Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Язык телодвижений. Тема 2. Образ ритора. Взаимодействие оратора и аудитории




План

Тема 2. Образ ритора. Взаимодействие оратора и аудитории.

Речевая структура общества (роды и виды современной словесности)

(Рождественский 2006: 334)

1. УСТНАЯ РЕЧЬ
1.1. Дописьменная устная речь: 1.2. Литературная устная речь:
1.1.1. фольклор 1.1.2. молва 1.1.3. диалог (разговорно-бытовая речь) 1.2.1. Ораторика: 1.2.2. Гомилетика 1.2.3. Репродуцирующая речь:
  1.2.1.1. судебная 1.2.1.2. политическая или совещательная 1.2.1.3. показательная 1.2.2.1. Проповедь 1.2.2.2 Пропаганда 1.2.2.3. Учебная речь 1.2.3.1. Дикторская 1.2.3.2. Сценическая 1.2.3.3. Чтение доклада
2. ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
2.1. Палео- и неография 2.2. Сфрагистика 2.3. Эпиграфика 2.4. Нумизматика
2.1.1. письма 2.1.2. документы 2.1.3. рукописные сочинения Надписи на печатях Надписи на вещах Надписи на монетах и бумажных деньгах
3. ПЕЧАТНАЯ РЕЧЬ
3.1. Художественная литература 3.2. Научная литература 3.3. Журнальная литература
4. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
4.1. Массовая информация 4.2. Реклама 4.3. Информатика
4.1.1. газеты 4.1.2. радио 4.1.3. телевидение 4.1.4. кино   4.3.1. информационные системы

§ 1. Речевая ситуация. Понятия образ ритора, оратора. Ораторские нравы.

§ 2. Язык телодвижений.

§ 3. Рекомендации оратору.

§ 4. Адресат речи.

§ 1. Речевая ситуация. Понятия образ ритора, оратора. Ораторские нравы.

Самое главное в риторике – это умение анализировать речевую ситуацию и в соответствии с ней строить свою речь. Аристотель в «Риторике» писал: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается: оно-то и есть конечная цель всего» (Античные риторики 1978: 24). Современное понимание речевой ситуации заключается в следующем: речевая ситуация – «сложный комплекс внешних условий общения и внутренних состояний общающихся, представленных в речевом произведении, направляемом адресату» (Формановская 2007: 56).

Компоненты речевой ситуации: кто – кому – о чем – почему – зачем – как – каким способом – где – когда – в каком социуме – в каком этносе (адресант – адресат – тема - причина – цель – код – стиль – место – время – среда – нация).

Этот комплекс, с одной стороны, порождает речь, а с другой – отражается в речи в своих существенных компонентах.

Ритор – «участник речи (устной и письменной), создающий аргументативные высказывания для убеждения аудитории» (Аннушкин 2007: 8).

Оратор – «создатель устной публичной речи» (Аннушкин 2006: 112).

Образ ритора – центральное понятие риторики, «сознательно выстраиваемая совокупность внешних и внутренних характеристик говорящего или пишущего», «проявление личности человека в речи» (Аннушкин 2006: 118).

Большое влияние на установление контакта с аудиторией оказывает личность оратора, ораторские нравы (А.А. Волков) - этические требования, предъявляемые обществом любому ритору независимо от его убеждений и дающие в этом качестве принципиальное право на публичную речь. Это честность, скромность, доброжелательность, предусмотрительность. Эти качества определяют риторические правила для говорящего (см. лекцию к теме 9). Главное нравственно-этическое требование к оратору – единство слова и дела.
§ 2. На эффективность взаимодействия оратора и аудитории во многом влияет «язык телодвижений».

Паралингвистика – особый раздел языкознания, изучающий совокупность фонационных и жестово-мимических средств, общих и обязательных для реализации речи на данном языке (Формановская, 2007: 367).

Кинесика - жесты, мимика.

Проксемика – наука, изучающая пространственное положение собеседников, их размещение относительно друг друга.

Окулесика – язык глаз.

Жесты – значимые движения тела. Жесты подразделяются на следующие группы:

1) Номинативные – их функция заменять, дополнять или дублировать вербальные средства (например, палец к губам – «тихо»; изображение размера, формы).

2) Эмоционально-оценочные – выражают оценку чего-либо в ходе общения (собеседника, его действий, слов, окружающих предметов, событий, третьих лиц; например, огорченная отмашка).

3) Указательные – выделяют предмет в коммуникативной ситуации, ориентируют собеседника в пространстве (указание пальцем, ладонью).

4) Риторические – имеют усилительный характер, усиливают выражаемое содержание, акцентируют отдельные части высказывания (например, движение ладоней к аудитории).

5) Игровые – шуточные, используемые для игры, развлечения («нос», рожки при фотографировании).

6) Вспомогательные – жесты, используемые преимущественно в качестве физической помощи себе или собеседнику в конкретной ситуации (например, приложить ладонь ко лбу козырьком от солнца);

7) Магические – используются в суеверных, магических целях (например, скрещивание пальцев) (Стернин 2003).

Многомерная классификация жестов (Формановская 2007: 375)

По функции:

о б ы д е н н ы е (непременные в общении);

с и м в о л и ч е с к и е (отдание чести у военных);

р и т а у л ь н ы е (в церковном обряде).

Жесты бывают: п р о с т ы е, если состоят из одного движения (поднять руку в аудитории, желая ответить на вопрос преподавателя);

с о с т а в н ы е, если складываются из нескольких однородных движений (помахать рукой на прощание, пригрозить пальцем);

с л о ж н ы е, если состоят из нескольких неоднородных движений (сплюнуть через левое плечо, чтобы не сглазить).

С точки зрения обращенности жеста на себя или на другого:

и н д и в и д у а л ь н ы е (бить себя в грудь кулаком);

и н д и в и д у а л ь н о - в з а и м н ы е (целовать руку даме);

в з а и м н ы е (пожать друг другу руки).

С точки зрения происхождения:

и с к о н н ы е (поклониться до земли);

з а и м с т в о в а н н ы е (реверанс, книксен).

С точки зрения времени существования:

а р х а и ч н ы е жесты (бить челом);

с о в р е м е н н ы е;

н е о л о г и з м ы, которых сейчас много в молодежной среде (жаргонные жесты).

Мимика - это выразительные движения мышц лица, которые являются одной из форм проявления различных чувств. Наиболее эффективна и действенна мимика приветливости, ядром которой является улыбка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1167; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.