие нет. В том случае, если у предприятия недо­статочно средств для комплексной страховой защиты, необхо­димо выделить риски, наступление которых повлечет большие потери для него, и застраховать их.

Договор страхования является соглашением между страхова­телем и страховщиком, в силу которого страховщик обязуется при наступлении страхового случая произвести страховые вып­латы или иные действия по соглашению сторон. Кроме этого условиями договора страхования могут быть предусмотрены ос­нования для отказа выплаты страховой суммы. Решение об отка­зе в страховой выплате принимается страховщиком и сообщает­ся страхователю в письменной форме с мотивированным обо­снованием причин отказа. При этом отказ страховой компании произвести страховую выплату может быть обжалован страхова­телем в суде.

Для заключения договора страхования предпринимательская фирма представляет страховой компании письменное заявление по установленной форме. Договор вступает в силу с момента уп­латы первого страхового взноса. Факт заключения договора стра­хования удостоверяется передаваемым страховщиком страхова­телю страховым свидетельством; как правило, это страховой полис либо страховой сертификат.

В страховом свидетельстве указывается:

• наименование документа;

• наименование, юридический адрес, банковские реквизиты страховой компании;

• наименование страхователя и его адрес;

• объект страхования;

• размер страховой суммы;

• страховой риск;

• размер страхового взноса, сроки и порядок его внесения;

• срок действия договора;

• порядок прекращения и изменения договора;

• другие условия по соглашению сторон, в том числе дополне­ния к правилам страхования либо исключения из них;

• подписи сторон. Страховщик обязан:

В случае проведения страхователем мероприятий, умень­шивших риск наступления страхового случая и размер воз­можного ущерба застрахованному имуществу, либо в случае увеличения его действительной стоимости перезаключить по заявлению страхователя договор страхования с учетом этих обстоятельств.

1. При наступлении страхового случая произвести страхо­вую выплату в установленный договором срок. В том случае, если страховая выплата не произведена в установленный срок, страховщик уплачивает страхователю штраф в размере одно­го процента от суммы страховой выплаты за каждый день про­срочки.

2. Возместить расходы, произведенные страхователем при страховом случае, для предотвращения или уменьшения ущер­ба застрахованному имуществу в том случае, если возмеще­ние предусмотрено правилами страхования. При этом не подле­жат возмещению указанные расходы в части, превышающей размер причиненного ущерба.

3. Не разглашать сведения о страхователе и его имуществен­ном положении.

В свою очередь страхователь обязан:

1. Своевременно вносить страховые взносы.

2. При заключении договора страхования сообщить стра­ховщику о всех известных ему обстоятельствах, имеющих зна­чение для оценки страхового риска, а также о всех заключен­ных или заключаемых договорах страхования в отношении данного объекта страхования.

3. Принимать необходимые меры в целях предотвращения уменьшения ущерба застрахованному имуществу при страхо­вом случае и сообщить страховой компании о наступлении страхового случая в сроки, установленные договором страхо­вания.

Кроме перечисленных, договором страхования могут быть предусмотрены и другие обязанности, как страховщика, так и страхователя.

При наступлении страхового случая страховая выплата осу­ществляется страховщиком в соответствии с договором страхо­вания на основании заявления страхователя и страхового акта (аварийного сертификата). Страховой акт составляется страхов­щиком или уполномоченным им лицом, при необходимости стра­ховщик запрашивает сведения, связанные со страховым случа­ем, у правоохранительных органов, банков и других предприя­тий, учреждений, организаций, располагающих информацией об обстоятельствах страхового случая, а также вправе самостоя­тельно выяснять причины и обстоятельства наступления страхо­вого случая.

Страховая компания вправе не производить стра­ховые выплаты в следующих случаях:

• при умышленных действиях страхователя, направленных на наступление страхового случая;

• при совершении страхователем или лицом, в пользу которого заключен договор страхования, умышленного преступления, находящегося в прямой причинной связи со страховым слу­чаем;

• при сообщении страхователем страховщику заведомо ложных сведений об объекте страхования;

• при получении страхователем соответствующего возмещения ущерба по имущественному страхованию от лица, виновного в причинении этого ущерба.

Договор страхования прекращается в следующих слу­чаях:

• при истечении срока действия;

• при исполнении страховщиком обязательств перед страхова­телем по договору в полном объеме;

• при неуплате страхователем страховых взносов в установлен­ные договором сроки;

• при ликвидации страхователя;

• при ликвидации страховщика в порядке, установленном за­конодательными актами РФ;

• при принятии судом решения о признании договора и стра­хования недействительным.

Договор страхования может быть прекращен досрочно по тре­бованию страхователя или страховщика в том случае, если это предусмотрено условиями договора страхования, или по согла­шению сторон.

Выше были рассмотрены внешние методы снижения рисков. Кроме того возможно использовать внутрифирменные источни­ки снижения риска:

• планировать и прогнозировать деятельность фирмы;

• проверять предполагаемых партнеров по бизнесу;

• осуществлять юридическую проверку контракта сделки;

• тщательно подбирать кадры предприятия.

В первую очередь при заключении любой сделки для снижения риска по хозяйственным контрактам предпринимателю необхо­димо проверить предполагаемого партнера. Однако какого-либо традиционного или стандартного перечня того, что надо знать о коммерческих партнерах, не существует, за исключением прак­тикующегося американскими бизнесменами правила пяти «си», с помощью которого можно оценить кредитоспособность парт­нера. (Название правила объясняется тем, что ключевые слова по-английски начинаются с буквы «си».) Предпринимательской фирме о заемщике нужно знать следующее:

1. Характер (character) — личность заемщика, его репута­цию в деловом мире, ответственность и готовность выпол­нить взятое обязательство.

2. Финансовые возможности (capacity) — способность по­гасить взятую ссуду за счет текущих денежных поступлений или от продажи активов.

3. Имущество (capital) — величину и структуру акционер­ного капитала.

4. Обеспечение (collateral) — виды и стоимость активов, предлагаемых в качестве залога при получении кредита.

5. Общие условия (conditions) — состояние экономической
конъюнктуры и другие внешние факторы.
Предлагаемая в таблице 16. классификация позволяет пред­
приятию оценить характер предполагаемой сделки.

Таблица

Классификация предпринимательских сделок в зависимости от риска

 

Характер сделки Критерии надежности
1. Надежная Представлены подлинные документы, цена приобретения сопоставима с рыночной, наличие неудовлетворенного спроса на приобретаемый товар (услуги) и реального сбыта (реализации)
2. Реальная Подлинные документы, условия сделки сопоста­вимы с рыночными, спрос на приобретаемый товар (услуги) ограничен
3. Сомнительная Подлинные документы, условия сделки и воз­можность ее реализации требуют дополнитель­ной экспертизы
4. Нереальная Представлены копии документов, необходима экспертиза их подлинности и условий реализа­ции сделки

В том случае, если предпринимателя устраивают предполага­емый партнер и условия заключаемой сделки, перед ним стоит задача — заключить договор сделки таким образом, чтобы сни­зить все возможные риски.

В таблице перечислены возможные действия, предприни­маемые для минимизации рисков по хозяйственным контрактам.

 

Таблица

Пути минимизации рисков по хозяйственным контрактам

 

Вид риска Возможные действия предпринимателя
Несоблюдение партнером обязательств по контракту   1. Составление протокола о намерениях, где ого­варивается срок, в течение которого обе сторо­ны, заключающие контракт, могут внести изме­нения
2. Указание в протоколе о намерениях размера материальной ответственности сторон в случае отказа от подписания контракта
3. Вступление контракта в силу не с момента его подписания, а с момента его согласования
Вид риска     Возможные действия предпринимателя
4. Указание в контракте условия рассмотрения споров через третейский суд
5. Введение в контракт системы штрафных сан­кций за каждое взятое обязательство по контрак­ту (размер санкций определяется по договорен­ности обеих сторон)
6. Введение, кроме штрафных санкций, условия уплаты неустойки в размере 0,1% за каждый день невыполнения обязательств
7. Указание в контракте действий форс-мажорных обстоятельств не приводит к освобождению от ответственности
Неплатежеспо­собность партнера   1. Вступление контракта в силу после поступле­ния средств на расчетный счет исполнителя
2. Передача права собственности заказчику только после 100%-ной оплаты
3. Использование услуг банка по аккредитивной форме расчетов
4. Введение в контракт условия залоговых платежей
5. Заключение с банком договора на факторин­говое обслуживание возможной дебиторской задолженности

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Какое значение имеет слово «риск»? Как управлять риска­ми и почему это важно для малого бизнеса?

2. Какие риски испытывает предприятие, когда владеет не­движимостью?

3. Как может малый бизнес устранить или избежать случаев риска? Приведите примеры.

4. Как бы Вы справились с риском потери стоимости пред­приятия из-за его неудачного местоположения?

5. Каков самый лучший путь для защиты бизнеса от риска финансового затруднения?

6. Что такое самострахование?

7. Следует ли малому предприятию защищаться от рисков, ис­пользуя страхование?

8. Почему услуги профессионала в страховании могли бы быть ценны для малого предприятия? Приведите примеры.

9. Каких из перечисленных в этой главе рисков можно было
бы избежать, какие устранить? Какие можно было бы «смягчить»? Какие Вы передали бы страховой компании?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.