§ 3. Пауза и логическое ударение. Литературная ритмика слова.
§ 4. Орфоэпия. Орфоэпические ошибки.
§ 5. Некоторые нормы ударения.
Риторика – наука о живом, звучащем слове. Произнесение речи - последний этап деятельности ритора. Важной частью курса риторики являются упражнения по технике речи и орфоэпии. Рассмотрим основные параметры произнесения (техники речи).
Дикция – степень отчетливости и ясности произношения. Хорошая дикция связана с чёткой артикуляцией.
Артикуляция – работа органов речи, их движения, необходимые для образования того или иного звука.
Улучшить дикцию можно с помощью артикуляционной гимнастики, разучивания скороговорок и других специальных упражнений.
Интонация - «это звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части, противопоставляют высказывания по их цели (повествование, волеизъявление, вопрос) и передают субъективное отношение к высказываемому» (Русская грамматика 1980).
ИК – интонационные конструкции (Русская грамматика 1980)
ИК-1
Он верн1улся. (Цифрой выделен центр ИК).
Я живу в Толья1тти.
__ __ \__ __.
На гласном центра тон понижается (нисходящий тон).
Повествовательная интонация, выражающая собственно завершённость мысли.
ИК-2
Я живу в Толья2тти.
На конференцию приехали участники из Москвы2, Петербу2рга, Сама2ры, Толья2тти.__ __ \ _ _.
На гласном центра усилено словесное ударение (нисходящий тон).
При повествовании является средством смыслового выделения или противопоставления, перечисления: Ведь я просила вас в восемь! Используется при обращениях, приветствии, восклицании: Володя, здравствуй. Осторожно! Там опасно!
В волеизъявительных высказываниях используется при выражении требования, приказа, досады: Закройте окно! Воды! Молчать!
ИК-3
Он верн3улся?
Ты бы3л в театре?
У вас е3сть брат?
Я живу в Москве3/ в центре.
__ __ / __?
На гласном центра тон резко повышается (восходящий). Уровень тона в постцентре ниже предцентра.
Вопросительная интонация.
В повествовании используется в неконечной позиции как сигнал незавершенности высказывания: После школы/ я сразу пойду домой. Используется для выражения высокой степени проявления признака: Этот фильм такой скучный.
При волеизъявлении служит средством выражения просьбы в отличие от требования: Закройте дверь!
ИК-4
Он верн3улся? А его тов4арищи?
Вы были в кино? А Ната4ша?
__ __ /__
На гласном центра тон понижается, затем повышается, высокий уровень тона держится до конца конструкции (нисходящий, нисходяще-восходящий).
Используется при выражении вопроса, который связан сопоставительными отношениями с предшествующим предложением: Я не могу поехать. А Наташа?
ИК-4 в повествовании указывает на незавершенность, в отличие от ИК-3, придает речи официальность: Ответ на ваше заявление/ еще не пришел.
Употребляется для подчеркивания противопоставления, перечисления: Ты не пойдешь,/ и я не пойду.
ИК-5
Как мн5ого они в5идели!
Како5й у нее го5лос!
Каки5е цветы я купи5л!
__ / \_
Два центра – на гласном 1-го центра тон повышается, на гласном 2-го центра – понижается.
При повествовании служит средством выражения высшей степени признака: У них столько книг!
При волеизъявлении усиливает значение желания, сожаления: Если бы я знал! Хоть бы не опоздал!
В предложениях с вопросительными местоименными словами служит средством выражения досады: Почему ты не сказала раньше?
ИК-6
И когд6а они все успели?
__ __/ __
На гласном центра тон повышается, высокий уровень держится до конца конструкции (восходящий тон).
При повествовании сигнализирует о незавершенности. При этом преобладает в торж.- приподнятой речи: Живи таким, как в памяти моей,/ Подверженный порывам /и тревогам,/Всегда люби деревья/ и зверей/, И много знай,/ и спрашивай/ о многом. Употребляется при выражении высокой степени признака, как правило, в бытовых ситуациях: Какие яблоки! Сколько грибов!
ИК-7
Гд7е нам за ними угнаться!
__ __ ́́́́́́́́́__
На гласном центра тон повышается резко, гласный заканчивается смычкой голосовых связок (восходящий тон). Уровень тона в постцентре ниже предцентра.
Употребляется в повествовании. ИК-7 сигнализирует невозможность или отрицание: Какой он специалист! Только делает вид. В предложениях без местоименных слов служит средством усиления отрицания, качественной характеристики: Не то! Не так! Да! А ведь это правда! Хороша!
Запомните:
1) Постоянные концовки без понижения, не имеющие специальной смысловой нагрузки (так называемая «висячая интонация»), - это признак нелитературности речи.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление