КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Прямые лопаты
За последние 10-15 лет парк карьерных экскаваторов на предприятиях горнорудной промышленности начал пополняться машинами нового поколения. Новые экскаваторы имеют повышенную мощность приводов, увеличенное количество типоразмеров машин, позволяющих гибко учитывать горно-геологические условия и специфику систем разработки открытых месторождений полезных ископаемых различных предприятий. Так, например, УЗТМ на замену экскаватору ЭКГ-4,6Б разработал серии унифицированных машин с реечным напорным механизмом, табл. 5.14.1. Экскаваторы с базовой машиной ЭКГ-5А, рис. 5.14.1 имеют модификации: ЭКГ-5В с виброактивными зубьями ковша для облегчения внедрения ковша в плохо разрыхленные грунты; ЭКГ-5Д с дизельным приводом; ЭКГ-5Ус с удлиненным рабочим оборудованием, увеличивающим радиус черпания до 15,5 м по сравнению с 14,5 м у ЭКГ-5А и ЭДГ-3,2.30 – дизельный драглайн на гусеничном ходу. По аналогичной схеме созданы более крупные экскаваторы УЗТМ ЭКГ-9Ус, ЭКГ-12, ЭКГ-12В, ЭКГ-20 и их модификации, рис. 5.14.2. Общими недостатками экскаваторов с реечным напорным механизмом являются повышенная металлоемкость, весьма жесткая динамика процесса черпания породы и особенно на плохо разрыхленных скальных грунтах, как правило, сопровождающих рудные месторождения. Ударно-динамические нагрузки в виде волн напряжения в элементах рабочего оборудования в процессе черпания распространяются от зубьев через рукоять, жесткий зубчато реечный напорный механизм и стрелу на поворотную платформу экскаватора. Эти нагрузки выводят из строя виброчувствительное оборудование экскаватора и значительно ухудшают условия труда машиниста. Попытки отделить двигатели напора пружинами от стрелы экскаватора не привели к положительному результату, так как работоспособной конструкции, удовлетворяющей требованиям эксплуатации, пока не создано. Табл.. 5.14.1. ТЕХНІЧНІ ХАРАКТЕРИСТИКИ кар'єрних гусеничних екскаваторів з рейковим напірним механізмом
Рис. 5.14.1
Рис. 5.14.2 П.О. «Ижорский завод», выпускает экскаваторы с канатным напорным механизмом, который по сравнению с реечным напором существенно снижает передачу волновых ударно-динамических нагрузок в процессе черпания за счет упругодемпфирующих свойств стальных канатов. На смену экскаваторам ЭКГ-8И и ЭКГ-12,5 разработан ряд унифицированных экскаваторов ЭКГ-10 и его модификаций, а также ЭКГ-15 и его модификаций, рис. 5.14.3 - 15.14.4, табл. 5.14.2. Сравним между собой экскаваторы с реечным и канатным напором, табл. 5.14.1 и 5.14.2. Из таблиц видно, что у машин с максимально близкими параметрами ЭКГ-10 – ПО «Ижорский завод» и ЭКГ-12 – УЗТМ. А также ЭКГ-15 (с ковшом 18 м3 – ПО «Ижорский завод») и ЭКГ-20А – УЗТМ, экскаваторы с реечным напором (при несколько большей вместимости сменных ковшей ≈ на 11%), имеют значительно превосходящие рабочую массу (на 54-69%), большее удельное давление на грунт (на 30-33%) и мощность сетевого двигателя (на 56-80%).
Рис. 5.14.3
Рис. 5.14.4 Табл. 5.14.2. ТЕХНІЧНІ ХАРАКТЕРИСТИКИ кар'єрних гусеничних екскаваторів з канатним напірним механізмом
Вследствие этого, экскаваторы с реечным напором имеют большую стоимость и повышенные эксплуатационные энергозатраты на единицу прогруженной горной массы. В этой связи экскаваторы с канатным напорным механизмом получили подавляющее применение в карьерах ГОКов Криворожского железорудного бассейна. Кроме того, в экскаваторах нового поколения П.О. «Ижорский завод» (кроме упругодемпфирующей канатной подвески рабочего оборудования) применены системы снижения передачи динамических нагрузок на виброчувствительное оборудование. Шкафы автоматики управления экскаватором, размещенные на поворотной платформе, шкафы тиристорных преобразователей системы возбуждения ГД преобразовательного агрегата, силового высоковольтного трансформатора собственных нужд экскаватора, а также осветительного оборудования. В разработке этих систем по пятилетним Целевым научно-техническим программам ОЦ.009 и НТП.005.01 Государственного комитета по науке и технике принимали участие специалисты кафедры горных машин КТУ. В табл. 5.14.3 - 5.14.6 приведены сравнительные данные улучшения параметров надежности оборудования карьерных экскаваторов. Таблица 5.14.3. Статистические данные повышения надежности работы шкафа контроля электроизоляции (период наблюдения 360 суток)
Таблица 5.14.4. Показатели надежности работы магнитной станции управления (МСУ) карьерного экскаватора
Таблица 5.14.5. Показатели надежности работы силового трансформатора карьерного экскаватора
На схеме показан кольцевой резинокордовый виброизолятор РКВК-260, использованный для снижения динамических нагрузок оборудования экскаваторов (табл., 5.14.3 – 5.14.5), конструкция которого защищена патентом Украины № 80759.
По своим техническим характеристикам кольцевой резинокордовый виброизолятор превосходит все известные устройства аналогичного назначения. При габаритных размерах ненагруженного эллиптического кольца 180×130×145 мм (без несущих оснований) и массе 5 кг (вместе с несущими основаниями) РКВ-К-260, нагруженный номинальной нагрузкой 2550 Н, обеспечивает в 3-8 раз меньшие коэффициенты жесткости по осям x, y, z. Обеспечивается полная устойчивость объекта виброизоляции и в 1,4-2,8 раза более низкие частоты собственных колебаний по сравнению с лучшими известными устройствами – арочными амортизаторами А-250 двигателей подводных лодок. Таблица 5.14.6. Параметры надежности работы виброизолированных осветителей карьерного экскаватора
Примечания:*старая система виброизоляции (СВ) на металлических пружинах; **новая СВ на кольцевых резинокордовых виброизоляторах по Авт. свид. №12016113
Кроме того при создании карьерных экскаваторов нового поколения значительное внимание уделено улучшению эргономики рабочего места и условий труда машиниста. На старых.кскаваторах ЭКГ-8И с рычажно-ручными и педальными командоконтроллерами в процессе работы машинист экскаватора вынужден смещаться в переднюю часть сидения кресла. Руки, ноги и спина у него постоянно напряжены. Спина не опирается на спинку кресла особенно при работе в тяжелых забоях с плохим разрыхлением и большой кусковатостью породы.
Специалистами кафедры горных машин КТУ разработаны высокоэффективные по виброзащите и значительно улучшающие эргономику рабочего места машиниста экскаватора кресла-пульты ВК-1, ВК-2, ВК-3, ВК-4.
На рис. 5.14.5 показана конструктивная схема такого кресла-пульта, защищенная патентами СССР № 1676863А1 и Украины № 81907. Благодаря тому, что точки приложения к виброизоляторам силы веса GМ машиниставместе с весом виброизолированной плиты 1 через кронштейны 2 - АА1 расположены ниже точек ВВ1 крепления виброизоляторов 3 к стойке 10 кресла обеспечивается повышенная устойчивость системы (эффект гамака). Виброизолирующая подвеска кресла является самоцентрирующейся относительно оси ОО1. Повышенная устойчивость подвески кресла является весьма важным эксплуатационным фактором, от которого зависят эргономические показатели – удобство в управлении экскаватором и утомляемость машиниста при работе. Благодаря переносу командоаппаратов 9 на виброизолированную плиту 1 рукоятки управления экскаватором вместе с сидением 4 оказываются полностью виброизолированными в трех пространственных направлениях x, y, z.
Рис. 5.14.5. Схема виброизолирующей подвески кресла-пульта: 1 – плита; 2 – кронштейн; 3 – виброизолятор СРКВ; 4 – подушка сидения; 5 – подушка спинки; 6 – устройство регулировки наклона спинки; 7 - штурвал-фиксатор наклона спинки; 8 – кронштейн командоаппарата; 9 – командоаппарат; 10 – телескопическая стойка 11 – хомут цангового зажима стойки кресла; 12 – основание кресла (пол кабины экскаватора)
В результате испытаний и оценки эффективности виброзащиты кресел-пультов ВК-2, ВК-3 совместно с Криворожским институтом гигиены труда и профзаболеваний установлено, что по сравнению с основанием кресла (полом кабины) виброзащитная система снижает вибропередачу до 2-х раз. По сравнению со штатным креслом У7920.01, которым комплектуются экскаваторы ПО «Ижорский завод», подвески ВК-2, ВК-3 обеспечивают значительное снижение вибрации во всем нормируемом частотном диапазоне в 4-4,5 раза (рис. 5.14.6, а). Перенос сенсорных командоаппаратов на виброизолированную часть кресла снижает вибрацию рукояток управления экскаватором в 4-5 раз (рис. 5.14.6, б). В целом, благодаря переносу командоаппаратов на кресло машиниста, кроме значительного снижения их вибрации, в акте гигиенической оценки институтом гигиены труда отмечено, что значительно уменьшается утомляемость машиниста в течение смены за счет расслабленной позы и свободного контакта (опоры) на спинку кресла в процессе управления экскаватором. На рис. 5.14.6 показана сравнительная оценка вибрационных нагрузок рабочего места машиниста (из акта гигиенической оценки Криворожского института гигиены труда и профзаболеваний) на карьерном экскаваторе ЭКГ-10 Первомайского рудника СевГОКа, в трех взаимно перпендикулярных направлениях: x –х; y –Δ; z – o. Из рис. 5.14.6.видно, что в результате испытаний и оценки эффективности виброзащиты кресел-пультов ВК-2, ВК-3 Криворожским институтом гигиены труда и профзаболеваний (Приложение О) установлено, что по сравнению с основанием кресла (полом кабины) виброзащитная система снижает вибропередачу до 2-х раз. По сравнению со штатным креслом У7920.01, которым комплектуются экскаваторы ПО «Ижорский завод», подвески ВК-2, ВК-3 обеспечивают значительное снижение вибрации во всем нормируемом частотном диапазоне в 4-4,5 раза.
Рис. 5.14.6. Спектры виброускорения: а) кресла машиниста: 1 - на штатном кресле У7920.01; 2 - на разработанном кресле-пульте ВК-2; 3 - санитарная норма; б) рукояток командоаппаратов: 1 - штатный вариант командоаппаратов на трубах-стойках; 2 - командоаппараты перенесены на кресло-пульт ВК-2
На рис. 5.14.7 показан фрагмент испытания кресла-пульта, из которого видно, что рукоятки сенсорных командоаппаратов находятся рядом с телом машиниста. Его руки свободно полуопущены, это позволяет практически без напряжения управлять экскаватором, мягко покачиваясь в самоцентрирующейся подвеске кресла-пульта. Кроме того на экскаваторах ЭКГ-10 отсутствуют педали управления благодаря многофункциональным сенсорным командоаппаратам, что также является положительным эргономическим фактором.
В результате длительных промышленных испытаний на ГОКах Кривбасса с 1990 года за 15-18 лет работы опытной партии 12 кресел до настоящего времени не зарегистрировано ни одного выхода из строя виброзащитной системы кресел. Это позволило нам рекомендовать данную разработку производителям карьерных экскаваторов Российскому Объединению машиностроительные заводы (ОМЗ) и АО НКМЗ (Украина). А также принять в проектные работы и освоению серийного производства кресел-пультов предприятием МНПО «Виброимпульс» (Украина).
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |