Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие правила ведения диалога




План

Тема 9. Риторика диалога. Теория и практика спора.

Критерии оценки речей различных типов

Современная риторика использует следующую схему анализа любого высказывания:

1) Кто говорит?

2) Кому говорит?

3) При каких обстоятельствах?

4) Что говорит?

5) Зачем?

6) Как выражает свою мысль?

7) Каков результат?

Эта схема соответствует риторической модели речевого акта, или разделам общей риторики: 1) стиль речи, произнесение, композиция, аргументация и логика речи, образ оратора (в традиции Аристотеля); 2) изобретение (inventio), расположение (dispositio), слововыражение (elocutio), память (memoria), исполнение (в традиции Цицерона и Квинтилиана). По этим этапам и осуществляется оценка и самооценка любых выступлений, речей. Например:

Оценка речи возможна по следующим показателям (Аннушкин 2007: 33-34):

- идеи, содержание речи (согласны ли вы с тем, что говорится, с позицией оратора по данному вопросу?);

- слова – их правильность, чистота, выразительность, богатство, оригинальность (получила ли аудитория эстетическое удовлетворение от словесного стиля оратора?);

- эмоция, энергетика речи (создал ли оратор нужное настроение среди слушателей? Привлек ли их на свою сторону?);

- синтаксис, конструкция фразы, соединение слов (были ли слова уложены в фигуры речи, уместные для восприятия речи?);

- произношение, т.е. темп и ритм, паузация, дикция, интонирование текста, звучность голоса, тембр (каков был характер произношения?);

- язык телодвижения, или ораторская пластика, т.е. весь комплекс телодвижений (жесты, мимика, контакт глаз).

§ 1. Общие правила ведения диалога.

§ 2. Полемический диалог: спор – диспут – полемика - дебаты. Требования к тезису. Софизмы (уловки) в споре.

§ 3. Правила спора.

К общим правилам ведения диалога можно отнести риторические правила для говорящего и для слушающего, приводимые Ю.В. Рождественским (Цит по: Формановская 2007). Среди правил для говорящего выделяются следующие:

1. Говорящему предписывается доброжелательное отношение к собеседнику, запрещается своей речью наносить ему ущерб, оскорбление, обиду, пренебрежение и т.п.

2. Говорящему предписывается соблюдать вежливость по отношению к адресату.

3. Говорящему не рекомендуется ставить себя в центр внимания, предписывается быть скромным в самооценках, не навязывать собственного мнения.

4. Говорящему предписывается поставить в центр внимания слушающего, учитывая его социальные роли, заинтересованность в теме и т.п.

5. Говорящему предписывается выбирать темы разговора в соответствии с уровнем знаний и интересов адресата и при учёте общих признаков ситуации общения.

6. Говорящему предписывается следовать логике развёртывания текста, следить, чтобы вывод вытекал из посылки и т.д., а также выдерживать текст в едином стиле.

7. Говорящий должен помнить, что порог концентрации внимания и восприятия текста ограничен: оптимальная длина устного высказывания – 7 + 2 единицы (т.е. 5-9, поэтому говорение без паузы должно длиться не более 45 сек. – 1,5 мин.). Для усиления внимания слушателя необходимо включать средства авторизации и адресации текста.

8. Говорящему предписывается вести постоянный отбор языковых/речевых средств, включая их стилистическую характеристику.

9. Говорящий должен помнить, что в устном контактном непосредственном общении адресат не только слышит его, но и видит, поэтому следует умело и уместно пользоваться арсеналом параязыковых средств (жест, мимика, поза, интонация и др.), а также соблюдать общие нормы этикета, поведения.

Правила для слушающего:

1. Слушающему предписывается отдать предпочтение слушанию перед всеми другими видами деятельности.

2. В роли слушающего необходимо уметь выслушивать, терпеливо и доброжелательно относиться к говорящему.

3. Доброжелательно выслушивая говорящего, не следует сбивать его с темы, неуместно прерывать, вставлять колкие, обидные замечания, а также необходимо не переводить слушание в собственное говорение.

4. Выслушивая, надо поставить в центр внимания говорящего и его интересы, дать ему проявить себя, подчеркивать свой интерес к нему, подтверждать контакт внимания, понимания, этический и эмоциональный контакт с помощью невербальных средств коммуникации, междометий и т.п.

5. В роли слушателя необходимо умело входить в коммуникативное взаимодействие, вовремя подавая ответную реплику.

6. Не следует без нужды переходить из роли слушающего в роль говорящего. Если же такой переход назрел, его следует обозначить соответствующими средствами.

7. Если слушающих больше, чем два, не следует отвечать на вопрос, заданный другому собеседнику, вообще реагировать на речь, направленную другим.

Потери от неумения слушать в быту, деловой сфере огромны. Поэтому важно владеть приемами эффективного слушания и знать барьеры общения в процессе слушания:

1. Игнорирование – барьер общения. Высказывание собственных суждений без учёта мыслей и чувств, высказанных или проявленных собеседником. Немотивированное разговором, резкое, одностороннее прерывание контакта.

2. Допрос – барьер общения. Постановка таких вопросов, когда направление ответов для партнера точно предписано. При этом вопросы излишне детализированы, а намерения выспрашивающего зачастую остаются неясны.

3. Безмолвное слушание – эффективное слушание в напряженных ситуациях, при коммерческих переговорах, с собеседником, который испытывает трудности с выражением своих забот и проблем. Выжидающая, наклоненная к собеседнику поза, поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак готовности слушать дальше, поддакивание, эмоциональная реакция.

4. Выяснение – эффективное слушание. Просьба дополнить, разъяснить, чтобы более точно понять смысл сказанного, намерения и интересы говорящего.

5. Перефразирование – эффективное слушание. Изложение своими словами информации, сказанной собеседником. В начале беседы это изложение более полно, далее выделяется и сохраняется то, что показалось слушающему главным. В случае неправильного или неточного понимания говорящий имеет возможность скорректировать смысл сказанного. После длительного монолога уместно подведение промежуточных итогов - резюмирование.

6. Дальнейшее развитие мыслей собеседника - эффективное слушание. Рассказ о возможных намерениях, действиях собеседника, но только в рамках высказанного им смысла. В противном случае слушание становится игнорирующим.

Большую роль в установлении позитивного климата, контакта в процессе общения играет соблюдение принципов коммуникации – кооперации (сотрудничества) Г.П. Грайса и вежливости Дж. Н. Лича. Кратко охарактеризуем их.

Принцип кооперации П. Грайса составляют 4 максимы (правила):

1) Максима количества: сообщай ровно столько информации, сколько требуется для осуществления целей общения, не больше и не меньше.

2) Максима качества: в высказывании должна сообщаться истина, надо избегать ложных утверждений и таких, для которых нет достаточных оснований.

3) Максима отношения (релевантности): не отклоняйся от темы, говори по существу.

4) Максима способа выражения (манеры речи): избегай неточных выражений, многословия, двусмысленности, организуй свою речь.

Дж. Н. Лич сформулировал принцип вежливости как совокупность ряда максим (правил):

1) Максима такта – соблюдение интересов другого, предупредительность, невторжение в личную сферу собеседника, соблюдение психологической дистанции между собеседниками. Например: в деловом устном общении реплики-просьбы часто формулируются в форме вопроса: Не могли бы вы…; Вам не трудно; Вы не …. На первом плане в такой реплике осведомление о возможностях собеседника выполнить эту просьбу. Максима такта может рассматриваться и как уход от потенциально опасных тем.

3) Максима великодушия – способность даже поступиться собственными интересами, быть снисходительным, великодушно облегчать другому общение в затруднительных ситуациях, не ставить его в неловкое положение.

Практически эта максима реализуется так. Просьба или предложение в хорошем деловом контакте всегда сформулированы таким образом, чтобы их можно было отклонить. В языке это отразилось, например, в этикетных формулах вопроса с отрицательной частицей НЕ или без нее: У вас не найдется немного времени; Вы не могли бы ….; А что если мы остановимся на..; Что если мы поступим так…

3) Максима одобрения - положительная оценка поведения собеседника, его укрупнение, увеличение его значимости. И тесно связанные с ней - 4) максима согласия – максима неопозиционности (отказ от конфликтной ситуации во имя сохранения предмета взаимодействия) и 5) максима скромности - неприятие похвал в собственный адрес, выражение своего мнения без излишней категоричности и самоуверенности (модель: я могу быть не прав, и мнение собеседника тоже подлежит положительной оценке).

Эти максимы реализуются в речевых приемах. Приведем примеры некоторых из них: «я-высказывание» вместо «ты - высказывания». «Ты- высказывание» – это непосредственная эмоциональная реакция, которая содержит прямое или скрытое осуждение, обвинение собеседника. Это закрывает общение, провоцирует другую сторону на защиту. Например: «Это же наглость с вашей стороны – запрашивать такую цену». «Я - высказывание» - это констатация собственных переживаний, объективное описание ситуации и ваших реакций на нее. Ср.: «По расчетам наших экспертов цена неоправданно высока. Нам хотелось бы обсуждать справедливые условия». Другой прием «да – но» - прием некатегоричного, ненавязчивого выражения своего мнения, возражения. Модель: Да, Вы правы, но…; Я понимаю, почему вы…, однако и т.п. Смягчение или нейтрализация формулировки путем подбора антонима с частицей «не» или стилистически более нейтрального синонима. Например: Подготовленный вами документ кошмарен! Я никогда не видел такого количества ошибок! (Я понимаю, что подготовленный мною документ плох (не очень хороший), но я обещаю его переработать). Эвфемизмы – мягкие, более вежливые выражения, которые употребляют, чтобы не вызвать дискомфорт у собеседника, не обидеть его: толстый – полный; высокий – озадаченный ростом.

§ 2. Полемический диалог: спор – диспут – полемика - дебаты. Требования к тезису. Софизмы (уловки) в споре.

Цель полемического диалога - выиграть спор. Содержание полемического диалога - утверждение и защита принятой позиции, опровержение и отвержение позиции оппонента (Волков А.А.). Формы полемического диалога:

Спор – столкновение взглядов на один и тот же предмет.

Диспут (от лат. disputare– обсуждать, спорить) – разновидность публичного обсуждения, происходящего в форме борьбы мнений между его участниками. Участники диспута обсуждают проблему, по которой у них нет единой точки зрения и заранее подготовленного ответа.

Дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование) – одна из форм спора как словесного состязания, это обмен мнениями, высказываемыми несколькими лицами в отношении какого-либо предмета с целью достижения единого взгляда на этот предмет. Мнение каждого участника является лишь предполагаемой вариантной возможностью решения вопроса, окончательное решение которого как раз и вырабатывается в процессе обмена мнениями (отсутствует позиция непримиримости). Цель дискуссии – определить, кто прав и как решить проблему.

Полемика (от греч. polemikos – воинственный) – публичный жанр с целью защитить свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Полемика как борьба мнений отличается от всех других форм диалога наличием оппонента, конфликтностью высказываемых мнений.

Дебаты имеют цель проанализировать как можно больше разных точек зрения и сопоставить их, а не настаивать на своей точке зрения. Они призваны дать возможность участникам и слушателям получить и ранжировать некоторые аргументы для последующего обсуждения и принятия решения в будущем.

Требования к тезису в споре:

1) Выяснить тезис, спорную мысль так, чтобы он стал для нас совершенно ясным и отчетливым по смыслу. Это сберегает время и охраняет от множества ошибок.

2) Для того чтобы выяснить тезис достаточно выяснить три вопроса относительно этого тезиса. Во-первых, все ли слова и выражения тезиса вполне и отчетливо нам понятны. «Типичные примеры мы находим в беседах Сократа. Подходит к нему какой-либо человек, которому все ясно в той или иной мысли. Сократ начинает ставить вопросы. В конце концов оказывается, что у собеседника иллюзия ясности мысли прикрывает тьму, в которой гнездятся ошибки понимания» (Поварнин 1992). Во-вторых, определить тезис по количеству, т.е. установить, об одном предмете идет речь или обо всех без исключения предметах данного класса, или не о всех, а о некоторых (большинстве, многих и т.п.). В-третьих, определить тезис по модальности, т.е. выяснить, несомненно или только вероятно истинным мы считаем тезис. Слова-сигналы, делающие тезис более определенным: Абсолютно ясно, что…; Я уверен, что…; Вероятно, возможно…; Скорее всего и т.п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 6766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.