КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Язык телодвижений. Тема 2. Образ ритора. Взаимодействие оратора и аудитории
План Тема 2. Образ ритора. Взаимодействие оратора и аудитории. Речевая структура общества (роды и виды современной словесности) (Рождественский 2006: 334)
§ 1. Речевая ситуация. Понятия образ ритора, оратора. Ораторские нравы. § 2. Язык телодвижений. § 3. Рекомендации оратору. § 4. Адресат речи. § 1. Речевая ситуация. Понятия образ ритора, оратора. Ораторские нравы. Самое главное в риторике – это умение анализировать речевую ситуацию и в соответствии с ней строить свою речь. Аристотель в «Риторике» писал: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается: оно-то и есть конечная цель всего» (Античные риторики 1978: 24). Современное понимание речевой ситуации заключается в следующем: речевая ситуация – «сложный комплекс внешних условий общения и внутренних состояний общающихся, представленных в речевом произведении, направляемом адресату» (Формановская 2007: 56). Компоненты речевой ситуации: кто – кому – о чем – почему – зачем – как – каким способом – где – когда – в каком социуме – в каком этносе (адресант – адресат – тема - причина – цель – код – стиль – место – время – среда – нация). Этот комплекс, с одной стороны, порождает речь, а с другой – отражается в речи в своих существенных компонентах. Ритор – «участник речи (устной и письменной), создающий аргументативные высказывания для убеждения аудитории» (Аннушкин 2007: 8). Оратор – «создатель устной публичной речи» (Аннушкин 2006: 112). Образ ритора – центральное понятие риторики, «сознательно выстраиваемая совокупность внешних и внутренних характеристик говорящего или пишущего», «проявление личности человека в речи» (Аннушкин 2006: 118). Большое влияние на установление контакта с аудиторией оказывает личность оратора, ораторские нравы (А.А. Волков) - этические требования, предъявляемые обществом любому ритору независимо от его убеждений и дающие в этом качестве принципиальное право на публичную речь. Это честность, скромность, доброжелательность, предусмотрительность. Эти качества определяют риторические правила для говорящего (см. лекцию к теме 9). Главное нравственно-этическое требование к оратору – единство слова и дела. Паралингвистика – особый раздел языкознания, изучающий совокупность фонационных и жестово-мимических средств, общих и обязательных для реализации речи на данном языке (Формановская, 2007: 367). Кинесика - жесты, мимика. Проксемика – наука, изучающая пространственное положение собеседников, их размещение относительно друг друга. Окулесика – язык глаз. Жесты – значимые движения тела. Жесты подразделяются на следующие группы: 1) Номинативные – их функция заменять, дополнять или дублировать вербальные средства (например, палец к губам – «тихо»; изображение размера, формы). 2) Эмоционально-оценочные – выражают оценку чего-либо в ходе общения (собеседника, его действий, слов, окружающих предметов, событий, третьих лиц; например, огорченная отмашка). 3) Указательные – выделяют предмет в коммуникативной ситуации, ориентируют собеседника в пространстве (указание пальцем, ладонью). 4) Риторические – имеют усилительный характер, усиливают выражаемое содержание, акцентируют отдельные части высказывания (например, движение ладоней к аудитории). 5) Игровые – шуточные, используемые для игры, развлечения («нос», рожки при фотографировании). 6) Вспомогательные – жесты, используемые преимущественно в качестве физической помощи себе или собеседнику в конкретной ситуации (например, приложить ладонь ко лбу козырьком от солнца); 7) Магические – используются в суеверных, магических целях (например, скрещивание пальцев) (Стернин 2003). Многомерная классификация жестов (Формановская 2007: 375) По функции: о б ы д е н н ы е (непременные в общении); с и м в о л и ч е с к и е (отдание чести у военных); р и т а у л ь н ы е (в церковном обряде). Жесты бывают: п р о с т ы е, если состоят из одного движения (поднять руку в аудитории, желая ответить на вопрос преподавателя); с о с т а в н ы е, если складываются из нескольких однородных движений (помахать рукой на прощание, пригрозить пальцем); с л о ж н ы е, если состоят из нескольких неоднородных движений (сплюнуть через левое плечо, чтобы не сглазить). С точки зрения обращенности жеста на себя или на другого: и н д и в и д у а л ь н ы е (бить себя в грудь кулаком); и н д и в и д у а л ь н о - в з а и м н ы е (целовать руку даме); в з а и м н ы е (пожать друг другу руки). С точки зрения происхождения: и с к о н н ы е (поклониться до земли); з а и м с т в о в а н н ы е (реверанс, книксен). С точки зрения времени существования: а р х а и ч н ы е жесты (бить челом); с о в р е м е н н ы е; н е о л о г и з м ы, которых сейчас много в молодежной среде (жаргонные жесты). Мимика - это выразительные движения мышц лица, которые являются одной из форм проявления различных чувств. Наиболее эффективна и действенна мимика приветливости, ядром которой является улыбка.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1167; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |