КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Глоссарий. Пояснительная записка
Пояснительная записка Изучение риторики как учения об эффективной и убедительной речи тесно связано с такими речеведческими дисциплинами, как функциональная стилистика, культура речи, прагмалингвистика, психолингвистика, теория речевого этикета и др. Риторика сопоставляется со множеством неречевых наук: философией, этикой, психологией. Исторически восходят к риторике и затрагивают аналогичные проблемы новые дисциплины: теория коммуникаций, связи с общественностью, менеджмент и администрирование. Риторика – предмет, опирающийся на творческую речемыслительную деятельность. В преподавании риторики требуется преобладание активных форм обучения, изучение теории (науки) с правилами построения речи, обязательное изучение истории науки (классического наследия риторики), чтение и анализ образцовых текстов литературной, публицистической и ораторской классики, собственные систематические упражнения в написании и произнесении речей, использование ТСО, в том числе видеоанализа. В лекционном курсе занятий содержатся теоретические основы риторики: общей – общие правила создания речи - и частной - учение о правилах и рекомендациях к ведению речи в отдельных видах словесности (преимущественно ораторики). Практические семинары предполагают обсуждение научной литературы по каждой из тем, а также составление и написание речей с выступлениями в аудитории, тренинг техники речи, практические задания (анализ текстов, тренинг топосов, ролевые игры, устное рассказывание и т.п.).
Агитирующая речь – речь, призывающая к необходимости определенных действий. Адресант – отправитель речи: говорящий/пишущий. Адресат – получатель речи: слушающий/читающий. Аргументирующая речь – речь, основной целью которой является убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса. Артикуляция – работа органов речи, их движения, необходимые для образования того или иного звука. Дебаты имеют цель проанализировать как можно больше разных точек зрения и сопоставить их, а не настаивать на своей точке зрения. Они призваны дать возможность участникам и слушателям получить и ранжировать некоторые аргументы для последующего обсуждения и принятия решения в будущем. Дедуктивная аргументация – от вывода к аргументам: сначала приводится тезис, а потом он поясняется аргументами. Диалектика - предполагает доказательство истины, уважение к оппоненту и применение силлогизмов. Цель диалектики – поиск истины. Диалогичность – речевая демонстрация взаимодействия автора с адресатом. Дикция – степень отчетливости и ясности произношения. Дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование) - одна из форм спора как словесного состязания. Это обмен мнениями, высказываемыми несколькими лицами в отношении какого-либо предмета с целью достижения единого взгляда на этот предмет. Мнение каждого участника является лишь предполагаемой вариантной возможностью решения вопроса, окончательное решение которого как раз и вырабатывается в процессе обмена мнениями (отсутствует позиция непримиримости). Цель дискуссии – определить, кто прав и как решить проблему. Диспут (от лат. disputare– обсуждать, спорить) – разновидность публичного обсуждения, происходящего в форме борьбы мнений между его участниками. Участники диспута обсуждают проблему, по которой у них нет единой точки зрения и заранее подготовленного ответа. Жесты – значимые движения тела. Изобретение (inventio) - создание замысла речи относительно содержания. Индуктивная аргументация – от аргументов к выводу: сначала излагаются аргументы, потом следует вывод. Интонация - это звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части, противопоставляют высказывания по их цели (повествование, волеизъявление, вопрос) и передают субъективное отношение к высказываемому. Информирующая речь - речь, основной целью которой является сообщение сведений, информирование аудитории. Исполнение (actio) - произношение или написание речи, телодвижение и мимика, внешность оратора. Кинесика - жесты, мимика. Композиция речи – строение содержания, взаимное расположение содержательных частей. Конкретность – словесная наглядность, способствующая выразительности речи. Красноречие – искусство речи, способность, умение; совокупность текстов оратории и поэзии. Литературная ритмика слова основывается на том, что гласный заударного слога втрое короче и слабее ударного гласного и вдвое короче и слабее по сравнению с гласным в первом предударном слоге. Если эти соотношения не соблюдаются, речь приобретает нелитературный характер. Логическая пауза объединяет слова в непрерывный ряд звуков, но в то же время и разделяет группы слов, ограничивает их. Логическое ударение – выделение тоном голоса и силой выдыхания главного по смыслу слова в предложении. Логос – словесные средства, использованные создателем речи в данной речи при реализации замысла. Мимика - это выразительные движения мышц лица, которые являются одной из форм проявления различных чувств. Образ ритора – центральное понятие риторики, сознательно выстраиваемая совокупность внешних и внутренних характеристик говорящего или пишущего, проявление личности человека в речи. Общая риторика – общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной. О. р. – общие законы и правила создания речевых произведений. Общие места (топосы) – способы аргументирования, своеобразные смысловые модели, знание которых подсказывает, как развернуть мысль о предмете речи. Окулесика – язык глаз. Описание – тип речи, который дает представление о свойствах, характерных чертах, качествах объекта изучения путем перечисления его признаков в данный момент. Оратор – создатель устной публичной речи. Оратория – особый раздел общей риторики - теория и практика ораторской речи. Ораторские нравы - этические требования, предъявляемые обществом к любому ритору независимо от его убеждений и дающие в этом качестве принципиальное право на публичную речь. Орфоэпия – совокупность специфических норм устной речи – произношения и ударения. Память (memoria) – способы запоминания и подготовки к воспроизведению речи. Паралингвистика – особый раздел языкознания, изучающий совокупность фонационных и жестово-мимических средств, общих и обязательных для реализации речи на данном языке. Парафразис – часть вступления, содержащая ясное и точное толкование темы речи. Патетические (эмоциональные) аргументы воздействуют на эмоции, личные интересы и потребности убеждаемого, указывают на последствия его действий с точки зрения пользы или вреда, выгоды или её отсутствия. Пафос - намерение, замысел создателя речи, имеющего цель развить перед получателем определенную и интересующую его тему. Повествование - тип речи со значением сообщения о развивающихся во временной последовательности действиях или состояниях. Полемика (от греч. polemikos – воинственный) – публичный жанр с целью защитить свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Полемика как борьба мнений отличается от всех других форм диалога наличием оппонента, конфликтностью высказываемых мнений. Приступ - часть вступления, содержащая обращение, похвалу аудитории или теме, похвалу автору афоризма, взятого в качестве темы. Проксемика – наука, изучающая пространственное положение собеседников, их размещение относительно друг друга. Разговорность стиля -речевая естественность, установка на непринуждённое личное общение с адресатом, равновесие речевой формы и возможностей её восприятия на слух. Расположение (dispositio) - построение композиции частей содержания. Рассуждение - тип речи, в котором исследуются предметы или явления, доказываются определенные положения. Классический метод построения речи-рассуждения – хрия. Рациональные аргументы – аргументы, основанные на фактах, логических операциях – топосах. Речевая ситуация – сложный комплекс внешних условий общения и внутренних состояний общающихся, представленных в речевом произведении, направляемом адресату. Речевой этикет – система устойчивых формул общения, предписываемых обществом для установления речевого контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности в соответствии с их социальными ролями и ролевыми позициями, взаимными отношениями в официальной и неофициальной обстановке. Р.Э. – набор средств доброжелательного, вежливого общения в ситуациях обращения, привлечения внимания, просьбы, знакомства, приветствия, прощания, извинения, благодарности, поздравления, пожелания, приглашения, совета, предложения, отказа, одобрения, комплимента, сочувствия, соболезнования и т.п. Ритор – участник речи (устной и письменной), создающий аргументативные высказывания для убеждения аудитории. Риторика – наука о мысли и речи. Она содержит теоретические правила и практические рекомендации о том, как нужно говорить и писать, организовывать речевое общение, создавать мысль, выражать ее в словах. Р. – искусство речи (не только сумма знаний, но и техническая выучка, умение владеть речью). Р.– теория и практика совершенной речи: убедительной, украшенной, уместной, эффективной и т.д. Р. – учение о речевом воспитании личности. Поскольку в речи выражен весь человек, риторика способствует формированию всей личности человека, прежде всего его идеологии, знаний, способности выражать и защищать свою позицию словом. Это основа для формирования профессиональной личности специалиста. Р.– учение о правилах и нормах ведения речи в разных видах словесности современного информационного общества (Аннушкин В.И.). Классические определения риторики содержат следующие идеи: риторика - искусство находить способы убеждения относительно данного предмета речи; риторика есть искусство хорошо и украшенно говорить. Словесность – весь массив произведений словесности. Слововыражение (elocutio) - раздел риторики, в котором рассматриваются средства и приёмы словесного выражения содержания речи. Софистика – предполагает, доказывая, решить в свою пользу, ввести в обман и угодить, применять силлогизмы и софизмы, т.е. уловки в доказательстве. Цель софистики – добиться выигрыша в споре, сохраняя видимость доказательства. Спор – столкновение взглядов на один и тот же предмет. Тезис – главная мысль автора, составляющая смысловой стержень его выступления. Тезис должен быть кратким и легко воспроизводимым. Тезис должен быть понятным как аудитории, так и самому ритору. Тезис должен быть приемлемым для аудитории. Тезис должен быть интересным и актуальным. Формулировка тезиса должна быть проблемной. Очевидные и бесспорные суждения тривиальны. Троп (от греч. tropos – повтор, оборот речи) – употребление слова (словосочетания, предложения) не в прямом, а в переносном значении, т.е. использование слов (словосочетаний, предложений), называющих один объект для обозначения другого объекта, связанного с первым тем или иным смысловым отношением. Фигура риторическая (от лат. figura – очертание, образ, изображение, оборот речи) – необычные синтаксические обороты речи, служащие её украшению. Хрия – это краткое рассуждение, модель доказательства тезиса (афоризма), порядок расположения аргументации в систему. Частные риторики изучают законы эффективной речи, действующие в одной из таких сфер профессиональной деятельности, где роль слова особенно важна, - в областях «повышенной речевой ответственности» (дипломатия и медицина, педагогика и юриспруденция, административная и организационная деятельность, социальная помощь и журналистика, торговля и услуги и т.д.). Эвфемизмы – мягкие, более вежливые выражения, которые употребляют, чтобы не вызвать дискомфорт у собеседника, не обидеть его. Экспрессивность – намеренная выразительность речи за счёт взаимодействия в содержательной стороне языковой единицы, высказывания, текста, оценочного и эмоционального отношения говорящего или пишущего к тому, что происходит во внешнем или внутреннем для него мире. Эпидейктическая речь - речь торжественная, произносимая в речевых ситуациях особого рода: на юбилеях, других торжественных актах, на съездах партий или просто на вечеринках, тогда, когда люди собираются, чтобы почувствовать свое единство, осознать себя как единую общность, как коллектив единомышленников, сотрудников, соратников или просто приятно провести время вместе. Главная функция и общая цель – воодушевление и сплочение аудитории. Эристика – предполагает преследовать свою пользу, презирать оппонента и не считаться с силлогистикой, т.е. последовательностью в развитии мысли (логосом). Целью эристики является утверждение своей точки зрения любыми путями. Этические аргументы – аргументы, как правило, основанные на приеме «превращайте обсуждение идей в обсуждение людей». Он заключается в том, что хвалят или критикуют носителя идеи (личность говорящего), а потом уже и саму идею. Эти аргументы еще называют «к доверию/ к недоверию». Этос – нравственная позиция оратора, готовящегося своей речью подвигнуть людей на определенные действия, призвать к изменению взглядов, отношения к предмету речи. Это ите условия, которые получатель речи предлагает ее создателю. Эти условия касаются времени, места, сроков ведения речи, и этим определяется содержание речи.
КУРС ЛЕКЦИЙ С КРАТКИМ ИЗЛОЖЕНИЕМ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 937; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |