Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интонационно-выразительные средства речи




Дикция и артикуляция

План

Тема 6. Произнесение. Техника речи.

§ 1. Дикция и артикуляция.

§ 2. Интонационно-выразительные средства речи.

§ 3. Пауза и логическое ударение. Литературная ритмика слова.

§ 4. Орфоэпия. Орфоэпические ошибки.

§ 5. Некоторые нормы ударения.

Риторика – наука о живом, звучащем слове. Произнесение речи - последний этап деятельности ритора. Важной частью курса риторики являются упражнения по технике речи и орфоэпии. Рассмотрим основные параметры произнесения (техники речи).

Дикция – степень отчетливости и ясности произношения. Хорошая дикция связана с чёткой артикуляцией.

Артикуляция – работа органов речи, их движения, необходимые для образования того или иного звука.

Улучшить дикцию можно с помощью артикуляционной гимнастики, разучивания скороговорок и других специальных упражнений.

Интонация - «это звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части, противопоставляют высказывания по их цели (повествование, волеизъявление, вопрос) и передают субъективное отношение к высказываемому» (Русская грамматика 1980).

ИК – интонационные конструкции (Русская грамматика 1980)

ИК-1 Он верн1улся. (Цифрой выделен центр ИК). Я живу в Толья1тти. __ __ \__ __. На гласном центра тон понижается (нисходящий тон). Повествовательная интонация, выражающая собственно завершённость мысли.  
ИК-2 Я живу в Толья2тти. На конференцию приехали участники из Москвы2, Петербу2рга, Сама2ры, Толья2тти. __ __ \ _ _. На гласном центра усилено словесное ударение (нисходящий тон). При повествовании является средством смыслового выделения или противопоставления, перечисления: Ведь я просила вас в восемь! Используется при обращениях, приветствии, восклицании: Володя, здравствуй. Осторожно! Там опасно! В волеизъявительных высказываниях используется при выражении требования, приказа, досады: Закройте окно! Воды! Молчать!
ИК-3 Он верн3улся? Ты бы3л в театре? У вас е3сть брат? Я живу в Москве3/ в центре. __ __ / __? На гласном центра тон резко повышается (восходящий). Уровень тона в постцентре ниже предцентра. Вопросительная интонация. В повествовании используется в неконечной позиции как сигнал незавершенности высказывания: После школы/ я сразу пойду домой. Используется для выражения высокой степени проявления признака: Этот фильм такой скучный. При волеизъявлении служит средством выражения просьбы в отличие от требования: Закройте дверь!
ИК-4 Он верн3улся? А его тов4арищи? Вы были в кино? А Ната4ша?   __ __ / __   На гласном центра тон понижается, затем повышается, высокий уровень тона держится до конца конструкции (нисходящий, нисходяще-восходящий).   Используется при выражении вопроса, который связан сопоставительными отношениями с предшествующим предложением: Я не могу поехать. А Наташа? ИК-4 в повествовании указывает на незавершенность, в отличие от ИК-3, придает речи официальность: Ответ на ваше заявление/ еще не пришел. Употребляется для подчеркивания противопоставления, перечисления: Ты не пойдешь,/ и я не пойду.
ИК-5   Как мн5ого они в5идели! Како5й у нее го5лос! Каки5е цветы я купи5л!     __ / \_ Два центра – на гласном 1-го центра тон повышается, на гласном 2-го центра – понижается.   При повествовании служит средством выражения высшей степени признака: У них столько книг! При волеизъявлении усиливает значение желания, сожаления: Если бы я знал! Хоть бы не опоздал! В предложениях с вопросительными местоименными словами служит средством выражения досады: Почему ты не сказала раньше?
ИК-6   И когд6а они все успели?   __ __/ __ На гласном центра тон повышается, высокий уровень держится до конца конструкции (восходящий тон).   При повествовании сигнализирует о незавершенности. При этом преобладает в торж.- приподнятой речи: Живи таким, как в памяти моей,/ Подверженный порывам /и тревогам,/Всегда люби деревья/ и зверей/, И много знай,/ и спрашивай/ о многом. Употребляется при выражении высокой степени признака, как правило, в бытовых ситуациях: Какие яблоки! Сколько грибов!  
ИК-7 Гд7е нам за ними угнаться! __ __ ́́́́́́́́́__ На гласном центра тон повышается резко, гласный заканчивается смычкой голосовых связок (восходящий тон). Уровень тона в постцентре ниже предцентра.   Употребляется в повествовании. ИК-7 сигнализирует невозможность или отрицание: Какой он специалист! Только делает вид. В предложениях без местоименных слов служит средством усиления отрицания, качественной характеристики: Не то! Не так! Да! А ведь это правда! Хороша!  

Запомните:

1) Постоянные концовки без понижения, не имеющие специальной смысловой нагрузки (так называемая «висячая интонация»), - это признак нелитературности речи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.