КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интервью на полосе
ВАРИАНТЫ ОБЩЕНИЯ И МОДЕЛИ ИНТЕРВЬЮ I Г как бы естественным развитием событий: «стиль песочных часов», собыгипныи сюжет, «хроника», — вот основные структурные варианты, которые используются в этой литературной форме. 3. ТЕМА И ИНТОНАЦИЯ Репортер — человек чуткий, умеющий настроить себя на волну впечатлений, чтобы уловить приметы факта — его ритм, «характер», эмоциональный фон, а затем их воссоздать. «Я, кажется, могу представить себе, как все это было...» (А. Аграновский). Тема репортажа, как правило, своеобразна. Она не огра- i ничивается главной новостью — каким-то итогом события, но " расширяется до «атмосферы события», эмоционального образа новости Разработка этой темы тоже своеобразна, она как бы ' проходит два этапа: на первом — читатель приобщается к событию, окунается в его атмосферу, на втором — усиливается авторская эмоциональная оценка происшествия, читатель вводится в круг образов и ассоциаций. Можно сказать, что девиз репортажа — «От эффекта присутствия — к эффекту соучастия». В материалах зарисовочно-репортажных всегда есть установка на достижение определенного «созвучия» интонаций события и отклика в душе того, кому передается информация о событии. Читатель подразумевается достаточно впечатлительный, с долей воображения, который может по штрихам, фрагментам представить всю картину, восстановить как бы собственное воспоминание о ней. Для того, чтобы событие предстало волнующим действием, реальные детали нередко в ракурсе фантазии преображаются в образ; зримое становится еще более зрелищным, а характер движения — более ощутимым, делая «картинку» предельно выразительной. Правильно выбранная и подчеркнутая интонация репортаж-ного события тесно связана с его особой темой. Трагические последние минуты бега марафонца на высокогорной трассе были полны нечеловеческих усилий, кончились обмороком, временной слепотой. Но они же, эти последние метры, были полны и пафоса преодоления, свойственного только человеку. Что выделить репортеру-очевидцу? Трагизм ситуации? Спортивный результат? Победу над собой и обстоятельствами? Помимо темы основной (информативной), у репортажа всегда есть и «тема-образ» (ее еще называют «мелодией события»); репортеры пытаются уточнить эту тему для себя, как-то ее обозначить, подбирая соответствующие детали. Например, как «упорство преодоления» (в спортивном репортаже) или «радость бунта» (в репортаже о манифестации ветеранов вьетнамской войны, вышвыривающих свои боевые награды перед зданием Капитолия). У репортажа о неожиданных пожарах на торфяниках Подмосковья ведущей стала интонация внезапности, стремительного ко- варства языков пламени, то тут, то там рвущихся из-под земли, — детали и образы передавали именно это восприятие. А журналист — участник испытаний самолета в условиях грозы выделил как ведущую интонацию явную диаармонию и попытался передать читателю ощущение хаотичности, неуправляемости в момент болтанки в грозовом облаке. Когда потребовалось рассказать о перекрытии реки, сам факт появления перемычки на Енисее был информационным поводом, а специальной, специфически репортажной темой — нечто иное. Один из репортеров, описывавших событие, определил это для себя как «большой праздник», другой уточнил — «мальчишество взрослых людей, дождавшихся своего праздника», и именно в этом ключе построил динамичный и яркий рассказ. Первый добился эффекта присутствия, второй повел читателя дальше — к соучастию, эмоциональному вовлечению в очень необычную атмосферу веселого озорства, душевного подъема и азарта. .. Шлепаются во взбудораженную зеленую воду все новые и новые камни — рыжие, с крюками, вбитыми в диабазовые бока, они скрываются, взметнув брызги.. Какой-то отчаянный бульдозерист на том берегу реки не выдержал, зацепил своим щитом бетонный куб и потащил его к прорану. («Известия») У каждого события — своя интонация. Монотонна работа на конвейере, у парадов — бодрое звучание... Журналист вслушивается в мелодию события и передает ее как «ликующе-размашистую» или «скорбно-приглушенную», «упорядоченную», четкую, как марш, или «дисгармоничную» (во время болтанки в грозовом облаке...) Профессионально наблюдать за событием — значит прони 4. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА Репортажное «происшествие» представлено в лицах Наглядно воссоздаются поступки и речь: динамика поведения, варианты взаимоотношений, реплики — это важно для определения особой атмосферы при той или иной ситуации. Отмечается, как событие воздействует на людей Репортер вступает в разговор, обменивается репликами на правах участни-
ка или очевидца. Кроме того, вызывает на разговор, проводит блиц-интервью (два-три вопроса), уточняя реакции людей. Все эти действия репортера направлены на воссоздание ситуации и поиск все новых доказательств ее необычности, особой ее атмосферы. «Мелодия события» задается не только определенным ритмом и интонацией — воссозданные реплики тоже помогают уловить эту неповторимую «мелодию» и в результате — создать репортажный образ. Репортера интересуют: • свидетели состоявшегося события (они — источник «очевидцы (важны их непосредственные реакции — моменты соприкосновения происходящего с движениями души. Отмечаются моменты «солидарности» или, напро- тив, резкого несогласия с обстановкой, душевный протест); • жертвы (чья вовлеченность в событие — вольная или • инициаторы («вожди»); иногда «провокаторы», • главные исполнители и участники (через их • герои (героем, по воле автора, может стать и «ини Подобных условных «ролей» может быть гораздо больше; все зависит от намерений автора, от его умения рассмотреть событие в разных «срезах», показать читателю в разных ракурсах. В определении примет события, его интонации и ритма очень помогают и воссоздаваемые реплики, и наблюдение за поступками. Особенно ценны для сюжетной ткани репортажа поступки в чем-то необычные, неожиданные (жест отчаяния, проблеск героизма...). Репортер подмечает и передает движения: • уточняющие ситуацию, воссоздающие жизнь факта • демонстрирующие согласие или душевный протест • наглядные, объясняющие действия (Он встряхнул передо лизин» Или: Вдеп руки в рукава манипупятора, и искусственные руки передвинули прибор внутри барокамеры...). Особо отмечаются поступки, меняющие ситуацию, создающие эффект факта-«рубежа» (...встали и демонстративно выйти из зала...), и фрагменты поведения, в чем-то необычного, неожиданного или несвойственного этому человеку, — всяческие «вдруг»... Очень впечатляющи репортажи, в которых автору удается подметить момент «передачи искры события» другим людям, распространения эмоционального состояния, расширения события за счет включения в него новых лиц и участников. Ценны для репортажа реплики оценочного свойства; это могут быть отрывочные замечания (Ну и ну! Эх, мимо!), но могут быть и фрагменты «картинок» — впечатляющие детали («Из автоматов, боевых, сволочи'» — выдыхает пожилой рабочий...). Опытный репортер непременно подметит и сумеет использовать в своем материале фразы, выражающие «солидарность» со сложившейся ситуацией или наоборот — резкое «несогласие» с ней, выраженный протест. Редакторы отделов новостей всех газет мира постоянно требуют и просят: «О людях побольше!..», поскольку воссозданные реакции и реплики, во-первых, усиливают достоверность, а во-вторых, потому, что внимание к поступкам и словам позволяет усилить впечатление, обогатить повествование эмоционально, расположить читателя к сопереживанию и соучастию. 5. АВТОР В РЕПОРТАЖЕ Репортерские картинки называют «одушевленной информацией», в которой отношение к происходящему очень ощутимо. Они основываются на особом отборе примечательных и выразительных подробностей. Происходит «личный отбор благодаря личному участию» (как писал в 30-е годы С. Третьяков). В репортаже, отмечающем моменты воздействия события на очевидцев, одним из очевидцев выступает сам журналист. Это, во-первых, подчеркивает достоверность описываемых событий — очень ценно любое упоминание, что автор сам был там, сам участвовал (Я увидал... Пламя полыхнуло под колесами моей машины... и т. п.). Во-вторых, в готовый материал попадают результаты «наблюдения за наблюдателем» — за собственными эмоциями и реакциями, за движениями своей души вслед за событием и в унисон ему. Отсюда многочисленные мне показалось... я отвернулся... я постарался сдержаться... и т. п. В-третьих, в результате «наблюдения за наблюдателем» уточняется канва развития действия. Трудно охватить все событие целиком. Желательно не упустить, однако, моменты этапные, переходные или похожие на «скачок», определить свое отношение
к ним. Журналист следит за изменчивостью события, меняя ракурс наблюдения, действуя сам. Репортеры в «горячих точках» прячутся в окопах, пригибаясь от пуль, идут вместе с толпой беженцев... Репортеры «мирных тем» на время меняют профессию, действуют вместе со своими героями. Все это привносит движение в сюжет и хорошо разнообразит его. Бывает и так, что все основные сюжетные ходы связаны с поведением репортера: он постоянно что-то предпринимает. Другой вариант — автор выступает в роли «подопытного кролика», пробуя на себе сложности, тяготы и привычные заботы людей определенного круга. (Обычно это связано'с приемом «маски»). Научно-популярный репортаж часто всецело зависит от «сюжетной активности» автора (Мне показали... Я спросил... Вслед за провожатым я прошел...), чьи действия — главный событийный повод; изображенная ситуация почти полностью зависит от собственной «режиссуры» журналиста. Организовать репортажное действие может история знакомства с работой исследовательской лаборатории, новой станцией метро, когда автору что-то показывают, объясняют, а он описывает процесс показа. Широко известны «репортажи двумя перьями» (например, «корабль» — «водолаз» или «корабль» — «подводная лодка», перекличка «земля» — «воздух» и т. п.), когда при разных точках наблюдения этапы события дополнительно членятся, представая в разных ракурсах. Участие автора в событии очень желательно. Именно тогда перед читателем предстает полноценный репортаж — единство наблюдений, впечатлений и действий журналиста. Авторское «я».репортажа нельзя сочинить потом, во время создания текста. Поэтому так важен профессионализм репортера во время сбора материала. Если этот профессионализм достаточно высок, необходимую динамику событий в уже написанном репортаже дополнит активное поведение автора. Авторское «я» репортажа — это «я действующее». Лиды, употребляемые в репортажах: • Возможен «суммирующий» лид, который выделяется как • Часто репортаж начинается с цитаты или реплики. • Хороший лид — эмоциональное описание ситуации. • Популярны лиды с вопросительной интонацией. • Желательна демонстрация поступка или неожиданного • Часто в таких материалах используют шокирующие ли Репортажная динамичная картина события — как бы сиюминутный отклик, сохраняющий взволнованность очевидца. Факт, увиденный как происшествие — в движении, красках, звуках, очень привлекателен для аудитории. Во-первых, потому, что он по-особому достоверен, поскольку уточняет этапы действия, ею ритм. А во-вторых, потому, что этот способ отклика на событие дня вовлекает читателя в сопереживание и соучастие. Литературная форка репортажа «размывает стену» между прессой дела и прессой развлечений. В современной прессе репортаж встречается часто. Перед читателем наглядно предстают экстремальные ситуации, бедствия, катастрофы, пик спортивных состязаний; свидетельства мужественных поступков и свидетельства обвинения, добытые во время «командировок на войну», потому что репортаж заостряет и наглядно укрупняет события; хроника происшествий (Дом переехал..), потому что репортаж разворачивает события во времени; любопытные очерки будней, потому что репортер «работает через деталь»; рассказы об открытиях и подводящие к проблеме наблюдения, потому что тут уместна репортажная поэтапность, постепенность знакомства с новым, и еще многое другое — просто потому, что так интереснее... При помощи репортажа можно: • усилить конфликтность действия, привнести конфликт в • «инсценировать» любое противостояние; • воссоздать ритм и «дыхание» любого происшествия (и • наглядно объяснить («показать на пальцах», обучая или Репортажи используют журналисты разных тем и направлений, поскольку возможности такой литературной работы, ее воздействия на читателей разнообразны: позабавить, развлечь, воодушевить, стимулировать интерес, взволновать... Средствами репортажа проясняют непонятное в научно-популярном тексте, передают радость преодоления препятствий, подчеркивают драматизм событий. (Гак, читая репортаж, мы уви! дели на месте преступления, где был застрелен в упор премьер-министр Израиля, окровавленные листочки, выпавшие из егф кармана, с текстом песни о мире, которую минуту назад пела вся" площадь...). Репортаж может многое. Но при условии, что в нем будут сплетены впечатления, наблюдения и воссозданные эпизоды так, чтобы ощущался неповторимый ритм, неповторимая атмосфера не остановленного «кусочка жизни», а фрагмента живого движения. Работая над репортажем, важно: • показывать людей, их поступки и позволять им гово • позаботиться о «подтексте» (эмоциональных оценках); • инсценировать событие, подобно пьесе, насыщая диало
• поддерживать движение, не прерывая его; • нарисовать картинку в воображении читателя. Контрольные вопросы 1. Что такое тема репортажа? 2 Чем отличается репортажный стиль от иных способов изложения? 3. Как можно «организовать ритм» в репортерском сообще 4. Расскажите о назначении реплик в структуре репортажа. 5. Какие «роли» могут быть у людей в репортажном действии? 6. Расскажите об «эмоциональных оценках» и метафорах ре 7. Что такое «наблюдение за наблюдателем»? 8. Как в репортаже проявляется авторское «я»? 9. Что может репортаж? Упражнения 1. Предложите несколько способов, как можно передать в ре 2. В репортаже «командировка на войну», взятом из текущей 3. Напишите фрагмент предполагаемого репортерского сооб 4. Подготовьте два фрагмента репортажного наблюдения: «за 5. Напишите репортаж, зафиксировав и обработав реплики. 6. Подготовьте фрагмент репортажа, используя метод «маски». ГУ. ИНТЕРВЬЮ Ключевые понятия: источник, блиц-интервью, вопрос с «закрытым концом», «воронка», «опрокинутая воронка», «накат» вопросов, личный вопрос, вопрос «в досыл» Цели и формы работы интервьюера многообразны: блиц-интервью, беседа, полемика, портрет и т. д., как многообразны и объекты его внимания («очевидец», «эксперт», «звезда», «ин- V тересный собеседник»...). Во всех случаях' успех или неуспех работы связаны с качеством подготовки (тематической и психологической), с умением продумывать вопросы, профессионально точно вести интервью. Творческое состояние — состояние взаимодействия с другим человеком, который становится «источником» (сведений или идей). Репортеры сетуют: мы плохо пользуемся возможностями интервью, вопросы наши способны усыпить не только читателя, но и интервьюируемого... Подготовка системы вопросов позволяет^ журналисту видеть тему в разветвлениях^_п£облемных^^лах, по-! могая «понимать ответы», узнаватьТ словах собеседника намечен~ Wie точки разговора. Изучается предварительно (насколько \ возможно) и личность будущего собеседника — надо быть уверенным в правильности предполагаемого тонаГи манеры общения. Щамечаются вопросы для создания определенной атмосферы бе^ седы (например, эпатирующий вопрос, «примиряющий» вопрос, вопросы «поддержки и одобрения» и другие). Важно особо продумать вопросы, заведомо «неудобные» будущему собеседнику. Вопросник — не жесткий план, от которого' нельзя будет уклониться, он нужен для самоконтроля и проверки возможностей общения в прихотливом течении беседы. Журналист, по необходимости, использует вопросы двух типов: вопросы с завершенным (<o^KpjbrrbiM»)_KomvoMj с прицелом на быстрый и точный ответ, на «точку» в споре; и вопросы с незавершенным («открытым») конудм^которые дают- возможность собеседнику размышлять. Выбор зависит от предмета и обстановки беседы, реакции партнера. Соответственно, есть две^модели интервью. /""Первая — начинать с вопросов с открытым концом, что обеспечивает спокойное течение беседы вплоть до кульминации или заключительной части, когда их сменяют вопросы с закрытым концом (интервью-«воронка>>). Эту модель используют , для' «портретов», интервью, сосредоточенных на проблеме, ин- \ тервью с экспертами. - Вторая модель предлагает сразу ключевые вопросы в жестком варианте — вопросы с закрытым концом, преимущественно их и использует, лишь изредка перемежая мягкими вопросами с открытым концом («опрокинутая воронка»). Эта модель употребляется в общении с политиками и «звездами» и в форме «блиц». ^_Интервью_^:^собь1тие, которое журналист «сочинил» сам. (Со 1лавная задача интервьюера — предоставить возмсжТкюпГсо-беседнику высказаться, что предполагает профессиональные усилия по стимулированию этого высказывания, изобретение все новых способов поддержки собеседника, направленной на рождение его «золотого слова». (На практике, однако, не редкость совершенно неадекватная такой цели манера поведения журналистов). 2. КАКОВ ВОПРОС — ТАКОВ ОТВЕТ Как правило, репортер, проводя интервью, добивается не чистой информации (просто фактов), но пытается докопаться до «новости» и потому часто употребляет так называемые проблемные вопросы («почему?», «как?»). Нежелательно допускать «дубль» в вопросах, возвращаться к одной из проблем дважды. (В ответ журналист рискует услышать ехидное: Так я уже об этом говорил...). • В зависимости от задач варьируются принципы построения вопросов. Иногда имеет смысл выпустить «очередь» (или «накат» вопросов). Например, подхватив демагогическое восклицание главаря неофашистов о «своих парнях»: Они — верят], журналист перешел в наступление: В кого? Во что? В Иисуса Христа? В Буд-
ду? и «добил» тему после растерянного ответа Нет, в это., завершающим вопросом: В фашизм? (И получил желаемое: Да, пусть так... в фашизм) ^Хорошо^р аботают ^о просы с вводкой, сообщающие^лкакомг1о_ Преимущественно вопросьГ^олжно быть фокусированными и краткими (каждый' вопрос желательно не тянуть более чем 15 секунд и не делать его длиннее двух-трех предложений). Не стоит задавать два вопроса в одном. Длинный вопрос — почти всегда" запутанный вопрос: его приходится повторять, разбивать и т. п. При подготовке вопросов до беседы и во время их уточнения по ходу общения происходит приспосабливание не только к собеседнику, но и к читателю. Задача — представить тематический срез разговора в плане популярном, найти тот ракурс беседы (и в плане содержательном, и в плане психологическом), который интересен всем. Беседа должна содержать новое и главное — выявлять новость. Ее перипетии: моменты поиска, оформления точной мысли, удачного слова, переосмысления позиций, конфронтации, полемики, самопроявления собеседников — все это должно быть интересно читателю. Процесс выявления новости — наглядный («зрелищный») и популярно изложенный — вот на что нацелена система вопросов журналиста, программирующая профессиональную беседу. 3. ВОПРОСЫ ИЗ ОТВЕТОВ При правильной подготовке к процессу беседы есть определенные гарантии, что ответы собеседника будут нами поняты верно и что мы сумеем оценить их значение в дальнейшем течении беседы. Однако существуют дополнительные трудности, а также дополнительные возможности импровизации во время беседы... Ответ, исчерпывающий тему Это такой ответ, который демонстрирует видимо добросовестное и обстоятельное раскрытие темы, предложенное вопросом. Казалось бы, он должен более всего устраивать журналиста. На деле же ответ, исчерпывающий тему, может сигнализировать и о некоем неблагополучии в ситуации беседы. Во-первых, если ответ «договорен до точки», наступает ненужная пауза, теряется эффект беседы — журналист не сумел вовремя зацепиться за ответ и плавно перевести его в вопрос. («Да» или «Нет» — худшие из ответов, обычно — это результат плохо сформулированного вопроса.) Краткий ответ Может свидетельствовать не об уклончивости собеседника, но просто о его манере выражаться лаконично (такая манера часто наблюдается у военных), и журналист, поняв это, обязан скорректировать свои дальнейшие вопросы с учетом данного обстоятельства, создать ситуацию, когда придется отвечать, рассуждая либо уточняя примеры, специально недоговоренные или неверно интерпретированные журналистом (дабы развернуть ответ). Однако лаконичный ответ может быть и умышленным, демонстрировать просто нежелание рассуждать. Политики, «звезды», искушенные в общении с назойливыми журналистами, нередко пытаются отделаться от них, выдав вместо ответа «афоризм», меткое- словцо, заменяющее ответ видимостью ответа. С такими собеседниками бороться трудно, однако можно попытаться самостоятельно истолковать невнятный ответ, развернуть его и в таком виде (...Я правипьно вас понял?.) отпасовать собеседнику «на доработку». Следует помнить, что большинство не устраивающих журналиста ответов — следствие неверно заданных вопросов. Так фрагментарный ответ часто бывает следствием множественных составных одного вопроса; собеседник выбирает тот фрагмент, который его больше устраивает. То же происходит, если задается чересчур резкий вопрос, — собеседник реагирует на него уклончивым кратким ответом. Если ответ не устраивает своей неопределенностью, логично запомнить его, связав с вопросом, который позволил ответу быть именно таким, и в течение беседы задать вопрос вновь, изменив его и, главное, сделав конкретнее. Так появляются проясняющие, корректирующие вопросы. Вопросы «в досыл» Интервьюер исправляет свои ошибки, употребляя вопросы с продолжением (более конкретные или по-иному сформулированные). Это позволяет уточнять и отзыв, и реакцию собеседника (Если вам не нравится такая постановка вопроса, взглянем на проблему по-иному..). Вопрос в досыл срабатывает, когда ответ недостаточно четок, когда отвечают охотно, но плохо, когда собеседник явно не понял темы или, перескакивая с одной мысли на другую, подменяет суть вопроса (отвечает на другое). Слишком часто возникающая необходимость задавать вопросы в досыл свидетельствует об изъянах профессионализма интервьюера. Для того, чтобы точно распознавать ответы, необходимо очень вдумчиво, внимательно и ответственно следить за ходом беседы. Это помогает нащупать структуру материала уже в процессе интервью. 4. КОРРЕКЦИЯ БЕСЕДЫ Вопросы-перебивки Такие вопросы естественны в рабочем процессе интервью. Их можно вводить умело, едва заметно «ввинчивая» свою реплику в паузу собеседника. Есть перебивки, которые уточняют мысль, помогают партнеру нащупать конец ответа. Другие перебивки призваны срочно поменять направление разговора, скорректировать его (в случае, если собеседник резко отклонился от темы). Перебивки бывают открытые и скрытые. Иногда роль перебивки очень скромна: прервать «словоизвержение» и тем самым — помочь собеседнику. Или сменить язык общения (прервать поток «канцеляризмов», попытаться перевести все на «человеческий», разговорный). Иногда эта роль очень ответственна (например, если перебивка обращает внимание собеседника на то, что он дал какому-то явлению слишком резкую оценку). Вопрос-перебивка часто цепляется за слово, какое-то выражение, повторяет его, «раздумывает над ним» и — ловко поворачивает беседу (...предприятия наносят чувствительные удары по водоемам, да и не только по водоемам, но и по всей окружающей среде... Журналист перебивает: Кстати, об окружающей среде. О той ее части, которую мы обычно не замечаем, — о воздухе...). Это и не выглядит перебивкой — вежливый, аккуратный перехват инициативы в разговоре. В опросы-«подсказки» Эти вопросы бывают открытые и скрытые, прямые и косвенные. Так открытые подсказки меняют направление беседы, помогают добиться точной фразировки высказывания (Вы, видимо, имеете в виду...). Среди-косвенных подсказок выделяются такие способы, как: «д о г о в а р и в а н и е», — репортер заканчивает фразу за собеседника (иногда открыто демонстрируя при этом радость понимания, единодушия и пр.), надеясь получить подтверждение либо новую формулировку; «сомнение» (Не означает ли это... Нельзя ли эту оценку трактовать как... Отсюда, пожалуй, можно вывести и кое-что похлеще... и т. п.) — репортер такой деликатной подсказкой выводит собеседника на уточнение мысли; «реакция отрицания или удивления» (Это невозможно... Ну и ну!), провоцирующая на расшифровку мысли, подкрепление ее примером; «п од сказка-сюжет» (Действительно, бывает так: взрослые люди ведут себя по-ребячьи... Был случай...), которой добивается дополнительных примеров либо контрпримеров. ис КИВая с°беседника к броскому высказыванию, журналист рискует^ казить реальность, огрубить мысль, убрав оговорки. Если даже ре (*тер Не особенно активен в «дирижировании» беседой, он все же напряженно ожидает «чистой» цитаты, цельного, броского высказывания, которое может стать кульминацией материала (хотя редко задумывается над тем, что броская цитата может идти вразрез с подлинным смыслом темы или характером собеседника). Корректирующие вопросы, возникающие во время беседы как импровизационные, должны быть особенно точны и кратки. Надо предусмотреть возможность выхода из ситуации, когда «вопрос дирижера» отпасовывается обратно журналисту. (Например: А что вы сами думаете об этом?..). Как происходит взаимодействие («единоборство»), с удовольствием наблюдают зрители и читатели, именно в этом — главная привлекательность интервью, уже не метода сбора информации, но жанра. Многое решает концовка интервью. По большей части она импровизационна. Иногда рождается из «вопроса-напоминания» — журналист попросту заставляет собеседника повторить еще раз мысль, понравившуюся, запомнившуюся в одном из ответов. (Во время всей беседы интервьюер ищет эту обобщающую фразу, закругляющую беседу). У профессионала обычно есть точное ощущение, когда именно интервью подходит к концу. И проще всего, если нет иных идей, в этот момент подсказать собеседнику его же слова. (Люди хорошо запоминают, чем завершился разговор, а интервью должно выглядеть объективным материалом прежде всего в глазах человека, с которым велась беседа). Концовка часто «примиряет» собеседников, сводя все сказанное, порой полемичное, к удачному выводу интервьюируемого. Широко распространена практика визирования текста интервью перед его публикацией. Однако «визы» можно и избежать. Заканчивая интервью, можно испросить разрешения позвонить собеседнику для необходимых уточнений (даже если это и не нужно). Такой шаг подчеркнет желание журналиста быть объективным, точным, не приписывать собеседнику лишних слов. А также предвосхитит его просьбу показать ему материал до печати (что нежелательно; люди почти всегда хотят отредактировать, пригладить свои мысли, высказывания тотчас же, как увидят их на бумаге). В интервью — готовом материале не обязательно _и споль- зу^тоГ~все ^загшсащ юе;\ опускаются некоторые вопросы^ дру1 гие — «сжимаются» и корректируются (м енять смысл вопроса, ^jKOHe™oJ_jHeflojryjrniMo)1 Идут в ход заметки в блокноте, уточняющие смысловые и интонационные акценты и «прозвучавшие цитаты» — наиболее удачные^ выражения, годные_ ___для^заголовка, для концовки^ Фрагменты, содержащие^ особое
54
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |