Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнительно-исторический метод




Методы лингвистической компаративистики.

 

Среди методов лингвистической компаративистики выделяют: сравнительно-исторический, историко-сравнительный и сравнительно-сопо­стави­тельный методы.

Среди лингвистических методов и приемов имеют место собственно лингвистические, так и заимствованные из других наук. Так, собственно лингвистическим методом является сравнительно-исторический, который возник в результате откры­тия в XIX в. родства языков.

Ученые полагают, что с момента зарождения членораздель­ной речи и до настоящего времени на Земле имелось приблизи­тельно 7 тыс. языков. Ныне на земном шаре насчитывается около 3 тыс. живых языков – больших и малых наций, язы­ков народностей и мелких этнических групп. Если на китайском языке говорят почти 700 млн. носителей, то на водском – всего 50 человек, живущих в Ленинградской области. В одном только Конго существует 500 языков, а в Индонезии 250. Яркий пример многоязычия дают народы Российской Федерации. В нашей стране насчитывается свыше 100 языков, из них около 70 – пись­менных.

Сложившееся в мире множество языков представляет собой не беспорядочную картину. Даже не искушенный в лингвистике человек знает, что одни языки очень похожи друг на друга, а другие не имеют между собой ничего общего.

Раскрыть сущность языкового родства оказалось возможным лишь при историческом подходе к изучению языков, что было бы немыслимым без их сравнения. Сравнение, утверждал выдающийся французский лингвист Антуан Мейе, вот единственное орудие, которым располагает языковед для построения истории языков. Наблюдению доступны лишь результаты изменений, а не сами изменения. Следовательно, за развитием языков можно просле­дить лишь путем сопоставления результатов.

Первые труды в области сравнительно-исторического языко­знания созданы, как известно, независимо друг от друга датча­нином Расмусом Раском, немцами Францем Боппом и Якобом Гриммом и российским ученым Александром Христофоровичем Востоковым. Эти лингвисты со­здали и обосновали понятие «родство языков», заложили основы их сравнительно-исторического изучения. Последующие поколе­ния лингвистов разных стран работали над совершенствованием сравнительно-исторического метода.

Сравнительно-исторический метод – это система научно-исследова­тельских приемов, используемых при изучении родствен­ных языков для восстановления картины исторического прошлого этих языков в целях раскрытия закономерностей их развития, на­чиная от языка-основы.

Возникновение и использование этого метода стало возмож­ным благодаря объективно существующему родству языков. Аксиомой сравнительно-исторического языкознания является признание того, что материальное родство языков – результат общности их происхождения. Родственные языки вос­ходят к одной и той же языковой основе, которую по традиции называют праязыком.

Разновременное отделение от праязыка, неравномерность в самом характере развития, – все это приводит к тому, что род­ственные языки в неодинаковой мере сохраняют унаследованные от эпохи первоначальной языковой общности элементы. Создает­ся своеобразная перспектива, становится возможным сравнивать то, что есть, с тем, что было. Русский язык, к примеру, утратил сложную систему форм прошедшего времени глагола и значи­тельно упростил систему склонения имен. Болгарский же язык сохранил сложную систему форм прошедшего времени (аорист, имперфект, перфект, плюсквамперфект), но почти целиком ут­ратил древнюю систему склонения.

Сравнительно-исторический метод использует следующие ос­новные приемы:

· сопоставление значимых единиц языка;

· доказательство их генетического тождества;

· выявление приблизительных исторических соотношений между сопоставляемыми элементами (прием относительной хроно­логизации);

· прием внешней реконструкции (восстановление исконного вида фонемы, морфемы или формы в целом;

· прием внутренней реконструкции (восстановление более ранней формы путём сравнения фактов одного языка), см. об этом: (Н.Ф. Алефиренко, 2005, с. 342).

Сравнительно-исторический метод дает возможность проник­нуть в незасвидетельствованную письменными памятниками ис­торию языков, обнаружить и в известных пределах, восстановить некое первоначальное единство родственных языков, выявить специфические внутренние законы их последующего развития. Благодаря этому методу наука о языке уже в XIX в. достигла впечатляющих успехов.

Сравнительно-исторический метод малоэффективен при изучении изолированных языков, языков-одиночек (баскский, японский). Возможности сравнительно-исторического метода зависят от количества материально родственных черт внутри той или иной семьи языков. Так, в финно-угорских языках общих черт мень­ше, чем в индоевропейских, а в индоевропейских – меньше, чем в семитских или тюркских. Наилучших результатов по­средством этого метода ученые добились при изучении индо­европейских языков.

Сравнительно-исторический метод вместе с другими методами лингвистического анализа служит и в совре­менном языкознании важным средством познания языковой дей­ствительности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.