Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логическая пауза и логическое ударение




Логическая пауза объединяет слова в непрерывный ряд звуков, но в то же время и разделяет группы слов, ограничивает их (Горбушина 1961). Соединительная пауза между речевыми тактами обозначается одной вертикальной чертой — /, более длительная пауза между речевыми тактами или предложениями обозначается двумя чертами — //. Внутри речевого такта не может быть паузы, и все входящие в него слова произносятся слитно.

Психологическая пауза – это остановка, которая усиливает, выявляет психологическое значение фразы, отрывка. По выражению К.С. Станиславского, «красноречивое молчание и есть психологическая пауза. Она является чрезвычайно важным орудием общения». Пауза дополняет слова «взглядами, мимикой...намеками, едва уловимыми движениями и многими другими сознательными и подсознательными средствами общения. Все они умеют досказать то, что недоступно слову, и нередко действуют в молчании гораздо интенсивнее, тоньше и неотразимее, чем сама речь. Их бессловесный разговор может быть интересен, содержателен и убедителен не менее, чем словесный» (Горбушина 1961).

Логическое ударение – выделение тоном голоса и силой выдыхания главного по смыслу слова в предложении (Горбушина 1961). Как говорил К.С. Станиславский, это «указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или такте». От перемены места логического ударения меняется содержание всего высказывания:

Вы сегодня будете в театре? (а не кто-либо другой?)

Вы сегодня будете в театре? (придете или нет?)

Вы сегодня будете в театре? (а не завтра, не послезавтра?)

Вы сегодня будете в театре? (а не на работе, не дома?).

Правила постановки логического ударения (Горбушина 1961):

1. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных и иногда на глаголах – в тех случаях, когда глагол является основным логическим словом и обычно стоит в конце фразы или когда имя существительное заменено местоимением. П р и м е р: В зале собрались зрители.

2. Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных и местоимениях.

П р и м е р: Сегодня морозный день. Вы извините меня.

3. Закон сопоставлений является перекрывающим законом, снимающим эти правила. П р и м е р: Мне нравится не синий цвет, а зеленый. Мне нравится, а не тебе.

4. При сочетании двух существительных ударение всегда падает на имя существительное, взятое в родительном падеже и отвечающее на вопрос: чей? кого? чего? П р и м е р: Это приказ командира. Это командира приказ.

5. Повторение слов, когда каждое последующее усиливает значение и смысл предыдущего, требует логического ударения на каждом слове с возрастающим усилением. П р и м е р: Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит.

6. Перечисления требуют на каждом слове самостоятельного ударения.

П р и м е р: Я встал, умылся, оделся и выпил чай.

«Литературная ритмика слова основывается на том, что гласный заударного слога втрое короче и слабее ударного гласного и вдвое короче и слабее по сравнению с гласным в первом предударном слоге. Если эти соотношения не соблюдаются, речь приобретает нелитературный характер» (Матвеева 2007: 275).

Например:

ДО-РО-ГА [А] [О] [Ъ] 2-3-1   ЛЕН-ТА [Э] [Ъ] 3-1   ЗА-ХО-ДИТЬ [Ъ] [А] [И] 1-2-3  



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 3667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.