Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правила спора




Ошибки и софизмы в споре

Полная классификация изложена в работе С.И. Поварнина, которую студентам предлагается законспектировать. Здесь остановимся на отдельных ошибках и софизмах:

1) Ошибки в тезисе являются нарушением логического закона тождества: «Любая мысль в процессе данного рассуждения должна сохранять одно и то же содержание или смысл, сколько бы раз она ни повторялась». Эта ошибка существует в 2 разновидностях:

а) Отступление от тезиса - мы взялись доказывать один тезис, а на самом деле доказали другой.

б) Подмена тезиса, основанная на смешении значений слов, сужении или расширении объема понятий. Приведем софизм-шутку, в котором происходит подмена тезиса:

В диалогах Платона описывается, как с помощью подмены понятия два софиста запутывают простодушного крестьянина по имени Ктесипп:

- Скажи-ка, есть ли у тебя собака?

- И очень злая, - отвечал Ктесипп.

- А есть ли у нее щенята?

- Да, тоже злые.

- А их отец, конечно, собака же?

- Конечно.

- И этот отец тоже твой?

- Конечно!

- Значит, ты утверждаешь, что твой отец собака и ты брат щенятам! (отец – собака, отец – человек).

2) Ошибки в аргументах являются следствием нарушения закона достаточного основания: «Любая мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана ранее». Существует в разновидностях:

а) Ложный довод – явно ложная мысль.

б) Адвокатский довод – такой, который формально верен, но по сути лживый (или в какой-то своей части).

в) Произвольный довод – такой, который сам требует должного доказательства.

г) Довод к невежеству – его эффект основан на незнании собеседника и на намеренном употреблении непонятных слов, терминов.

д) Дамский аргумент – реагирование на тезис в крайней резкой форме.

3) Ошибки и уловки в рассуждении являются следствием нарушения закона достаточного основания. Проиллюстрируем историческим анекдотом. Философ Платон был чересчур доволен своим собственным научным определением, которое звучало так: «Человек есть животное на двух ногах, лишенное к тому же перьев». Все люди из его окружения восхищались емкостью сказанного, кроме узнавшего о том Диогена. Ощипав купленного на рынке петуха, Диоген перебросил его через порог обширного Платонова дома: «Вот вам Платонов человек». Говорят, после этого Платон расширил свое определение, добавив слова: «и с широкими ногтями».

В созидательных диалогах, когда спор ведется во имя общей цели, неуместны неприязненность в отношении друг к другу, агрессивность высказываний, непримиримость и резкость словесных выпадов. В этом отношении весьма полезными могут быть речевые формулы спора, о которых писала Л.А.Шкатова в статье, опубликованной в научно-популярном журнале «Русская речь» (1990. № 4). Наблюдая за участниками спора, легко обнаружить два полярных типа речевого поведения, отражающихся в типичных выражениях. Определите сами, какой из этих типов лучше, чтобы следовать ему.

1. Начало задает тон всему разговору
1-й вариант 2-й вариант
- Вы не правы (совершенно не правы, абсолютно не правы, несомненно не правы; ошибаетесь, глубоко ошибаетесь; заблуждаетесь, вводите в заблуждение; лжете, сознательно лжете…), и я вам сейчас это докажу. - Наши позиции не совпадают (мы расходимся во мнениях, я не могу согласиться с вами, мне трудно признать вашу правоту, я придерживаюсь другого мнения…), но, возможно, я ошибаюсь.
2. Убеждает только убежденный
- Я абсолютно убежден в том, что… - Нет никакого сомнения… - Не будете же вы спорить… - Никто не станет отрицать… - Все согласятся … - Только глупый человек не поверит… - Одни дураки станут доказывать… - Надеюсь, мы с вами вместе заинтересованы в том, чтобы найти правильное решение… - Я убежден в своей правоте, но допускаю, что другая точка зрения имеет право на существование. - Каждый может ошибаться, и я хотел бы понять лучше ваши доводы, потому что моя позиция представляется мне справедливой.
3. Доводы должны быть приняты всеми участниками
- Ваше дело - принимать или отвергать мои аргументы: от этого их убедительность не страдает. - Это вы просто из упрямства отвергаете то, что каждый признал бы несомненным. - Мне безразлично, что вам мои доводы кажутся сомнительными. - Только недалекий человек не может воспринять такие простые доказательства, которые я привожу. - Попробуем вместе разобраться, почему мои аргументы кажутся вам сомнительными. - Я постараюсь привести еще доказательства, чтобы прояснить для вас свою позицию. - Мне бы не хотелось, чтобы мы с вами занимали диаметрально противоположные позиции. Надеюсь, вот с этим вы не сможете не согласиться.  
4. Не торопитесь!
- Я готов спорить, побыстрее, пожалуйста. - Уж если вы спорите, не тяните резину. - Что-то вы долго собираетесь с мыслями. - Скорее подбирайте слова, а то мы и к утру не закончим наш спор. - Давайте вернемся к исходному положению. Вы утверждаете… - Я хотел бы лучше разобраться в вашей позиции. - Так вы утверждаете, что… Правильно я вас понял? - Прошу вас подробнее остановиться на следующем… Мне не совсем понятно…
5. Ты сердишься - значит, ты не прав!
- Хоть кого выведет из себя ваше упрямство! - Вы злитесь, потому что не хотите признаться, что проиграли спор. - Вам надо поучиться вести себя с противником! - Не хочу спорить с таким упрямым ослом! Всем уже давно понятно, что вы проиграли. -У меня уже нет сил доказывать вам то, что ясно любому младенцу. - Да вы с кем спорите?! - С вами спорить без толку! -Я никогда не соглашусь с вами! - Не будем превращать спор в ссору: от этого истина не выиграет. - Мне не хотелось бы, чтобы после спора мы стали врагами, потому что у нас общая цель - определить верную точку зрения. - Согласитесь, что по многим позициям мы нашли общий язык, и не стоит огорчаться, что пока не по всем. - Вам ведь не надо доказывать, что главное для нас обоих - найти правду, поэтому личные обиды просто невозможны.
6. Дайте возможность человеку сохранить его лицо
- Ну вот, убедил же я вас. - Сознайтесь, как вы были не правы. - Конечно, вы и подумать не могли, что так легко сдадитесь. - Признайтесь, что я выиграл наш спор. - Надеюсь, что вы еще подумаете над тем, о чем мы с вами говорили. - Думаю, вы не откажетесь признать мои доводы. - Вы сами способны прийти к правильному решению.

 


 

Контрольный тест по дисциплине «Риторика»

Тестовое задание 1. Риторика возникла примерно

1. в V в. до н.э.

2. в I в. до н.э.

3. в I в. н.э.

4. в III в. н.э.

Тестовое задание 2. Риторика возникла в Древней Греции как искусство

1. хорошо говорить

2. убеждать

3. логически рассуждать

4. украшать речь

Тестовое задание 3. Риторика в Средние века понималась как искусство

1. хорошо говорить

2. убеждать

3. логически рассуждать

4. украшать речь

Тестовое задание 4. Выпишите номер неправильного утверждения:

1. Ораторика – раздел риторики.

2. Риторика и ораторика – тождественные понятия.

3. Риторика рассматривает отношения людей через речь.

4. Риторика не может быть сведена только к устной публичной речи.

Тестовое задание 5. По сферам употребления выделяют несколько жанров академического красноречия. Определите, что не относится к академическому красноречию:

1. лекция вузовская, школьная

2. научный доклад

3. агитаторское выступление

4. научно-популярная лекция

Тестовое задание 6. Главная задача информативной речи

1. сообщить сведения, информацию аудитории

2. убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе

3. призвать к необходимости определенных действий

4. воодушевить и сплотить аудиторию

 

Тестовое задание 7. Главная задача развлекательной речи

1. сообщить сведения, информацию аудитории

2. развлечь слушателей

3. призвать к необходимости определенных действий

4. воодушевить и сплотить аудиторию

Тестовое задание 8. Основная задача агитационной речи

1. сообщить сведения, информацию аудитории

2. убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе

3. призвать к необходимости определенных действий

4. воодушевить и сплотить аудиторию

Тестовое задание 9. Основная задача эпидейктической речи

1. сообщить сведения, информацию аудитории

2. убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе

3. призвать к необходимости определенных действий

5. воодушевить и сплотить аудиторию

Тестовое задание 10. Выпишите номера правильных утверждений:

1. Слушатели не должны ощущать структуру выступления, так как это будет отвлекать их внимание.

2. Слушатели должны ощущать структуру выступления, так как они привыкли к трехчастной композиции.

3. Слушателей раздражает, когда оратор говорит во-первых, во-вторых, в-третьих…

4. Слушателей отвлекает от речи нарушение логической последовательности.

Тестовое задание 11. Выпишите номера правильных утверждений:

1. В малоподготовленной аудитории вступление должно быть кратким.

2. В высокообразованной аудитории вступление должно быть развернутым.

3. Концовка-кульминация всегда хорошо запоминается слушателями.

4. Юмористическая концовка действенна в любой аудитории.

Тестовое задание 12. Выпишите номер неправильного утверждения:

1. Во вступлении обозначается проблема и увязывается с интересами слушателей.

2. Пробуждение любопытства – универсальный способ привлечения внимания.

3. Обращение к конфликту, борьбе – универсальный способ привлечения внимания.

4. Вступление нужно в малоподготовленной аудитории.

Тестовое задание 13. Чего не должен делать оратор в конце выступления?

1. Повторять основные положения доклада.

2. Извиняться, что из-за нехватки времени не все вопросы были освещены.

3. Благодарить слушателей за внимание.

4. Говорить аудитории комплименты.

Тестовое задание 14. Найдите правильное утверждение:

1. Концовка необходима только для больших выступлений.

2. Концовка необходима в любом публичном выступлении.

3. Вывод должен быть развернутым.

5. Вывод с перечислением (итак, во-первых, во-вторых…) неэффективен, плохо воспринимается аудиторией.

Тестовое задание 15. Выпишите номер правильного утверждения:

1. Благодарность за внимание эффективна, если оратор конкретизирует, за что он благодарен аудитории.

2. Извиняясь перед аудиторией за то, что не смог все охватить, оратор улучшает впечатление аудитории о себе.

3. Если у слушателей нет вопросов, значит, им все понятно и выступление было удачным.

4. Концовка необходима только для больших выступлений.

Тестовое задание 16. Выпишите номер правильной концовки:

1. Вот и все, что я хотел вам сказать.

2. Вот и все. К сожалению, я очень многое не рассказал, потому что у меня было мало времени.

3. До свидания. Хотелось бы, чтобы в следующий раз вы меня внимательно слушали. Аудитория у вас невнимательная.

4. Итак, сделаем вывод …

Тестовое задание 17. Выпишите номер правильной концовки:

1. Все. До свидания.

2. А в заключение расскажу вам анекдот, который я недавно услышал…

3. Благодарю вас за внимание. Приятно было у вас выступать.

4. У меня все. Извините, если я говорил слишком долго.

Тестовое задание 18. Выпишите номер неправильного утверждения:

1. Речевые ошибки оратора ставят под сомнение его общую компетентность и образование.

2. Речевые ошибки оратора ставят под сомнение его компетентность в обсуждаемой проблеме.

3. Правильность речи – это владение говорящим нормами литературного языка.

4. Уместность речи – это отбор и организация языковых средств с учетом аудитории.

Тестовое задание 19. Что относится к паралингвистическим средствам выразительности?

1. тропы

2. фонетическое благозвучие

3. риторические фигуры

4. мимика, жесты, пантомима

 

 

Тестовое задание 20. «Словесному оформлению мысли» соответствует этап

1. инвенция

2. диспозиция

3. акция

4. элокуция

Тестовое задание 21. Выпишите номер неправильного утверждения:

1. Коммуникативная позиция говорящего – это степень его влиятельности в общении.

2. Коммуникативная позиция – это место его расположения относительно собеседника в процессе общения.

3. Образ говорящего - то, каким предстает говорящий для слушателей в содержании речи, словах, произношении, телодвижении.

4. К ораторским нравам относят честность, образованность, скромность, предусмотрительность, ответственность, решительность и др.

Тестовое задание 22. Выпишите номера правильных утверждений:

1. Комплименты не имеют противопоказаний.

2. Улыбчивого собеседника воспринимают как несерьезного.

3. Улыбчивого собеседника воспринимают как носителя положительных качеств.

4. Одежда ярких цветов снижает доверие к оратору.

Тестовое задание 23. Выпишите номера правильных утверждений:

1. Первая фраза выступления должна быть продумана заранее.

2. Первая фраза выступления должна быть импровизационной.

3. Заключительная фраза должна быть выделена интонационно.

4. Заключительная фраза должна быть заранее подготовлена и отрепетирована.

Тестовое задание 24. Найдите правильное утверждение

1. Оратор должен быть высоко эмоционален в ходе выступления.

2. Оратор должен быть умеренно эмоционален в ходе выступления.

3. Оратор должен быть мало эмоционален в ходе выступления.

4. Жесты должны быть взволнованными и высоко эмоциональными.

Тестовое задание 25. Выпишите номер правильного утверждения:

1. Главную мысль надо сформулировать и повторить 2-3 раза.

2. Главная мысль не должна быть выражена оратором прямо, надо подвести к ней слушателей, но не формулировать вывод за них.

3. Повторение главной мысли в устной речи ухудшает ее восприятие.

4. Заключительная фраза должна быть импровизационной.

Тестовое задание 26. Выпишите номер правильного утверждения:

1. Оратор может сидеть за столом во время выступления.

2. Нельзя, чтобы за спиной во время выступления были движущиеся предметы или люди.

3. Эффективно выступление на фоне букета цветов.

4. Чем громче говорит оратор, тем лучше.

Тестовое задание 27. Найдите неправильное утверждение:

1. Повтор обращения к собеседнику или к аудитории усиливает коммуникативную позицию.

2. Повтор обращения только раздражает собеседника.

3. Снижая себя в глазах собеседника, мы укрупняем собеседника.

4. Классический стиль одежды символизирует компетентность.

Тестовое задание 28. Выпишите номера правильных утверждений:

1. Собеседнику надо преимущественно смотреть в глаза.

2. Оратор должен выбрать в аудитории симпатичное лицо и все рассказывать этому слушателю.

3. Надо смотреть во время выступления на всех слушателей, разбив аудиторию по секторам.

4. Экстравагантный стиль одежды хорошо воспринимается творческими людьми.

Тестовое задание 29. Выпишите номера правильных утверждений:

1. Оптимальная длительность выступления –10-20 мин.

2. Оптимальная длительность выступления – 45 мин.

3. Оптимальное соотношение: одно выступление – 1 мысль.

4. Максимальное время ответа на вопрос слушателя – 5 минут.

Тестовое задание 30. Выпишите номера правильных утверждений:

1. Конкретные дополнительные детали в устном выступлении усиливают речевое воздействие.

2. Конкретные дополнительные детали в устном выступлении ослабляют речевое воздействие.

3. Выразительность речи оратора определяется ее интонационным разнообразием.

4. Выразительность речи оратора зависит от его эмоциональности.

Тестовое задание 31. Что призван подчеркнуть внешний вид оратора?

1. характер

2. профессионализм

3. происхождение

4. принадлежность к определенной социальной группе

Тестовое задание 32. Выпишите номера правильных утверждений:

1. Тезис – это мысль, высказанная оратором.

2. Тезис – это мысль, которую оратор старается обосновать.

3. Для гуманитариев эффективна индуктивная подача материала.

4. Для представителей точных и естественных наук эффективна индуктивная подача материала.

 

Тестовое задание 33. Выпишите номер неправильного утверждения:

1. Аргументы – это утверждения, подтверждающие тезис.

2. Аргументы – это публичные утверждения оратора.

3. Аргументы должны приводиться в системе.

4. Причина и следствие – разновидность логических аргументов.

Тестовое задание 34. Найдите неправильное утверждение:

1. Порядок приведения аргументов может быть произвольным, главное, чтобы они относились к тезису.

2. Топы есть то общее (идеи, положения, факты), которое одинаково понимается и принимается участниками диалогов.

3. Топы - это логические способы, операции развертывания мысли, темы в целое произведение.

4. Аргумент «к кошельку» - разновидность патетических аргументов.

Тестовое задание 35. «Композиционному построению частей выступления» соответствует этап

1. инвенция

2. диспозиция

3. акция

4. элокуция

Тестовое задание 36. Выпишите номер неправильного утверждения:

1. Индуктивная аргументация – от фактов к выводам.

2. Дедуктивная аргументация – от фактов к выводам.

3. Односторонняя аргументация своей позиции предполагает приведение либо только аргументов «за», либо только аргументов «против».

4. Двусторонняя аргументация – доказательство «от противного», когда оратор приводит свои доводы как опровержение доводов оппонента.

Тестовое задание 37. Выпишите номера правильных утверждений:

1. Надо иметь при себе записи, но пользоваться ими как можно реже.

2. При подготовке выступления надо сначала записать собственные мысли, а потом читать литературу.

3. При подготовке выступления сначала надо почитать по теме.

4. Надо репетировать выступление целиком.

Тестовое задание 38. Выпишите номер неправильного утверждения:

1. В доброжелательной аудитории эффективна нисходящая аргументация.

2. В доброжелательной аудитории выводы надо формулировать эксплицитно.

3. В критически настроенной аудитории эффективна восходящая аргументация.

4. В критически настроенной аудитории эффективна односторонняя аргументация.

 

 

Тестовое задание 39. Выпишите номера правильных утверждений:

1. Для молодёжной аудитории неинтересны личные оценки оратора.

2. В молодежной аудитории темп речи должен быть быстрым.

3. В аудитории старшего возраста надо апеллировать к истории.

4. В аудитории старшего возраста надо говорить эмоционально.

Тестовое задание 40. Определите, в каком случае аргументация построена неверно:

1. Молодежь убеждают бросить курить через аргумент к здоровью.

2. Стариков убеждают бросить курить через аргумент к здоровью.

3. Среднее поколение убеждают вкладывать средства в дополнительные пенсионные фонды, чтобы обеспечить старость.

4. Молодежь убеждают отказаться от наркотиков для того, чтобы получить хорошую работу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 3104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.