1. Громкий голос при прочих равных условиях всегда дает преимущество его обладателю, особенно в публичной речевой деятельности.
2. Говорение только тихое или только громкое вызывает одинаково впечатление однообразия.
3. Оратор должен изучить диапазон голоса и знать предел его верха и низа (потолок и дно).
4. Надо культивировать средний по высоте, обычный для оратора голос, не требующий напряжения.
5. Оратора следует предостеречь от торопливости, от неоправданного ускорения темпа речи. Вырабатывать следует прежде всего медленный и ровный темп.
2. Взгляд
«Глазной контакт» – последовательный перевод глаз с одного слушателя на другого с необходимой (не очень длительной) остановкой взгляда на разных слушателях (Аннушкин 2006: 224).
Ошибки:
1) «бегающий» взгляд;
2) «упертый» в одного слушателя взгляд;
3) «отсутствующий» взгляд;
4) выступление, глядя в пол, на ноги, в окно, в потолок, на воображаемую линию горизонта.
3. Стойка. Осанка. Поза.
Позы – фиксированные, статичные положения тела, принимаемые человеком. Позу можно рассматривать как застывший жест.
Ноги – основа ораторской позы. «Одна нога опорная, другая слегка выдвинута вперед. Возможен перенос тяжести тела с одной ноги на другую вследствие различного смысла речи: вперед – при внутреннем движении к аудитории (например, приветствии), назад – при обороне, защите, внутреннем отступлении».
Плечи– расправлены, спина – прямая, «тело «посажено на колок», шары – под мышками» (Аннушкин 2006: 223).
Для эффективного общения позы должны быть о т к р ы т ы м и, ноги и руки не скрещены, грудная клетка открыта, подбородок слегка приподнят. З а к р ы т ы е позы – руки и ноги скрещены, руки закрывают грудную клетку, подбородок опущен, человек стоит к собеседнику боком. А в т о р и т а р н ы е позы демонстрируют превосходство говорящего над собеседником, стремление оказать на него давление; высокий социальный статус (Стернин 2003: 52).
4. Мимика и жест
Правила жестикуляции:
1. Жест должен быть непроизвольным.
2. Жестикуляция должна быть умеренной.
3. Желательно вносить разнообразие в жестикуляцию.
4. Жест должен отвечать своему назначению.
5. Движение
1. Следует приближаться к слушателям (ходите по аудитории, наклоняйтесь к слушателям, если вы выступаете с возвышения, подходите к самому его краю).
2. Походка должна быть ровной, размеренной, без ускорений.
3. Подбородок при ходьбе надо держать вверх, что создает впечатление уверенности в себе.
4. Не следует при ходьбе держать руку или руки в карманах.
5. Следует следить за манеризмами – навязчивыми, непроизвольными, однообразными движениями: почесывание, человек трогает себя за нос или за уши, поправляет волосы или одежду, откидывает голову назад, резким движением отбрасывает волосы со лба, подергивает плечом, комкает что-либо в руках, покачивается вперед-назад, из стороны в сторону, нервно смеется или все время улыбается, морщит нос, таращит глаза, засовывает руки в карман и позвякивает мелочью, гремит ключами в кармане (Стернин 2003: 123-124).
6. Организация пространства
Оратору в аудитории лучше стоять, он должен быть хорошо виден. Оратор, который стоит перед слушателями:
- демонстрирует уважение к аудитории;
- создает постоянное напряжение для себя;
- лучше чувствует время;
- энергичнее говорит.
«Пространственные зоны»: интимная (от 15 до 46 см), куда разрешается проникать только лицам, с кем мы находимся в тесном эмоциональном контакте; личная зона (до 1,2 м) – расстояние, разделяющее нас в дружеском общении; социальная зона (до 3,6 м) – на таком расстоянии обычно держимся в официальном общении с людьми, которых не очень хорошо знаем; общественная зона (более 3,6 м) – адресация к большой группе людей (Пиз 1992: 35).
7. Внешний вид
Снижают доверие к оратору:
- одежда ярких, насыщенных цветов;
- слишком модная одежда;
- многочисленные украшения;
- кокетливые элементы женской одежды (кружева, воланчики).
Коммуникативную позицию человека усиливает:
- темная традиционная (классическая, деловая) одежда;
- добротный материал;
- контраст светлых и темных тонов;
- чистая, культурная, аккуратная одежда;
- умеренная модность одежды;
- физическая привлекательность (Стернин 2003: 47-50).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление