Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к эпидейктической речи




Требования к информационной речи.

План

Тема 7-8. Специфика публичных выступлений различных типов.

§ 1. Требования к информационной речи.

§ 2. Требования к эпидейктической речи.

§ 3. Требования к аргументирующей речи.

§ 4. Критерии оценки речей различных типов.

Риторический текст тогда становится эффективным, когда говорящий точно осознаёт цель своей речи, адекватно выражает содержание речи. Важным становится изучение риторических правил и критериев эффективности речи в зависимости от целевой установки.

Требования к информационной речи (Сопер П. 1998)

1. Актуальность темы. Речь должна быть построена с учетом интересов слушателей.

2. Конкретность в целом и в частностях. «Любой предмет, если его объяснить наиболее просто и конкретно, станет понятен любой аудитории». Достигается конкретность при помощи сравнений, противопоставлений, примеров, формы притчи, конкретной лексики.

3. Новизна. «Как бы ново и необычно ни было ваше сообщение, оно всегда должно быть связано с тем, что людям уже знакомо и имеет для них значение». «Как же сделать обычное интересным, а новое – понятным при подготовке к речи? Во-первых, если тема старая, развивайте ее в связи с новыми фактами и насущными интересами. Во-вторых, если тема новая и необычная, развивайте ее, опираясь на общеизвестные факты и житейский опыт. В обоих случаях основное требование – достаточное знание вопроса».

4. Чувство упорядоченного поступательного движения идей.

5. Конфликт, драматизм. «Люди особенно склонны уделять внимание спорному: столкновение и борьба вызывают невольный интерес».

6. Четкая структура речи. «Вступление следует подобрать и подработать так, чтобы оно вызывало внимание, приподняло интерес, пояснило намерения оратора. Главная часть речи должна быть развита в соответствии с определенным планом и с учетом тематического задания, состава аудитории и обстановки. В заключении еще раз поясняется поставленная цель, поднимается на высшую ступень интерес слушателей, подчеркивается смысл речи и делается все возможное, чтобы создать у аудитории надлежащее настроение».

(Михальская 1996: 274; Меньшенина)

1. Призыв к чувствам слушателя. Она должна затрагивать глубоко личные струны человеческой души, объединять, поднимать настроение. Путь к этому лежит через обращение к вечным ценностям: к этическим законам и нормам, к добру и злу, к памятным событиям истории народа, к основам его веры, его традиций.

2. Необходимо наличие конкретного материала, в котором бы отразилась индивидуальность адресата, «виновника торжества».

3. Учет «фактора адресата»: Аристотель советует хвалить то, что больше всего ценится у данной аудитории.

4. Законы эпидейктической речи требуют усиления и преувеличения.

5. Тщательная продуманность, подготовленность речи, лаконизм.

6. Чрезвычайно важным становится этап произнесения речи. Оратор должен найти верную тональность, быть искренним, эмоциональным, открытым при произнесении.

7. Четкая структура речи. Это выражается в применении классической трехчастной схемы построения публичного выступления: в наличии продуманного вступления, структурированной главной части, заключения. Для вступления обязательным является обозначение повода речи, называние адресата. В основной части важно выделение главного, существенного, приведение фактического, конкретного материала. Для заключения обязательным становится поздравление с выражением пожелания, надежд на радостные перспективы, успех, удачу.

§ 3. Требования к аргументирующей речи (Михальская 1996: 280)

1. Четко сформулировать свой тезис: ясно для самого оратора и конкретно.

2. Принцип близости (актуальности): связать обсуждаемую проблему с личными интересами слушателей.

3. Принцип конкретности: придать обсуждаемой проблеме конкретную форму.

4. Требования к аргументам: истинность, доступность, максимальная близость установившимся в аудитории мнениям, удачность примеров и сравнений, логичность расположения доводов, их сила.

5. Четкий, броский, выкристаллизованный, оптимистичный вывод.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 2649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.