Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изобретение аргументов к данному тезису




Смысловая схема речи

Инвенция (изобретение). Понятие топоса. Классификация топосов.

План

§ 1. Инвенция (изобретение). Понятие топоса. Классификация топосов:

Топос «определение».

Топос «свойства».

Топос «целое и части».

Топос «род и вид».

Топос «имя».

Топос «сравнение».

Топос «причина и следствие».

Топос «время и место».

Топос «свидетельство и пример».

§ 2. Смысловая схема речи.

§ 3. Изобретение аргументов к данному тезису.

Изобретение - рождение замысла, создание идей, содержания речи. Изобретение основано на топосах – способах аргументирования, «своеобразных смысловых моделях, знание которых подсказывает, как развернуть мысль о предмете речи» (Аннушкин В.И.).

Топос «определение»

Определить - значит указать существенные черты определяемого предмета и отличить его от сходных предметов. Всякое определение дается через возведение слова к общеродовому понятию, которое затем требует индивидуальной конкретизации.

 

Определяемое понятие Родовое понятие Существенные признаки
Роза - это растение 1) с красивыми крупными душистыми цветками; 2) со стеблем, обычно покрытым шипами.

Метафорическое определение: роза – «дитя зари» (А.С. Пушкин).

Топос «род и вид»

Родом называется класс предметов, который содержит в себе другие классы.

Видом называется класс предметов, который содержится в роде - более широком классе.

Определяемое понятие Виды Дополнительные классификации
Роза Дикий шиповник, махровая садовая роза Алая, белая, чайная и т.п.

Топос «свойства, качества, характеристика»

Качества — существенные, характерныеособенности предмета, определяющие его цельность и строение и проявляющиеся с большей или меньшей интенсивностью.

Определяемое понятие Свойства, качества, функции
Лев Внешние свойства: грива, шерсть желто-бурого цвета, большая пасть, страшные когти, хвост длинный, тонкий, с клочком волос на конце, сила, ловкость и др. Характер: великодушие часто бывает следствием трусости. Другие свойства: живет до 20-25 лет, ударом лапы перебивает хребет лошади, ежедневно ему нужно 25 фунтов мяса и др.

 

Топос «целое и части»

Топос определения нередко переходит в описание частей предмета или явления. Большинство объектов нашего внимания могут быть представлены как целое, а затем рассмотрены по частям.

Целое Части
ТГУ на данный момент 8 институтов, 6 факультетов, 53 кафедры, студенты и преподаватели, 16 научных школ, аспирантура, докторантура, научная библиотека, 3 общежития, 8 спортивных залов и бассейн, 2 столовые, 12 буфетов и т.д.

Топос «имя»

Именем называется слово (или заменяющий его знак), обозначающее предмет в его качествах, свойствах или признаках. Устанавливает связь между признаками, качествами понятия и его названием. Имя – обращение к происхождению или смыслу слова.

Слово Его происхождение Связь между именем и признаками понятия.
Риторика от греч. «рео» - «говорю, лью, теку» Передает идею речи свободной, плавной, увлекающей за собой, как течение реки. Русские слова «река» и «речь», «реку» (говорю) одного общего индоевропейского корня. Речь прекрасная освежающая, чистая, утоляющая духовную жажду, соединяющая людей, как река соединяет берега, - вот идея риторики, отраженная в самом названии этой науки. Каждый из нас способен владеть такой речью, и этому учит риторика (А.К. Михальская).

 

Топос «сравнение»

Существуют две разновидности сравнения: 1) уподобление – сходство объектов, обладающих одинаковыми свойствами, качествами, признаками или образом действия; 2) противопоставление – сравнение или сопоставление объектов по свойствам, признакам или качествам, которые выступают как взаимно отрицающие или несовместимые.

Объект сравнения Эталон сравнения Объединяющие признаки
Женщина - это цветок «нежность, хрупкость и красота», «требует бережливости и восхищения» (И.Ильин).

Топос «причина и следствие»

Причина и следствие – событие или действие, которое вызывает или влечет за собой другое событие или действие.

«Веерная» разновидность топоса, когда определяется набор причин одного явления или его возможных следствий (Михальская 1996: 150):

Пример:

Почему же нужно учиться риторике?

1) Потому что говорим мы много, но делаем это плохо.

2) Потому что недостаточно владеть языком – нужно владеть и словом, речью.

3) Потому что риторика учит людей понимать друг друга, а отсутствие взаимопонимания чревато конфликтами как внутри семьи, так и внутри народа, и между народами.

4) Потому что владение словом дает возможность каждому выразить себя – свою неповторимость как личности... (А.К. Михальская)

«Цепная» разновидность топоса, когда ряд умозаключений «от причины к следствию» составляет рассуждение и приводит к некоему выводу. Пример: Погода сегодня плохая, поэтому транспорт плохо ходит; чтобы не опоздать, надо выйти заранее.

Топос «время и место (обстоятельства)»

Большинство предметов, явлений, людей можно представить в определенном времени и месте. Всякий предмет имеет свою историю, биографию. Поэтому можно построить рассуждение о прошлом, настоящем и будущем предмета речи, можно привести конкретные подробности, детали, позволяющие наглядно представить слушателям конкретную ситуацию. Рассмотрим, как можно развить содержание речи, используя данный топос.

Недавно я встретил (когда? где?) своего старого знакомого (как долго знакомы? сколько не виделись?), который рассказал (почему рассказал?) мне... На прошлой неделе, когда я ехал на дачу, на автостанции, я увидел своего старого приятеля, с которым вместе когда-то работал и которого не видел более 20 лет. Естественно, стали спрашивать друг друга, как дела, какие новости. И он, представляете, рассказал мне... (И.А. Стернин)

Топос «свидетельство и пример»

Подкрепление своего мнения словами авторитетного лица. Это может быть цитата, удачный афоризм. Свидетельство показывает и самого оратора с выгодной стороны, поскольку являет его эрудицию.Пример привлекает яркой конкретикой, наглядностью.

(Заимствовано из учебника Михальской А.К. Основы риторики: мысль и слово: учеб. пособие для учащихся. –М.: Просвещение, 1996. – С. 162-165.)

Август – астры,

Август – звезды,

Август – грозди

Винограда и рябины

Ржавой – август!

Полновесным, благосклонным

Яблоком своим имперским,

Как дитя, играешь, август.

Как ладонью, гладишь сердце

Именем своим имперским:

Август! Сердце!

Месяц поздних поцелуев,

Поздних роз и молний поздних!

Ливней звёздных –

Август! – Месяц

Ливней звёздных.

Марина Цветаева

       
 
розы (юг, Рим)
 
виноград (юг, Рим)


грозди
плоды
сад
цветы

царское дитя
сердце года
имя месяца царственного, имперского
молнии
имя императора Рима
небо
  август

астры (север, Россия)
звёзды (лат.aster – звезда)
рябина (север, Россия)
яблоко
форма
поцелуй

 

 
 

 

 


Рациональные аргументы – аргументы, основанные на фактах, логических операциях – топосах.

Этические аргументы – аргументы, как правило, основанные на приеме «превращайте обсуждение идей в обсуждение людей». Он заключается в том, что хвалят или критикуют носителя идеи (личность говорящего), а потом уже и саму идею. Эти аргументы еще называют «к доверию/ к недоверию».

Патетические (эмоциональные) аргументы воздействуют на эмоции, личные интересы и потребности убеждаемого, указывают на последствия его действий с точки зрения пользы или вреда, выгоды или её отсутствия.

Приведем примеры аргументов всех типов и видов к данному тезису (использована методическая разработка профессора А.К. Михальской):

Тезис: «Изучение риторики необходимо».

Тип аргументов: «к делу» (рациональные).

Виды рациональных аргументов:

1) факты: «Современный человек проводит в устном общении более 65% рабочего времени. Расход чистого времени на беседы у среднего человека составляет 2,5 года. Это означает, что каждый из нас к концу жизни становится «автором» более 400 томов по 1000 с. Значит, мы говорим много. Однако без специальной подготовки эффективность общения составляет 50%, т.е. половина информации теряется при передаче. (Представьте, что все ваши собеседники глухи на одно ухо!)».

2) топика:

1 – определение: «Современная риторика - это практический опыт 2,5 тысячелетий, отлитый в чеканные формы риторического знания, это дверь к успеху, открытая каждому».

2 – пример: «Косноязычный, застенчивый грек Демосфен прославился в веках, сделал свое имя бессмертным, посвятив себя риторике. Недаром прошли часы и дни, когда, набрав в рот прибрежной гальки, он говорил, голосом своим стараясь заглушить шум прибоя. Его голос заглушил не только шум волн и ветра - он победил самое время и донесся до нас через тысячелетия. Много можно привести примеров того, как ораторское мастерство помогло выдающимся политикам нашего времени занять достойное их место. Назовем хотя бы сэра Уинстона Черчилля, Джона Кеннеди, Маргарет Тэтчер».

3 –аналогия: « В детстве мы учимся говорить так же естественно, как учимся ходить. Да, ходить и даже бегать умеет каждый. Но каждый ли может сказать о себе, что он умеет говорить? Посмотрите на профессиональную модель, идущую по подиуму. Разве она делает это так же, как любая женщина на улице? Конечно, профессионально владеть искусством дефиле любой женщине невредно. Нужно ли обязательно? А вот владея искусством слова, можно не только разрешить семейные и профессиональные конфликты, но и вовсе не допустить их. Искусство дефиле тут не поможет, и красивейшая и грациознейшая женщина может оказаться в жизни несчастной, неспособной помочь себе в общении с другими».

4 – свидетельство: « Аристотель сказал: «Если позорно для человека не быть в состоянии помочь себе телом, то еще более позорно для него не уметь помочь себе словом». Сенека Младший заметил, что речь людей такова, какова их жизнь. Какой жизни себе мы желаем - прекрасной или отвратительной?»

5 - причина и следствие: «Почему же нужно учиться риторике? Потому что говорим мы много, но делаем это плохо. Потому что недостаточно владеть языком - нужно владеть и словом, речью. Потому что риторика учит людей понимать друг друга, а отсутствие взаимопонимания чревато конфликтами как внутри семьи, так и внутри народа, и между народами. Потому что владение словом дает возможность каждому выразить себя - свою неповторимость как личности. Потому что именно слово позволяет каждому отстоять свои интересы и реализоваться как члену общества. Что можно получить в результате изучения риторики? Научиться лучше и легче думать; понимать потребности аудитории и собеседника, не мучить их, а доставлять удовольствие; стать более привлекательным для окружающих; уверенно чувствовать себя в ситуациях, когда нужно «встать и сказать», свободней общаться с людьми; научиться конкретным разновидностям речевых действий - от доклада до комплимента».

6 – имя: «Название нашей науки столь же древнее, как и она сама, и в течение прошедших тысячелетий не изменялось. «Реторика» - от греч. «рео» - «говорю, лью, теку» - передает идею речи свободной, плавной, увлекающей за собой, как течение реки. Русские слова «река» и «речь», «реку» (говорю) одного общего индоевропейского корня. Речь прекрасная освежающая, чистая, утоляющая духовную жажду, соединяющая людей, как река соединяет берега, - вот идея риторики, отраженная в самом названии этой науки. Каждый из нас способен владеть такой речью, и этому учит риторика».

Тип аргументов: «к говорящему» (этические).

Виды этических аргументов:

1 – компетентность, профессионализм: « Вы спросите: какие у меня основания утверждать, что риторике нужно учиться? Отвечу: было время, когда я, как и вы, ничего не знала об этой науке. С тех пор прошло семь лет. За это время я написала много книг, и популярных, и научных. Все они пользуются успехом и издаются большими - по нашему времени - громадными тиражами. А до того, как я занялась риторикой, мне даже страшно было подумать, что я могу написать статью в десяток страниц. Я полюбила выступать публично на научных конференциях и перед студентами, перестала бояться коллег и учеников. А раньше я покрывалась холодным потом от одной мысли, что через месяц мне нужно сделать доклад, а через неделю - прочитать лекции. Наконец, именно благодаря риторике, а вовсе не собственным способностям, мне удалось в прошлом году получить премию в десять миллионов за статью в 4 страницы и выиграть литературный конкурс вместе с писателем В. Распутиным».

2 – к оппонентам: « Те, кто отрицает всякую нужду в риторике, кто против ее изучения, на самом деле испытывают множество трудностей от того, что незнакомы с ней, только просто не подозревают об этом и в силу своего невежества и косности навязывают эти проблемы всем остальным. Возьмем Белинского. Он посвятил немало страниц и сил резким выпадам против науки красноречия, однако своей славе публициста и блистательного критика сам обязан именно своей гимназической риторической выучке».

Тип аргументов: «к аудитории» (патетические).

Виды патетических аргументов:

1 –аргумент страха (палочный аргумент): « Все современные (образованные, культурные) люди считают, что риторика нужна, и не жалеют сил на ее изучение. Если не изучать риторику, мало надежды добиться успеха. Разрушится семья, возникнут конфликты на работе, вас сочтут профессионально непригодным, более того, вы можете потерять не только личное счастье и работу, но и свободу, а то и жизнь».

2 – аргумент пользы (аргумент к кошельку): «Каждый хочет получить и сохранить интересную, высокооплачиваемую работу, каждый хочет мира и любви в своей семье, каждый пытается влиять на людей и быть при этом ими любимым. Но не каждый знает и понимает, что для этого нужно учиться риторике».

3 –похвала аудитории (exortatio): «Я уверена, что столь образованные и современные люди, как вы, в состоянии самостоятельно разобраться в этой проблеме. Я не только верю в то, что вам небезразличен этот вопрос, но и надеюсь на вашу способность вынести верное суждение».

4 – аргумент количества (большинства): «Сейчас не только на Западе, но и в нашей стране риторика стала необходимым элементом не только высшего, но и среднего образования. Почти не осталось хороших школ, а тем более вузов, где студенты не учатся риторике».

5 – аргумент согласия: «Ясно, что риторику изучать необходимо» (А.К. Михальская).

Тема 4. Расположение. Композиция речи (зачин, основная часть, концовка).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 7535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.