Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовая основа местного самоуправления




ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Вопросы для контроля.

1. Какие признаки политической системы присущи местному самоуправлению?

2. Опишите основы системы местного самоуправления как политической системы по модели Истона.

3. В чем состоит отличие местного самоуправления как политической системы от политической системы государства?

4. Какие задачи решает местное самоуправление в социально-экономической и социально-политической системах государства и общества?

5. Какое положение занимает местное самоуправление в системе «государство – общество»?

 

Конституционное положение о том, что установление общих принципов организации местного самоуправления относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации[20], предполагает регулирование соответствующих правоотношений федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ федеральную правовую основу местного самоуправления составляют[21]:

- международные договоры Российской Федерации;

- Конституция Российской Федерации;

- федеральные конституционные законы;

- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- другие федеральные законы;

- указы и распоряжения Президента Российской Федерации;

- постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;

- иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления отнесены[22]:

- определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации;

- правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления;

- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами.

По вопросам местного значения федеральными законами могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления[23].

Таким образом, федеральное правовое регулирование в сфере муниципального управления может осуществляться всеми субъектами федерального правотворчества и всеми видами их правовых актов (рис. 6).

Ситуация в сфере регионального правового регулирования местного самоуправления аналогична соответствующей ситуации в сфере федерального правового регулирования этого вида деятельности. Федеральный закон № 131-ФЗ к правовой основе местного самоуправления в части ее регионального компонента отнес конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации[24].

 

Международные договоры Российской Федерации
Конституция Российской Федерации

 
 

 

 


Рисунок 6. Система федеральных правовых актов в области регулирования

местного самоуправления

 

Как и для федеральных органов государственной власти, Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривает для органов государственной власти субъектов Российской Федерации возможность регулирования вопросов организации и деятельности местного самоуправления не только законами, но и иными нормативными правовыми актами, в том числе актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ определены следующим образом[25]:

- правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных Федеральным законом № 131-ФЗ;

- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;

- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Здесь надо отметить, что полномочия субъектов Российской Федерации в сфере правового регулирования по вопросам местного самоуправления ограничены. Указанное регулирование, за исключением регулирования по предметам ведения субъектов Российской Федерации и в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляется только в случаях и в порядке, установленных федеральными законами.

В целом система правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам местного самоуправления состоит из конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, правовых актов (указов, постановлений, распоряжений) высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, правовых актов правительств (администраций) субъектов Российской Федерации, правовых актов органов исполнительной власти (министерств, комитетов и т.п.) субъектов Российской Федерации (рис. 7).

 

 

 


Рисунок 7. Система региональных правовых актов в области регулирования

местного самоуправления

 

Органы и должностные лица местного самоуправления, а в некоторых случаях и население, принимают (издают) правовые акты, регулирующие собственную организацию и деятельность. Самым очевидным примером этого является устав муниципального образования, в котором определяются структура и полномочия органов местного самоуправления. И в других муниципальных правовых актах содержатся нормы, определяющие структуру, полномочия и порядок действий органов местного самоуправления, регулирующие иные вопросы организации местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании. Это является следствием того, что невозможно на федеральном и региональном уровне урегулировать все вопросы организации и деятельности местного самоуправления, так как на этих уровнях не могут учитываться все особенности каждого муниципального образования. В связи с этим Федеральным законом № 131-ФЗ к правовой основе местного самоуправления отнесены уставы муниципальных образований, решения, принятые на референдумах и сходах граждан, и иные муниципальное правовые акты[26] (рис. 8).

 

 
 


 

 


Рисунок 8. Система муниципальных правовых актов в области

регулирования местного самоуправления

 

Если теперь рассмотреть в совокупности все законодательство и местное правотворчество по вопросам местного самоуправления, то можно сделать вывод, что правовую основу местного самоуправления составляют все уровни и виды правовых актов, содержащие нормы муниципального права, начиная с Конституции Российской Федерации и заканчивая муниципальными правовыми актами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.