КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сравнительно-исторический метод
Методы лингвистической компаративистики.
Среди методов лингвистической компаративистики выделяют: сравнительно-исторический, историко-сравнительный и сравнительно-сопоставительный методы. Среди лингвистических методов и приемов имеют место собственно лингвистические, так и заимствованные из других наук. Так, собственно лингвистическим методом является сравнительно-исторический, который возник в результате открытия в XIX в. родства языков. Ученые полагают, что с момента зарождения членораздельной речи и до настоящего времени на Земле имелось приблизительно 7 тыс. языков. Ныне на земном шаре насчитывается около 3 тыс. живых языков – больших и малых наций, языков народностей и мелких этнических групп. Если на китайском языке говорят почти 700 млн. носителей, то на водском – всего 50 человек, живущих в Ленинградской области. В одном только Конго существует 500 языков, а в Индонезии – 250. Яркий пример многоязычия дают народы Российской Федерации. В нашей стране насчитывается свыше 100 языков, из них около 70 – письменных. Сложившееся в мире множество языков представляет собой не беспорядочную картину. Даже не искушенный в лингвистике человек знает, что одни языки очень похожи друг на друга, а другие не имеют между собой ничего общего. Раскрыть сущность языкового родства оказалось возможным лишь при историческом подходе к изучению языков, что было бы немыслимым без их сравнения. Сравнение, утверждал выдающийся французский лингвист Антуан Мейе, вот единственное орудие, которым располагает языковед для построения истории языков. Наблюдению доступны лишь результаты изменений, а не сами изменения. Следовательно, за развитием языков можно проследить лишь путем сопоставления результатов. Первые труды в области сравнительно-исторического языкознания созданы, как известно, независимо друг от друга датчанином Расмусом Раском, немцами Францем Боппом и Якобом Гриммом и российским ученым Александром Христофоровичем Востоковым. Эти лингвисты создали и обосновали понятие «родство языков», заложили основы их сравнительно-исторического изучения. Последующие поколения лингвистов разных стран работали над совершенствованием сравнительно-исторического метода. Сравнительно-исторический метод – это система научно-исследовательских приемов, используемых при изучении родственных языков для восстановления картины исторического прошлого этих языков в целях раскрытия закономерностей их развития, начиная от языка-основы. Возникновение и использование этого метода стало возможным благодаря объективно существующему родству языков. Аксиомой сравнительно-исторического языкознания является признание того, что материальное родство языков – результат общности их происхождения. Родственные языки восходят к одной и той же языковой основе, которую по традиции называют праязыком. Разновременное отделение от праязыка, неравномерность в самом характере развития, – все это приводит к тому, что родственные языки в неодинаковой мере сохраняют унаследованные от эпохи первоначальной языковой общности элементы. Создается своеобразная перспектива, становится возможным сравнивать то, что есть, с тем, что было. Русский язык, к примеру, утратил сложную систему форм прошедшего времени глагола и значительно упростил систему склонения имен. Болгарский же язык сохранил сложную систему форм прошедшего времени (аорист, имперфект, перфект, плюсквамперфект), но почти целиком утратил древнюю систему склонения. Сравнительно-исторический метод использует следующие основные приемы: · сопоставление значимых единиц языка; · доказательство их генетического тождества; · выявление приблизительных исторических соотношений между сопоставляемыми элементами (прием относительной хронологизации); · прием внешней реконструкции (восстановление исконного вида фонемы, морфемы или формы в целом; · прием внутренней реконструкции (восстановление более ранней формы путём сравнения фактов одного языка), см. об этом: (Н.Ф. Алефиренко, 2005, с. 342). Сравнительно-исторический метод дает возможность проникнуть в незасвидетельствованную письменными памятниками историю языков, обнаружить и в известных пределах, восстановить некое первоначальное единство родственных языков, выявить специфические внутренние законы их последующего развития. Благодаря этому методу наука о языке уже в XIX в. достигла впечатляющих успехов. Сравнительно-исторический метод малоэффективен при изучении изолированных языков, языков-одиночек (баскский, японский). Возможности сравнительно-исторического метода зависят от количества материально родственных черт внутри той или иной семьи языков. Так, в финно-угорских языках общих черт меньше, чем в индоевропейских, а в индоевропейских – меньше, чем в семитских или тюркских. Наилучших результатов посредством этого метода ученые добились при изучении индоевропейских языков. Сравнительно-исторический метод вместе с другими методами лингвистического анализа служит и в современном языкознании важным средством познания языковой действительности.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |