КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы государственного(территориального) устройства
Республика Республика (от лат.— общественное дело) — это такая форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства, именуемого обычно президентом. Большинство же современных европейских республик обрели ее после военных и революционных потрясений XX века, связанных прежде всего с двумя мировыми войнами. В Америке успешная вооруженная национально-освободительная борьба бывших колоний против монархических метрополий также, как правило, порождала республиканскую форму правления. Равным образом и в Африке и Азии распад колониальной системы в середине XX века привел, за единичными, исключениями, к образованию республик. Республика — наиболее демократическая форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего ее органа, включая главу государства, в конечном счете основываются на мандате народа. Существуют извращенные разновидности республики, характеризующиеся нелегитимностъю власти. Например, когда в стране происходит государственный переворот, который ставит во главе государства единоличного диктатора (он может называться как угодно — президентом, координатором, вождем, генеральным секретарем центрального комитета партии и т.д.) или группу диктаторов (хунту), форма правления официально может провозглашаться или оставаться республиканской, но ее демократическая суть исчезает. Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т.п.) узурпирует власть. Так поступили А. Гитлер в Германии в 1933 году, Ж. Мобуту в Заире (тогда Конго) в 1960 году, «черные полковники» в Греции в 1967 году, А. Пиночет в Чили в 1973 году. Ниже мы рассматриваем разновидности действительно демократической или по крайней мере либеральной по политическому режиму республики. При этом надо помнить, что и в президентской, и в парламентарной республике есть и президент, и парламент, а различие между этими двумя разновидностями республиканской формы правления заключается в характере отношений между законодательной и исполнительной властью. Президентская (дуалистическая) республика. Эта форма правления несколько напоминает дуалистическую монархию, тем более что впервые создавалась в США по ее примеру (Великобритания в то время была во многом дуалистической монархией), однако имеет весьма существенные отличия от нее. Прежде всего, здесь наиболее последовательно проведен принцип разделения властей, а взаимоотношения между ветвями власти строятся на базе принципа так называемых сдержек и противовесов, а именно: - законодательная и исполнительная власть в президентской республике получают свой мандат непосредственно от народа; - главой исполнительной власти является избираемый народом президент, который совмещает эти функции с функциями главы государства; - правительства как коллегиального органа обычно нет, министры каждый в отдельности подчинены президенту; - судьи, как и высшие должностные лица исполнительной власти, назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов, а из их компетентности и моральных качеств; - министров и других назначенных им должностных лиц исполнительной власти президент может смещать самостоятельно; - отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику (парламент не может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закон). Государственный режим при этой форме правления — только дуалистический. В зависимости от обстоятельств значение и роль конкретного парламента или президента могут быть сильнее или слабее, но качества государственного режима это не меняет. Президентские республики распространены в Латинской Америке. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки. Правда, подчас в этих странах власть главы государства на деле выходит за конституционные рамки, и, в частности, латиноамериканские президентские республики характеризовались исследователями как суперпрезидентские. [23] Парламентарная республика. К этой форме правления относится все сказанное выше о парламентарной монархии, за исключением вопроса о главе государства. Вместо слабого монарха мы наблюдаем при этой форме слабого президента, который в типичном случае избирается либо парламентом, либо более широкой коллегией, включающей наряду с парламентом обычно депутатов парламентов субъектов федераций или региональных представительных органов самоуправления. Обширные полномочия, которыми порой конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента. Показательно, что ч. 1 ст. 74 Конституции Республики Индия 1949 года в редакции 42-й и 44-й поправок прямо установила обязанность Президента следовать советам правительства. Главный признак парламентарной республики, как и парламентарной монархии, — политическая ответственность правительства перед парламентом. Как и там, ответственность эта — часто солидарная: недоверие одному члену правительства, особенно его главе, влечет отставку всего правительства. Вместо ухода в отставку правительство может потребовать от президента распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы. При парламентарной республике также возможны два государственных режима — парламентарный и министериальный. Чисто парламентарных республик не так уж много. К ним можно отнести Германию, Венгрию, Италию, Индию, Чехию, Словакию, Эстонию и некоторые другие. В тех странах, где многопартийность обусловливает действие парламентарного государственного режима, следствием его являются частые правительственные кризисы. В Италии, например, правительство удерживается у власти в среднем меньше года, хотя партийный состав правительств обычно почти не меняется, да и персональные перестановки незначительны. Тем не менее выступления в пользу изменения формы правления в этой стране в последнее время резко усилились, и похоже, что на этот раз не останутся безрезультатными.[24] Смешанная (полупрезидентская) республика. Такая форма правления сочетает в себе признаки и президентской, и парламентарной республики. Но сочетание это бывает различным. Например, по Конституции Французской Республики 1958 года Президент избирается гражданами и руководит правительством, что характерно для президентской республики. В то же время назначаемое им правительство должно пользоваться доверием нижней палаты Парламента — Национального собрания, что характерно для парламентарной республики. Вместе с тем Президент может распускать Национальное собрание по своему усмотрению, что не характерно ни для той, ни для другой разновидности республиканской формы правления. Как показал опыт, эта форма правления, эффективна при условии, что правительство, опирающееся на парламентское большинство, и Президент придерживаются одной политической ориентации. В противном случае между Президентом, с одной стороны, и Премьер-министром и парламентским большинством, — с другой, может возникнуть конфликт, для разрешения которого не всегда достаточно конституционных средств. В целом ряде стран президент избирается гражданами, что характерно для президентской республики, и имеет ряд полномочий, дающих ему возможность активно вторгаться в политический процесс, однако на практике он ими не пользуется («спящие полномочия»), а существующий государственный режим типичен для парламентарной республики (парламентаризм или министериализм). Примером могут служить Австрия, Ирландия, Исландия, где «человеком № 1» признается все же не глава государства, а глава правительства. Такая форма правления характерна для Франции, Турции, Чехии, Болгарии, Литвы, Украины. Советская республика. Данная форма правления применяется только в «социалистических» странах, где политический режим, как правило, тоталитарный. С точки зрения юридической модели признаки советской республики следующие: - верховенство и полновластие советов либо «представительных» органов под иными наименованиями — все остальные государственные органы (кроме жестко централизованной прокуратуры) формируются советами соответствующего уровня, ответственны перед ними и/или подотчетны им (включая подчас даже суды); - советы всех ступеней образуют единую систему, внутри которой существуют отношения руководства и подчинения; - депутаты советов выполняют свои функции, не оставляя основной работы (как отмечал главный теоретик этой системы В.И. Ленин, и кухарка должна управлять государством после 8-часового «урока» производительного труда); - сессии советов — редкие и краткие, а их текущие полномочия осуществляются их исполнительными органами на местах и особыми сравнительно узкими коллегиальными органами в центре, решения которых обычно подлежат последующему утверждению советами.[25] Данная форма правления напоминает парламентарную республику, поскольку правительство формируется «парламентом» и юридически ответственно перед ним. Но никакого баланса властей здесь нет: роспуск «парламента» в случае правительственного кризиса, буде таковой случится, не предусмотрен. Разделение властей даже теоретически не признается; ему противопоставлен принцип единства власти трудового народа, воплощенной в советах. Советы должны соединять в своих руках и законодательные, и исполнительные функции. Независимость суда в большинстве случаев признается, однако чисто декларативно: выборы судей советами, подотчетность и отзываемость судей даже по конституции сводят эту независимость на нет. Реальная власть принадлежит на каждом уровне верхушке аппарата коммунистической партии и часто единолично первому секретарю соответствующего партийного комитета. Все решения советов и других государственных органов, включая суды (подчас даже сценарии их заседаний), инициируются или предварительно одобряются коммунистическими партийными комитетами или их бюро и первыми секретарями. Такой государственный режим получил название партократического. [26]
Государственно (территориальное) устройство публичной власти в государстве — это система взаимоотношений между различными уровнями публичной власти в государстве, то есть государством в целом и отдельными частями его территории. Классификация форм государственного устройства. По форме государственного устройства (т.е. способу территориально-политической организации) зарубежные страны принято делить на унитарные, федеративные и конфедеративные. Унитарное государство — единое государственное образование, отдельные части которого могут обладать автономией. Федерация — союзное государство относительно самостоятельных субъектов федерации. Конфедерация — союз государств, для достижения определенных целей. Среди стран с унитарной формой государственного устройства есть страны с однонациональным составом населения (Франция, Швеция, Норвегия и др.) и страны с многонациональным составом (Великобритания, Бельгия, Шри-Ланка и др.). Среди федераций тоже есть как страны с многонациональным составом населения (Швейцария, Канада, Индия), так и страны с однонациональным составом (Австрия, ФРГ, Австралия и др.). Главной проблемой государственного устройства является не проблема национальных взаимоотношений, а проблема централизации или децентрализации государства. Федерация, с этой точки зрения, рассматривается просто как форма максимальной децентрализации государства. Централизация предполагает назначение центральными органами тех органов, которые управляют составными частями государства, децентрализация — формирование органов, управляющих составными частями государства, независимо от центральных органов. Централизация всегда означает навязывание воли центра составным частям государства и естественно, что она легче всего обеспечивается путем назначения из центра должностных лиц, не зависящих от местного населения и поэтому осуществляющих управление соответствующей частью государства, игнорируя соотношение сил партий в данной местности. Вместе с тем практика показывает, что центральные органы современных государств навязывают свою волю региональным органам не только путем назначения своих специальных агентов власти, но и другими путями. Децентрализация имеет демократический характер: она требует, чтобы региональным органам была предоставлена самостоятельность при решении государственных вопросов и чтобы эти органы избирались местным населением и в силу этого были вынуждены учитывать в своей деятельности соотношение сил партий в данной местности. Государство считается унитарным (слитным, простым), если ни дна из частей этого государства не имеет статуса государственного образования. В таком государстве есть только одна конституция, одно гражданство, одна система высших органов. Органы, действующие в том или ином подразделении унитарного государства, рассматриваются как местные государственные органы. Составные части унитарного государства чаще всего имеют статус единиц административно-территориального деления: они управляются на основе законов, принятых центральными органами, их территория может быть изменена простым общегосударственным законом без согласия местных органов и местного населения. Разновидности унитарного государственного устройства различают в зависимости от того, как юридически строятся отношения меду центральными и региональными органами государства — на началах централизации или на началах децентрализации. Юридический фасад этих отношений, однако, далеко не всегда отражает их реальный характер. Учитывая это можно разграничить две разновидности унитарных государств — государства децентрализованные и государства централизованные. К децентрализованным относятся такие унитарные государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных органов, поэтому юридически отношения между ними строятся на началах децентрализации. Децентрализованными унитарными государствами являются Великобритания, Новая Зеландия, Япония. К централизованным относятся такие унитарные государства, в которых подчинение региональных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из центра. Централизованными являются, в частности, Франция, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Финляндия и др. конечно, степень и даже формы централизации отнюдь не одинаковы и в странах второй группы; в Швеции, например, на региональном уровне кроме должностных лиц, назначенных из центра, действуют также выборные органы, а в Финляндии выборных органов на таком уровне нет. После ликвидации в 1980-х годах института префекта и замены его комиссаром республики степень централизации во Франции понизилась. Федерации рассматриваются как сложные государства потому, что они состоят из частей, которые сами признаются государственными образованиями. Входящие в состав федерации государственные образования принято называть субъектами федерации, так как они считаются полноправными членами союзного государства. Принципы федеративного устройства (обобщенный вариант): - государственная целостность; - единство системы государственной власти; - разграничение предметов ведения и полномочии между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации; - равноправие субъектов федерации; - наличие федерального парламента, федерального Правительства, судебной системы. Способы размежевания компетенции, применяемые в федерациях, довольно разнообразны. В одной группе федераций (США, Швейцария, Канада, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Мексика) конституции устанавливают две сферы компетенции — сферу исключительной компетенции федерации, которая охватывает вопросы, отнесенные к ведению одних только федеральных органов, и сферу исключительной компетенции субъектов федерации, которая охватывает вопросы, отнесенные к ведению одних только органов субъектов федерации. В другой группе федераций (ФРГ, Индия, Малайзия) конституции предусматривают три сферы компетенции — кроме двух указанных выше, еще сферу конкурирующей (совпадающей) компетенции, которая охватывает вопросы, отнесенные к ведению как федеральных органов, так и органов субъектов федерации; если же федеральный закон и закон субъекта федерации по-разному регулируют один и тот же закон в рамках сферы конкурирующей компетенции, действует федеральный закон (принцип федерального приоритета). Встречаются и более сложные способы размежевания компетенции. В Австрии, например, разграничиваются: а) сфера, охватывающая вопросы, по которым и законодательством, и исполнением законов ведают только федеральные органы; б) сфера, охватывающая вопросы, по которым законодательством ведают федеральные органы, а исполнением законов — органы земель; в) сфера, охватывающая вопросы, по которым органы федерации устанавливают основы законодательства, а органы земель издают законы, конкретизирующие эти основы, и исполняют изданные законы; г) сфера, охватывающая вопросы, по которым и законодательство, и исполнение законов отнесено исключительно к ведению органов земель. Содержание каждой сферы компетенции определяется тоже по-разному. Один способ заключается в том, что в тексте федеральной конституции (или приложения к ней) прямо перечисляются вопросы, отнесенные к той или другой сфере компетенции (полномочия, определенные таким способом, иногда называют «перечисленными полномочиями»). Другой способ сводится к тому, что все вопросы, не перечисленные в качестве относящихся к другой или к другим сферам компетенции, объявляются входящими в данную сферу компетенции (полномочия, определенные таким способом, обычно называют «остаточными полномочиями»). Третий способ — «негативный»: федеральная конституция перечисляет вопросы, которые органам субъектов федерации запрещается принимать к своему ведению.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |