КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Новость в движении
I G Ключевые понятия: • «мелодия события», • ритмическая деталь, • репортажные роли, • коллективный портрет, • метод «маски»
Есть наглядные варианты репортерской работы, которые выделяются своими усложненными задачами. В нашей прессе их традиционно называют «репортажами» в отличие от расширенных новостных сообщений «зарисовок» («картинок»), о которых шла речь выше. В зарубежной прессе нашему «репортажу» соответствует целый букет литер^ТурНЫХ форм, жанровых вариаций. Например: приключения; «монолог очевидца» (Я шагнул с порога в туман и поежился... Денек не для праздника!); специальные задания («репортажи с колес» и «катастрофы»); «интерпретирующие картинки» (локальные ситуации); «событие в движении» и др. У всех этих вариантов есть общая задача — не только наглядно и образно передавать информацию, но и делиться впечатлениями, обращать внимание на авторское «я» — действующее, сочувствующее, эмоционально откликающееся, проверяющее ситуацию «на себе». Со временем репортажи тускнеют, стареют, но их выразительные детали все ^е впечатляют (иногда совсем по-новому). Так в стихотворном репортаже тридцатых годов вдруг трогает панегирик...кафельной плитке (совсем уж невиданной роскоши в сплошь мраморных «подземных дворцах» московского метро): Хочется плитку намазать на хлеб и смаковать как сметану... (А. Безыменский). Или мы читаем о событиях еще более далеких, полутораве-ковой давности, 0 революционной смуте во Франции. И опять-таки представляем, «как это было»... К угрюмо молчащей толпе выходят самозванные законодатели — читать новую конституцию: Ни одно приветствие не встретило их, одни покорные ружья брякнули на караул... (А. Герцен). В целом репортажи — подлинно творческие произведения, в которых неизменно важны самоочевидность и эффект объективности, но произведения с особой наглядностью факта, — своеобразная «беллетристическая модель дня» (В. Песков). ...Во время недавних боев убитых хоронили во дворе школы... И вот сегодня На школьном дворе молятся и плачут, иногда повязывают на кресты черные женские платки и поливают цветочки, нося воду из специально проведенного крана, и еще на школьном дворе играют в салочки, качаются на турникетах и взрывают пиропатроны. («Комсомольская правда»). Сопоставление двух впечатлений — скрытый комментарий — формирует отношение читателя к ситуации. В критический момент испытаний самолета в грозу. Наушники болтаются на шее у радиста... Из них рвутся первобытный вой, дикие хрипы, взрывы, адское лязганье... Помимо сенсорных деталей, связанных с ощущениями, важны и штрихи «экзотики» события, чего-то необычного. ...Темнокожий полицейский улыбнулся нам и тронул носком ботинка громадный цветок на асфальте — вся проезжая часть быча усыпана ими... ...На взлетной полосе лениво грелись два питона, сверкая на солнце чешуей... ... — Ладно, — сказал спасатель, — и вышел через окно... Особое значение придается подробностям символичным, обобщающим. Так А. Герцен, описывая вторжение конницы усмирителей в бурлящий Париж 1848 года, отметил как символ хаоса, всеобщего помрачения: Лошади глодали береженные деревья Кчи-сейских полей... В начале века часто сопоставляли «рваный монтаж» с документалистикой кинематографа, видя тут общее в отчетливой и выразительной работе через деталь, исключающей описательность. Динамичная картина, которая кажется сиюминутным откликом на событие, сохраняющим взволнованность очевидца, — вот репортаж. Варианты картинок, связанные с необходимостью передавать «Происшествие» — один из синонимов репортажа. В нем главное происходит на наших глазах. Изменчивость ситуации выступает в качестве репортерской новости. Желательно не упустит!, моменты «поворотов», определить, что и как изменилось перед наблюдателем, красочно передать наиболее выразительные эпизоды. Особое внимание уделяется непрерывности читательского внимания, легкости переходов — «перелетов» с абзаца на абзац. Вот фрагмент репортерского свидетельства о «транспортной уголовщине»: ...Над нами нависла огненная паутина трассирующих пуль. Трескучая дробь десятков автоматов заглушила даже пронзительный визг тормозов... «Срывают стоп-краны», — невозмутимо прокомментировал машинист... ...Я выглянул в окошко: лихой абордаж наяву, какой не видел даже в фильмах о пиратах. Люди в камуфляже, сбив прикладами запоры, за-
прыгшапи в вагоны... Лихие селяне опустошали состав, швыряя содержимое на землю. Те, кто копошился на насыпи, сносили их в стоящие рядом грузовики. Недовольные дележкой издавали яростные крики; спорщики замахивались друг на друга оружием, бешено палили в небо... Дикий воровской шабаш продолжался около двух часов... Я видел, как грузовики разворачивались и на бешеной скорости неслись прочь. Костры, догорая, чадили... Из распотрошенных вагонов свисали кпочья. Они развевались, как лохмотья нищего на ветру... («Известия») Репортажиый сюжет. Репортажное действие называют репортажным сюжетом. Событие разворачивается во времени. Часто, однако, получается су- хой и скучный перечень «этапов», отщелканные кадры создают впечатление, что ничего примечательного не произошло. В таком «отчете», оперирующем только итогами, событие разорвано, а секрет репортажа — в видимой непрерывности движения, в постоянном «А что дальше?». Вовсе не всегда нужна последовательная констатация хронологических моментов. Воссоздать динамику можно, как бы создав движение заново: отобрать лишь наиболее существенные фрагменты — моменты изменений и «поворотов». Условно говоря, не стоит разбивать стремительную прямую на точки, описывая каждую из них, лучше попытаться передать движение пунктиром деталей. Очень интересны детали и метафоры, передающие характер движения. Акцент делается не на уподоблении, а на характеристике действия — сжатой и энергичной. Заводские трубы при землетрясении раскачиваются, как мачты в шторм. Стремясь передать разрушительную силу пузырьков воздуха, взвихренных лопастью подводного винта корабля, репортер пишет: На больших оборотах винт ревел и гремел, завивался белый смерч пузырьков — взрываясь и возрождаясь, они грызли винт, как муравьи... (Обратим внимание на характер сравнения: не просто «пузырьки, как муравьи», но «как муравьи...грызут», для репортажного эффекта важно подчеркнуть характер действия). Или: Столб земли, поднятый взрывом, в одно мгновение, как опытный борец, вдавил пламя в выжженный ковер... Огонь на торфяных пересохших болотах возникает неожиданно, — то там, то тут...как верткий джинн... Детали хорошего репортажа дают образ движения, отмечают • Развертывание события во времени. • Разделение события на этапы. • Непременный эмоциональный фон. Работа через деталь. Создание эффекта сиюминутности происходящего («репортажного настоящего») с репликами и эпизодами. Ощутимое авторское «я». Стремительный ритм. Законченный образ события. 2. РИТМ Репортажный стиль — стремительный и легкий. Развернутая характеристика, обстоятельная картина подменены штрихами, пунктиром деталей. Лаконизм, яркость, «наступательный» характер репортажного повествования сразу выделяют этот стиль. В репортаже очень ценится умение писать наглядно и точно, подыскивать точные сравнения. (Бьют по демонстрантам резиновые пули — крупные, с сигару...). Ценится и изобретательность в использовании глаголов и глагольных форм, при помощи которых создается своеобразная «характеристика ритма»: Ржавые языки жадно лизнули кусты, рванулись ошалело в поле... Огонь разбойничает, шастает где-то внутри торфяников, вот и теперь неожиданно выскочил на ночное шоссе... Нужный эффект помогают создавать так называемые «ритмические слова»: Р-раз — и закручена гайка... Направо — налево (качаются в седле велосипедисты)... Скорее, вперед... В ритмически точной картинке деталь зрима, слышима, эмоционально сильна: Грохочет броневик, заглушая топот солдат, рвутся гранаты, бесшумно бьют резиновые пули... Выразительны «ритмические образы» события. Брошенная бутылка с зажигательной смесью видна в тумане как огненный попрыгунчик... Темной гусеницей движется похоронная процессия... Черной молнией мелькнул и ушел от охотника соболь... Привлекаются и образы «чужие», знакомые читателю. Так, в | научно-популярном репортаже напряженное усилие одного из миллионов пузырьков оторвать от поверхности чешуйку грязи, | подобравшись под нее, напомнило Гвидона-царевича, и образ был * усилен авторским Давай, давай, малыш!.. Идут в дело такие приемы усиления эмоциональной окраски, как эпитет, метафора, уподобление, олицетворение; они тоже помогают читателю ощутить ритм, характер усилий. (Например, в репортажах о первых проходчиках московского метро: ...Повсюду добросовестно причмокивали насосы... Там, впереди, уткнулось лбом в потную землю нечто' гигантское — щит...). Каждый репортаж создает свою последовательность изображения (временную канву) и воссоздает характер движения — этапы и подробности, поворотные моменты. Соответственно, его композиция, его «сюжет» связаны с искусно изображенным, но
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |