|
Поль Л. Сопер
|
Информационная речь
| «Задача информационной речи не только пробудить любознательность, но и дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением. Повествование – это движение, описание расчленяет предмет, показывает частности и придает им наглядный вид, как на картине, объяснение показывает, каков предмет в действии или каково его устройство. Во всех информационных речах преобладает какая-либо одна из этих характерных черт».
|
Убеждающая речь
| «Убедить значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Хотя такая речь стремится определить образ мышления и поведения, она не представляет собой призыва к непосредственному действию».
|
Агитационная речь – призывающая к действию речь
| «Агитационной речи свойственны отличительные черты других речей: она должна содержать необходимые фактические данные, пробуждать психическую восприимчивость, приводить к согласию. Сверх того ей присущ неотъемлемый и характерный только для нее элемент: она должна заставить слушателей почувствовать потребность сделать то, о чем ее просит оратор».
|
Развлекательная речь
| «Не содержит иной цели, кроме заключающейся в ней самой. Она сама по себе должна развлечь и потешить слушателя. Её часто слышишь на банкете и в иной обстановке, где люди встречаются, чтобы в приятном общении провести время. В ней и шутка, и серьезная мысль, и правда, и вымысел. Она или проникнутое единством связное повествование, или состоит из анекдотов. В ней юмор, много личного, ирония, насмешливая серьезность, карикатура и преувеличения».
|
|
|
Воодушевляющая речь
| С целью «внести ясность в вопрос, подчеркнуть его значение и воодушевить слушателя». «Большинство речей на политических или спортивных собраниях и выступлений с приветствиями, с оценкой заслуг и в ознаменование событий и явлений, а также беседы по вопросу о значении моральных и общественных ценностей, проповеди, по сути, представляют собой воодушевляющие речи». «Такие речи содержат в себе прямой призыв к чувствам. Затрагивая чувства, они напоминают слушателю об уже известном, но не полностью осознанном» (Поль Л. Сопер: 41-49).
|
А.К. Михальская
|
Эпидейктическая речь
| «Речь на случай». Речь торжественная, произносимая в речевых ситуациях особого рода: на юбилеях, других торжественных актах, на съездах партий или просто на вечеринках - тогда, когда люди собираются, чтобы почувствовать свое единство, осознать себя как единую общность, как коллектив единомышленников, сотрудников, соратников или просто приятно провести время вместе...
Главная функция и общая цель – воодушевление и сплочение аудитории.
Разновидности эпидейктической речи:
1) похвала лицу по особому случаю: юбилеи, тосты, даже надгробные речи и пр.;
2) похвала деятельности всего коллектива как целого, его достижениям, чаще всего с выражением надежды на дальнейшие успехи;
3) похвала явлению;
4) хула (осуждение, порицание) «противостоящей» общности людей, или ее представителя, или ее ценностей.
|
Аргументирующая речь: убеждающая и агитирующая
| Общая цель оратора в аргументирующей публичной речи – убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе. Убедить в правоте своего мнения – убеждающая речь, призвать к необходимости определенных действий – агитирующая речь.
|
Информирующая речь
| Речь, основной целью которой является сообщение сведений, информирование аудитории (Михальская 1996: 274-293).
|